Развлечения Иван Тарасов, организатор фестиваля капоэйра: «Бразильцы говорят, что у нас с ними много общего. Они открытые и добрые, любят музыку и не против хорошей драки»

Иван Тарасов, организатор фестиваля капоэйра: «Бразильцы говорят, что у нас с ними много общего. Они открытые и добрые, любят музыку и не против хорошей драки»

" src=

Капоэйра – боевое искусство, придуманное бразильцами. Истинная история и происхождение capoeira не известны, но большинство людей верит следующему: в 1500 году из разных областей Западной Африки были вывезены и порабощены тысячи африканцев, но они смогли сохранить культуру и желание свободы. Capoeira давала возможность самообороны и побега, так как они могли использовать только свое тело и подручные средства, но практика и развитие боевого воинского искусства была невозможна. Сегодня во всем мире капоэйра занимаются более 50 тысяч человек.

С 1 по 3 июня фестиваль капоэйра пройдет в Челябинске.

Наш корреспондент пообщался с одним из организаторов фестиваля Иваном Тарасовым.

– Как вы узнали о капоэйра?

– В 1994 году я посмотрел фильм, который назывался «Только сильнейший» с Марком Дакаскасом в главной роли. Тогда у меня появилось желание заниматься. Сначала пытался через интернет, но это не то. Из Екатеринбурга к нам приезжал молодой человек – Антон – он учился в Чехии и параллельно занимался в школе ABADA. Потом приехал профессор Пасока. После его семинара мы стали заниматься.

– Иван, в этом году фестиваль капоэйра в Челябинске проводится впервые?

– Именно фестиваль – да. Но до этого в ноябре у нас уже был семинар.

– А что будет сейчас?

" src=

– Я могу рассказать, но это надо смотреть. 2 июня в 16:00 в Центре Олимпийской подготовки по дзюдо будет батизадо: кто-то получит свой первый пояс. Те, у кого уже есть пояса, возможно, будут их менять. В этот раз мы хотим устроить большой праздник. В программе мероприятия две основные части: первая – общение спортсменов, проведение мастер-классов, вручение новых поясов и посвящение новичков, вторая – праздник-презентация капоэйра жителям Челябинска с участием музыкальных и танцевальных коллективов, который пройдет на Кировке. «Батизада» – это посвящение. Люди приходят и получают свои пояса. Это праздник как раз больше для них. Ну и для меня, конечно.

– Капоэйра определяют как боевое искусство, спорт, музыку. Для вас в первую очередь это что?

– Наверно, это невозможно разделить. Капоэйра – это сплав танца, музыки, пластики. У каждого свое понимание капоэйра.

– А в чем суть капоэйра?

– Главное – это взаимодействие, общение с человеком. Там не понятия спарринг, зато есть понятие «игра» «joga-порт».

– В чем она заключается?

– Два человека борются друг против друга в кругу. В середине оркестр: большой барабан – атабак, 2 бубна – пандейру, 3 беримбао. Потом одного меняют. И так далее.

– Сколько человек в Челябинске занимается капоэйра?

– Ну, наверно, около 35-ти…

– Вообще, мало…

" src=

– Грубо говоря, серьезно мы начали этим заниматься с прошлой зимы. Полтора года. В Москве у нас есть школа ABADA, к которой мы относимся, она существует около двух лет. Просто все это развивается потихонечку. Сами бразильцы говорят, что у нас с ними очень много общего. Они открытые и добрые, любят музыку и в то же время не против хорошей драки. Мы такие же. В капоэйра очень важно умение слушать другого человека. Даже не столько драться, сколько слушать. Это узкое взаимодействие в кругу, и чем лучше взаимодействие, тем выше у тебя уровень.

– Существует ли техника, на которой основана капоэйра?

– Скажем так: это их изобретение. Исконно бразильское.

– Как в боевом искусстве, в капоэйра тоже, наверно, должны быть пояса. Они есть?

– Конечно. Корда – веревка, которая одевается на пояс. Они различаются по цвету: белый, бело-желтый, желтый, желто-оранжевый, оранжево-синий. Всего семнадцать поясов. Синим поясом заканчивается ученический уровень. Синий пояс – это уже уровень градуадо. Градуадо в России пока три. Есть 4 человека с сине-оранжевым поясом. Один из них живет в Екатеринбурге.

