Капоэйра – боевое искусство, придуманное бразильцами. Истинная история и происхождение capoeira не известны, но большинство людей верит следующему: в 1500 году из разных областей Западной Африки были вывезены и порабощены тысячи африканцев, но они смогли сохранить культуру и желание свободы. Capoeira давала возможность самообороны и побега, так как они могли использовать только свое тело и подручные средства, но практика и развитие боевого воинского искусства была невозможна. Сегодня во всем мире капоэйра занимаются более 50 тысяч человек.
С 1 по 3 июня фестиваль капоэйра пройдет в Челябинске.
Наш корреспондент пообщался с одним из организаторов фестиваля Иваном Тарасовым.
– Как вы узнали о капоэйра?
– В 1994 году я посмотрел фильм, который назывался «Только сильнейший» с Марком Дакаскасом в главной роли. Тогда у меня появилось желание заниматься. Сначала пытался через интернет, но это не то. Из Екатеринбурга к нам приезжал молодой человек – Антон – он учился в Чехии и параллельно занимался в школе ABADA. Потом приехал профессор Пасока. После его семинара мы стали заниматься.
– Иван, в этом году фестиваль капоэйра в Челябинске проводится впервые?
– Именно фестиваль – да. Но до этого в ноябре у нас уже был семинар.
– А что будет сейчас?
– Я могу рассказать, но это надо смотреть. 2 июня в 16:00 в Центре Олимпийской подготовки по дзюдо будет батизадо: кто-то получит свой первый пояс. Те, у кого уже есть пояса, возможно, будут их менять. В этот раз мы хотим устроить большой праздник. В программе мероприятия две основные части: первая – общение спортсменов, проведение мастер-классов, вручение новых поясов и посвящение новичков, вторая – праздник-презентация капоэйра жителям Челябинска с участием музыкальных и танцевальных коллективов, который пройдет на Кировке. «Батизада» – это посвящение. Люди приходят и получают свои пояса. Это праздник как раз больше для них. Ну и для меня, конечно.
– Капоэйра определяют как боевое искусство, спорт, музыку. Для вас в первую очередь это что?
– Наверно, это невозможно разделить. Капоэйра – это сплав танца, музыки, пластики. У каждого свое понимание капоэйра.
– А в чем суть капоэйра?
– Главное – это взаимодействие, общение с человеком. Там не понятия спарринг, зато есть понятие «игра» «joga-порт».
– В чем она заключается?
– Два человека борются друг против друга в кругу. В середине оркестр: большой барабан – атабак, 2 бубна – пандейру, 3 беримбао. Потом одного меняют. И так далее.
– Сколько человек в Челябинске занимается капоэйра?
– Ну, наверно, около 35-ти…
– Вообще, мало…
– Грубо говоря, серьезно мы начали этим заниматься с прошлой зимы. Полтора года. В Москве у нас есть школа ABADA, к которой мы относимся, она существует около двух лет. Просто все это развивается потихонечку. Сами бразильцы говорят, что у нас с ними очень много общего. Они открытые и добрые, любят музыку и в то же время не против хорошей драки. Мы такие же. В капоэйра очень важно умение слушать другого человека. Даже не столько драться, сколько слушать. Это узкое взаимодействие в кругу, и чем лучше взаимодействие, тем выше у тебя уровень.
– Существует ли техника, на которой основана капоэйра?
– Скажем так: это их изобретение. Исконно бразильское.
– Как в боевом искусстве, в капоэйра тоже, наверно, должны быть пояса. Они есть?
– Конечно. Корда – веревка, которая одевается на пояс. Они различаются по цвету: белый, бело-желтый, желтый, желто-оранжевый, оранжево-синий. Всего семнадцать поясов. Синим поясом заканчивается ученический уровень. Синий пояс – это уже уровень градуадо. Градуадо в России пока три. Есть 4 человека с сине-оранжевым поясом. Один из них живет в Екатеринбурге.
– А у вас какой пояс?
– Желто-оранжевый.
– А самый-самый какой?
