Мало кто сейчас может бросить дом, карьеру, привычный круг общения и отправиться за три моря, например, в горы Непала. Лет десять назад инструктор по хатха-йоге Александр Манеев вряд ли полагал, что увлечение восточными практиками заведет его в мировую мекку хиппи Гоа, тибетский монастырь и маленькую хижину на самой вершине мира. После почти годового путешествия по Индии, Непалу и Китаю он вернулся в Челябинск. Сейчас Александр Манеев преподает в центре «Открытые миры» и планирует возить челябинцев в экскурсии по Гималаям.
– Александр, расскажи, что за зверь такой йога?
– То, что я преподаю, хатха-йога – это простейшая из практик, направленная исключительно на развитие организма: силы, ловкости, гибкости. Никакой философской и духовной составляющей здесь нет. Это обычная гимнастика, только комплексы этих упражнений вырабатывались и оттачивались столетиями. Суть их в том, чтобы постепенно какую-то неудобную позу для человека сделать удобной, и со временем увеличивается гибкость и сила. Это в принципе то же самое, что делает Алина Кабаева, даже совершеннее, но она это делает за деньги, а йог – для себя.
Хатха-йога, силовая йога, это самая низшая ступень практик. А вообще практики могут, как матрешки, одна в другую входить и комбинироваться, например, достиг человек определенных успехов в этой силовой йоге, он может добавить к занятиям дыхательные упражнения, концентрацию или что-то еще. Наивысшая ступень практик – это медитация, которая может привести к просветлению.
– А что такое просветление?
– Никто толком не знает, просветленных людей не так уж много. Я думаю, это когда ты можешь сознанием объять весь мир, грубо говоря, когда будешь сидеть с закрытыми глазами и при этом в мельчайших подробностях знать, что происходит в соседней комнате за стенкой или вообще на другом континенте. Пока этого не достигнешь – не узнаешь, что это. Я – далеко не просвещенный человек. Но другой вопрос – нужно ли это. У каждого своя Фудзи. Кому-то нужно привести в порядок тело, с помощью йоги можно не только развить гибкость, но и так нагрузить мышцы, что мало не покажется. Кому-то наоборот отдохнуть от суеты, успокоиться. Мне кажется, для современного городского жителя йога – это самый оптимальный способ держать в норме и тело и дух. А если кто-то хочет уйти в нирвану, он может добиваться просветления.
– Как ты стал этим заниматься?
– Начну с того, что я всю жизнь занимался компьютерами, свой первый вирус написал в 89 году. Переехал из Челябинска в Москву, там было больше простора для деятельности, работал в одной крупной транснациональной корпорации. Я был начальником российского отделения, руководство мое находилось в Бразилии, а штаб-квартира вообще в Индии. И у меня была очень серьезная травма позвоночника, доходило до того, что я не мог даже сидеть. Перебирал способы, как избавиться от этой проблемы. Начал заниматься хатха-йогой, помогло, стал глубже это все изучать и втянулся. А потом в какой-то момент понял, что дел и удовольствий много, а тело одно, надо его беречь и развивать. Я бросил работу, купил в Ярославской области домик и там какое-то время занимался йогой, а потом уехал на Восток, почти год там прожил, вернулся несколько месяцев назад.
– Расскажи о своем путешествии?
– На Восток я поехал, чтобы практиковать. Побывал сначала в Индии в Гоа, там некоторое время йожился на берегу океана, было здорово. Вообще, если рассматривать Индию с точки зрения йоги, то она такая двоякая. С одной стороны, там масса различных школ и направлений, очень много людей, которые достигли в практиках высокого уровня. С другой же, там есть такая туристическая йога. Есть школы, где человек живет, питается, с ним работает инструктор. Это для туристов, в основном, из Европы, которые напрягаться не особо любят, и занимаются этим чаще всего для галочки, мол, вот я практиковал в Индии. К тому же там очень жарко, когда даже ночью сорок градусов, не особо-то и хочется что-то делать. Если человек хочет заниматься йогой серьезно, это ему не подойдет.
