Еще лет десять назад мы бы переписывали друг у друга такие стихи в красивые тетрадки. Сегодня, чтобы сохранить зацепившие тебя строчки, достаточно нажать кнопку репоста. У сетевой поэтессы Солы Моновой почти 400 тысяч подписчиков только «ВКонтакте», семь опубликованных книг и толпы поклонников на встречах и концертах.
В ожидании литературного квартирника, который пройдет в Челябинске 20 октября, MyChel.ru отправил Соле несколько вопросов о жизни и творчестве. Первым из них была просьба рассказать, где ее настигло наше онлайн-интервью.
– Прямо сейчас я на даче. Встретила старшую дочь из лагеря, готовимся к 1 сентября, обсуждаем летние впечатления. Через полчаса вернется младший из детсада и пойдем на площадку. Гастролирую я только по будням не более трех дней, на выходных – дети.
– У вас тысячи подписчиков в соцсетях, как вы ощущаете это признание? Вас подпитывает любовь поклонников, или, напротив, постоянное внимание отнимает силы?
– Никак не ощущаю. Хотя в моменты депрессии вспоминаю теплые комментарии и думаю: «Не такой уж я бесполезный человек».
– Может ли поэт творить, когда он счастлив? И о чем тогда он будет говорить? В каком эмоциональном состоянии вы написали свои любимые тексты?
– В разных состояниях пишу. Счастливые стихи прекрасны, просто в моменты счастья трудно найти время для стихов – хочется петь, танцевать, мечтать. Поэтому я делаю заметки и дожидаюсь депрессии.
– Наверняка, молодому сетевому поэту приходится сталкиваться с критикой – как со стороны читателей, так и со стороны профессиональных критиков. Насколько вы уже обросли «броней»?
– Конструктивную критику я люблю, а неконструктивную распознаю по первым буквам и не читаю, чего и всем советую.
– Как вы полюбили стихи и литературу? Какие книги, авторы проходят через всю вашу жизнь? Что увлекло, зацепило совсем недавно?
– В детстве из всех книг на книжной полке я выбирала поэзию. Все, что нашла, прочла. Ахматова, Цветаева, Евтушенко, Ахмадулина... В 10, 11 классах выдали новые хрестоматии, там был еще и Северянин. В Северянина я прямо влюбилась. У себя в стихах нахожу северянинщину. Но не в виде самолюбования, а в виде новинок, нано-словечек. У него были авто, манто, кинематограф, у меня вай-фай, 3G, Инстаграм. Из последних открытий – Борис Рыжий. Про живых говорить не буду.
– Литературе, поэзии сейчас сложнее бороться за место под солнцем – приходится конкурировать с миллионом других занятных штук, которые предлагает Интернет да и в целом индустрия развлечений. Как вы к этому относитесь?
– Для коротких текстов сейчас золотое время. Когда прежде можно было выйти к читателю, минуя издателей, критиков, редакторов литературных журналов? Никогда. А теперь – написал, выложил в Сеть. Миллионы прочтений!
– Популярное сегодня развлечение – версус-баттлы рэперов. Это, конечно, не поэзия в чистом виде, но что-то рядом, а иногда авторам удаются и отличные лирические тексты. Вы хотели бы сами в таком поучаствовать?
– Нет, и не посещала. В 2012 году победила в ряде литературных конкурсов, но мне не понравилось: ни борьба, ни привкус победы, когда все тебя ненавидят. Я поэт-улитка. Мне хорошо в домике, и я не воюю.
– Чем вы занимаетесь в миру? Как проходит обычный день Солы Моновой?
– В миру я живу самой обычной жизнью самой обычной женщины. Занимаюсь спортом, читаю, путешествую. Разве что в телефон смотрю немного чаще других, но уже борюсь с этим. Виртуальный мир слишком засосал. Хочу выделить интернет-часы и строго им следовать. Еще люблю одиночество. В одиночестве хорошо пишется. Но одиночество должно быть коротким, как мороженое в жаркий день.
В глубокой ночи освещает плед
Квадрат моего экрана.
Я помню, мне было 15 лет,
И не было Инстаграма.
Не ставили лайков на мой живот,
Красивый и очень плоский,
И был девяносто какой-то год
И спирт на разлив в киоске.
Паленого спирта текла река,
Кассетник ругался фоном,
Я видела только издалека
Мобильные телефоны.
У хмурых братков и роскошных дам
В ботфортах на босу ногу –
То были отчаянные года
И культовые для многих.
Кого-то убили, а кто-то скис
От мака или от водки,
Папаши латали свои носки,
Мамаши – свои колготки,
Подростки лечили свои угри
И много воображали,
А Танька учила меня курить
У школы за гаражами.
Мы с Танькой не знали о соцсетях,
Фолловерах или троллях,
Мы с Танькой хотели курить взатяг
И шибаться без контроля,
Мы с Танькой считали, что жизнь – игра,
А Пашка Карманов – гений,
И нам показался бы Инстаграм
Какой-то дурацкой хренью.
А Пашка Карманов читал с трудом
И тырил в трамваях цацки,
На трубах в подвале устроил дом
И всех угощал по-царски,
Он пел о принцессах до хрипоты,
Как хочется целовать их,
И лезли на песню в подвал коты
И грелись на стекловате,
И капало с этих горячих труб,
И пахло довольно гнусно,
И будь у меня хоть какой Ютуб,
Вы б знали его искусство,
Поскольку на Пашку ходили все,
Спускаясь во тьму и влажность,
И Пашка бы точно тогда не сел
За чей-то пустой бумажник...
Сегодня в Сети – всевозможный шлак
И много хороших песен.
Я Пашку искала, но не нашла,
Наверное, мир не тесен,
Звенел алюминий вай-фай антенн,
Гудел мировой процессор,
Вбивала хештеги – валил контент,
Но только не те принцессы...
А тех, из подвала, простыл и след,
И это ничуть не странно.
Принцессы рулили в пятнадцать лет –
В эпоху без Инстаграма!
Фото: Фото с сайта Sola-monova.com, видео пользователя Сола Монова/Youtube.com