– Самый высокий? Белый. Снова белый. Самый низкий тоже белый. Скажем так, белый пояс есть у одного человека – у главы школы. Очень тяжело будет перепутать. Есть местре Камиза – глава школы ABADA. У учеников он, правда, не совсем белый, а скажем так… бесцветный.
– Откуда люди узнают о вашем искусстве?
–Кто-то из фильмов, кто-то сам по себе, кто-то просто приходит посмотреть. Разные есть способы. Кому-то знакомые рассказывают.
– В какой срок можно чему-то научиться?
– Это смотря какие цели вы для себя ставите…
– Ну, скажем, искусство капоэйра.
– (Смеется.) О, этому всю жизнь можно учиться… Чтобы овладеть начальным уровнем, в среднем требуется года три-четыре.
– Кто будет из гостей?
– Профессор Пасока, градуаду Робокоп и градуаду Фалькао. Градуаду – это звание.
– А какие еще есть звания?
– До градуаду есть еще алюно, потом градуаду, инструктор, профессор, потом местрандо, и последний – местре.
– Без музыки нет капоэйра?
– Должен как минимум присутствовать ритм, иначе нельзя. Хотя бы хлопки. В зависимости от того, какой ритм играется, выбирается тип игры. Есть игра, в которой акробатически прыгают. Называется юна. Есть игра, где в центр круга кладется бумажная денежка, и нужно поднять ее губами, не касаясь руками пола. Поднять самому и не дать это сделать противнику.
– Это все капоэйра?
– Да. Она разная, очень разная. Одна школа капоэйра всегда будет отличаться от другой. Как и в карате. Обычно различие по формам, по движениям. Наша ABADA – самая крупная школа. Ей многие стараются подражать.
– Есть победители и проигравшие?
– Дело не в том, чтобы выиграть или проиграть. Всегда есть к чему стремиться. Люди вышли, пообщались, здесь нет такого. Это общение, а в нем все более тонко. Когда происходит батизада, все уже знают, какой пояс у них будет. Он дается за то, что ты год тренировался. Люди сморят, как ты растешь. Можно получить через один пояс, через два. Мне, например, в прошлом году сразу дали желтый.
– А весовые категории есть?
– Нет, этого нет. Начинают два человека, потом выходят и меняют кого-то. Партнера надо переиграть, в этом весь смысл. Больше нужна, наверно, хитрость.
– Оружие?
– Есть ритуальное. Но у нас это заменяется палками. Есть легенда капоэйра – Бизауро де Ойро, который прославился тем, что вышел из круга непобежденным. Считается, что учителем Бизауро был бывший раб – легендарный местре Алипиу.
– Насколько важна сила?
– Сила важна. Тяжело стоять на руках, не имея силы.
– У капоэйристов есть клички?
– Есть – Апелиду . Все имена пошли с того времени, когда капоэйра была запрещена. Капоэйристы считались бандитами, поэтому они брали себе разные прозвища. Отсюда это и пошло. Мастер выдает ученику имя. У кого-то оно означает характер, у кого-то – свойство организма.
– А Пасоку что значит?
– Печенька. Синдирелла – «Золушка». Камиза – «воробей».
– У вас есть Апелиду?
– Есть. Touro. По-русски означает «бык». (Смеется.) Потому что могу идти напролом. Мой товарищ Леша, кстати, – Аль Пачино.
– Почему?
– (Смеется.) Похож.
– Вы мастер?
– Нет, пока алюно – всего лишь ученик.
– Сколько раз в неделю занимаетесь?
– 5-6 раз. Всю неделю, кроме понедельника.
– Устаете?
– Смена деятельности есть отдых. Это все равно переключение с физической работы на умственную.
– В капоэйра есть смертельные приемы?
– Любой предмет может быть смертелен. У вас на столе лежит карандаш, он тоже может быть смертелен. Убить человека просто. Это психологический барьер, а не физический.
– Что будет с теми, кто нарушит правила?
– Накажут. Скорее всего, физически – побьют.
– По-русски или по-капоэйровски?
– (Смеется.) Бьют везде одинаково, независимо от пола и расы.