В Китае я месяц прожил в тибетском монастыре наподобие Шаолиньского. Там изучал кун-фу. Таких монастырей в Тибете множество, это такие семейные конторы, платишь около 150 долларов месяц и живешь прямо там, изучая единоборства. В эту сумму входит оплата обучения, питания и проживания. Там, где был я, хозяин – глава семейства – вместе с сыновьями целый день обучал своих постояльцев, а его жена готовила еду и занималась прочими бытовыми вещами. Нагрузки там колоссальные, как в армии. Мало кто выдерживает долго, а туристы едут, в основном, для галочки. Если человек продержался здесь год, то он достоин уважения.
Больше всего мне понравилось в Непале. Замечательная страна! Это касается и природы: там очень красиво – и менталитета, и характера местного населения. Когда я приехал в Катманду, там как раз случилась революция, но более спокойного и умиротворенного места я не видел. Все боевые действия, которые я застал, сводились к одному: соберутся непальцы в кучу, пойдут толпой к какому-нибудь правительственному зданию, сожгут пару покрышек и уходят веселиться. В Непале, в горах, не совсем благоприятные условия для жизни, поэтому там веками складывалась такая психология, что нельзя ссориться с соседом, ведь если этот год у тебя будет неурожайным, кто тебе тогда поможет! Непальцы очень миролюбивый народ.
Туристы для них – это священная корова, так как государство живет за счет туризма. Поэтому если вдруг туристы и окажутся между двумя враждующими сторонами, эти враждующие стороны остановятся, аккуратно возьмут туристов, перенесут в безопасное место и продолжат свои разборки. Потому что все понимают, что обидеть туриста сегодня – значит лишить себя хлеба завтра.
С Непалом у меня так же связана моя личная жизнь. Я туда поехал с бывшей женой, по мере того как мы поднимались в горы, ей становилось все хуже, а мне все лучше. И в какой-то момент, она сказала, что больше не может, и вернулась в Россию, и мы расстались. А потом мой хороший друг Ольга (мы общались с ней по электронной почте) изъявила желание приехать ко мне, я был не против. Подумал, если выдержит в горах – будем вместе. Она выдержала – и вот мы до сих пор вместе.
– Вернемся к йоге. Есть ли какая-то особая диета, что-то можно или наоборот – нельзя?
– Диеты нет. Можно есть и пить все что хочется, но бесследно для здоровья это не проходит. Лучшее питание – это растительная пища и всякие йогурты, творожки. В Китае есть такое учение, которое утверждает, что человек может питаться энергией земли через пупок¸ и якобы в голодные годы китайцы так и выживали. В этом есть, конечно, определенный смысл, но долго на пупке не проживешь. Что касается мяса и рыбы, то это очень тяжелая для организма пища. В ней очень много энергии, и она для тела как наркотик: дает такой мощный приход, что сил для работы много, но потом, в конце концов, это сказывается на здоровье. Есть это, конечно, можно, но просто потом потратишь массу времени, чтобы привести организм к первоначальному положению. Та же история с алкоголем.
– Александр, расскажи о своих планах на ближайшее будущее.
– Вообще, я хочу связать свою жизнь с йогой, с ее развитием. Сейчас я набираю группу, человек 10-15, чтобы пройти с ними десятидневный ретрид, или уединение, по-другому. Мы будем жить в лесу, непрерывно практиковать и при этом до минимума сократим общение, то есть говорить почти не будем. Эти десятидневные курсы позволяют человеку как-то очистить разум, отвлечься о повседневной суеты. А в дальнейшем есть задумка собрать народ и отправиться в Непал. Там есть очень увлекательный пеший маршрут, который можно пройти за несколько дней, при этом постоянно практиковать. Думаю, это будет интересно.