– А у вас какой пояс?

– Желто-оранжевый.

– А самый-самый какой?

– Самый высокий? Белый. Снова белый. Самый низкий тоже белый. Скажем так, белый пояс есть у одного человека – у главы школы. Очень тяжело будет перепутать. Есть местре Камиза – глава школы ABADA. У учеников он, правда, не совсем белый, а скажем так… бесцветный.

" src=

– Откуда люди узнают о вашем искусстве?

–Кто-то из фильмов, кто-то сам по себе, кто-то просто приходит посмотреть. Разные есть способы. Кому-то знакомые рассказывают.

– В какой срок можно чему-то научиться?

– Это смотря какие цели вы для себя ставите…

– Ну, скажем, искусство капоэйра.

(Смеется.) О, этому всю жизнь можно учиться… Чтобы овладеть начальным уровнем, в среднем требуется года три-четыре.

– Кто будет из гостей?

– Профессор Пасока, градуаду Робокоп и градуаду Фалькао. Градуаду – это звание.

– А какие еще есть звания?

– До градуаду есть еще алюно, потом градуаду, инструктор, профессор, потом местрандо, и последний – местре.

– Без музыки нет капоэйра?

" src=

– Должен как минимум присутствовать ритм, иначе нельзя. Хотя бы хлопки. В зависимости от того, какой ритм играется, выбирается тип игры. Есть игра, в которой акробатически прыгают. Называется юна. Есть игра, где в центр круга кладется бумажная денежка, и нужно поднять ее губами, не касаясь руками пола. Поднять самому и не дать это сделать противнику.

– Это все капоэйра?

– Да. Она разная, очень разная. Одна школа капоэйра всегда будет отличаться от другой. Как и в карате. Обычно различие по формам, по движениям. Наша ABADA – самая крупная школа. Ей многие стараются подражать.

– Есть победители и проигравшие?

– Дело не в том, чтобы выиграть или проиграть. Всегда есть к чему стремиться. Люди вышли, пообщались, здесь нет такого. Это общение, а в нем все более тонко. Когда происходит батизада, все уже знают, какой пояс у них будет. Он дается за то, что ты год тренировался. Люди сморят, как ты растешь. Можно получить через один пояс, через два. Мне, например, в прошлом году сразу дали желтый.

– А весовые категории есть?

– Нет, этого нет. Начинают два человека, потом выходят и меняют кого-то. Партнера надо переиграть, в этом весь смысл. Больше нужна, наверно, хитрость.

– Оружие?

" src=

– Есть ритуальное. Но у нас это заменяется палками. Есть легенда капоэйра – Бизауро де Ойро, который прославился тем, что вышел из круга непобежденным. Считается, что учителем Бизауро был бывший раб – легендарный местре Алипиу.

– Насколько важна сила?

– Сила важна. Тяжело стоять на руках, не имея силы.

– У капоэйристов есть клички?

– Есть – Апелиду . Все имена пошли с того времени, когда капоэйра была запрещена. Капоэйристы считались бандитами, поэтому они брали себе разные прозвища. Отсюда это и пошло. Мастер выдает ученику имя. У кого-то оно означает характер, у кого-то – свойство организма.

– А Пасоку что значит?

– Печенька. Синдирелла – «Золушка». Камиза – «воробей».

– У вас есть Апелиду?

– Есть. Touro. По-русски означает «бык». (Смеется.) Потому что могу идти напролом. Мой товарищ Леша, кстати, – Аль Пачино.

– Почему?

(Смеется.) Похож.

– Вы мастер?

Нет, пока алюно – всего лишь ученик.

– Сколько раз в неделю занимаетесь?

5-6 раз. Всю неделю, кроме понедельника.

– Устаете?

– Смена деятельности есть отдых. Это все равно переключение с физической работы на умственную.

– В капоэйра есть смертельные приемы?

– Любой предмет может быть смертелен. У вас на столе лежит карандаш, он тоже может быть смертелен. Убить человека просто. Это психологический барьер, а не физический.

– Что будет с теми, кто нарушит правила?

– Накажут. Скорее всего, физически – побьют.

– По-русски или по-капоэйровски?

(Смеется.) Бьют везде одинаково, независимо от пола и расы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления