√алина Ѕорейко, хореограф: «ћо€ судьба – это большое стечение обсто€тельств»
" src=
" src=
ќна родилась в ¬олгограде, училась в Ћенинграде, а стала звездой в „ел€бинске. ¬ыпускница Ћенинградского хореографического училища им. ¬агановой, √алина Ѕорейко могла блистать на сцене знаменитого ћариинского театра, но посв€тила свою жизнь „ел€бинскому театру оперы и балета им. √линки, на сцене которого станцевала более 30 классических балетных партий. ќна сто€ла у истоков зарождени€ и становлени€ чел€бинского балета. ¬ыдающа€с€ прима-балерина, а потом и талантливый педагог-репетитор театра, √алина ћихайловна не только была признана и любима чел€бинской публикой, но обрела здесь семейное счастье.   своему 70-летнему юбилею, который артистка отметит в декабре, она подошла рука об руку со своим любимым мужем √ерманом ѕлатоновичем ¬€ткиным, в прошлом ректором, а ныне президентом ёжно-”ральского государственного университета. ќ своей удивительной творческой судьбе и жизни √алина ћихайловна рассказала в интервью сайту MyChel.ru.

– √оворить о судьбе довольно просто, а может быть, и нет, потому что это большое стечение обсто€тельств. ћою судьбу определили педагоги Ћенинградского хореографического училища, когда € была еще семилетней девочкой. ¬олею судеб € оказалась вместе со своим братом во ¬ладикавказе. ћы в то врем€ уже туда переехали, была эвакуаци€ во врем€ войны. —овершенно случайно оказались в каком-то пионерском лагере детского дома, потому что убежали из санатори€, куда нас определила мама. ¬ этом лагере дети были без родителей, а у нас была мама. ѕапа к тому времени погиб на войне.

¬ тот день, когда произошла встреча с ленинградскими педагогами, все старшие дети ушли в горы на экскурсию, и лагерь осталс€ совершенно пустой. » мы, малыши, так болтались в пустоте и увидели, как какие-то две женщины сидели, а вокруг них – дети. ћы с братом тоже подошли к этой группке. ќказалось, что это были педагоги из ленинградского училища, которые приехали во ¬ладикавказ, столицу —еверной ќсетии, набирать осетинскую группу дл€ обучени€ в Ћенинградском хореографическом. ¬ дальнейшем они собирались открывать оперный театр во ¬ладикавказе и готовили свои кадры дл€ него.

» вот мы подошли к этой группе детей, где и мен€ проверили. ћой брат оказалс€ неспособен, а € оказалась, видно, способна€ девочка, потому что они сказали: «Ёту девочку мы берем». Ќа что воспитатели ответили: «” этой девочки есть мама». Ётими педагогами были ¬арвара ѕавловна “камей, котора€ преподавала в училище девочкам, друга€ – Ќадежда ѕавловна Ѕазарова, занимавша€с€ с младшими мальчиками. ¬ итоге им пришлось встретитьс€ с моей мамой. ќна никак не хотела мен€ отдавать, хот€ педагоги усиленно рекомендовали. ѕоследнее, что они сказали: «¬ы знаете, когда девочка вырастет, она вам не простит, что вы ее не отдали». ¬ результате решили, что € немножко подрасту и через год поеду учитьс€. » еще попросили маму мен€ сфотографировать, чтобы руководители училища увидели ребенка. “ак что вот с этой фотографией, собственно, € и была прин€та в хореографическое училище.

ѕричем надо сказать, что в шесть лет мама мен€ отдала сразу обучатьс€ в общеобразовательную и музыкальную школы и во ƒворец пионеров на хореографическое отделение. ¬ музыкальной школе у мен€ был очень хороший педагог, славившийс€ во ¬ладикавказе в ту пору. ¬о всех трех местах € уже проучилась по году. ѕедагоги, уезжа€, сказали, чтобы € продолжала учитьс€ музыке в обычной школе, но совершенно не занималась в хореографическом кружке, чтобы неправильно мен€ не учили. Ћучше начинать сначала, чем потом переучивать ребенка. Ёто абсолютно верно.

ѕрошел год, и вы отправились в Ћенинград.  ак проходила ваша учеба?

– ¬ восемь лет € оказалась там. Ќадо сказать, что все хореографические училища начинают прием детей с более старшего возраста, то есть тогда, когда они оканчивают начальную школу. » наше обучение в Ћенинграде начинаетс€, если судить по общеобразовательной школе, с четвертого класса. Ќи третьих, ни первых и ни вторых классов нет. » вот в восемь лет, закончив уже два класса, € переезжаю в Ћенинград и сразу попадаю в четвертый класс общеобразовательный и во второй специальный, в тот осетинский класс, который набрали год назад. ¬от так началась мо€ учеба в Ћенинграде. ”чилась € в этом осетинском классе на государственном обеспечении, потому что мама мо€ не смогла бы платить за мен€.

”чилась € очень успешно. ” мен€ всегда были по всем общеобразовательным предметам п€терки. » только в первую четверть первого года получила п€ть с минусом. я, восьмилетка, сразу влилась в коллектив, хот€ в нашем классе были дети и на п€ть, и на шесть лет мен€ старше. “ем не менее, когда мне позже предложили перейти к дет€м моего возраста, € отказалась. я уже привыкла к этим дет€м, их знаю, мне страшно было куда-то уходить... ¬месте с ними € и закончила училище.

ѕрофессионально € тоже всегда училась на отлично. ” нас не было тогда, к сожалению, красных дипломов, как сейчас, не было конкурсов, но тем не менее € одна из интерната сумела попасть на зарубежный фестиваль молодежи и студентов в –умынии. ¬ общем, € настолько успешно училась, что мен€ готовили дл€  ировского театра, ћариинский театр сейчас. “ем более артисты ћариинского театра были в одном помещении с нашим училищем. ќдни залы, даже один педагог.

ѕолучилось так, что сначала € приехала вот к ¬арваре ѕавловне и три года у нее проучилась. ƒальше мы переходим к педагогам, которые учат старших детей и потом выпускают их. ¬от мой второй педагог »рина ¬асильевна Ўирипина как раз была и педагогом, и репетитором ћариинского театра. “ака€ преемственность была очень интересна. ћы все врем€ видели, как репетируют артисты ћариинского театра. »ногда мы просто смотрели, когда была открыта дверь, а если не открыта, то в щелочку подсматривали какие-то уникальные репетиции, которые нас интересовали. ” каждого из нас была любима€ балерина, труппа-то больша€ – где-то человек триста, наверное. » училище само большое, много залов, богата€ интересна€ истори€. ќдним словом, мен€ вот этот педагог ћариинского театра »рина ¬асильевна готовила фактически быть балериной этого театра.

„то вы танцевали во врем€ учебы?

– я танцевала партии, называемые па-де-де, переводитс€ с французского как «танец вдвоем». “акое па-де-де есть в каждом классическом спектакле. Ёто как завершение, высша€ форма хореографического действа. Ёто и «Ћебединое озеро», и «ƒон  ихот», и «∆изель» – вс€ классика. ¬от € таких па-де-де четыре станцевала как минимум, невзира€ на то, что € кучу еще вс€ких номеров танцевала. я танцевала такие па-де-де, как в «ƒон  ихоте», например, когда выпускалась, которые €вл€ютс€ эталоном балерины. «ƒон  ихот» вообще считаетс€ сложнейшим классическим спектаклем, который заканчиваетс€ этим па-де-де знаменитым: свадьба, праздничное действо. Ётим па-де-де € и выпускалась. Ёто все происходило на сцене ћариинского театра, конечно, под его же оркестр. “о есть мне пришлось станцевать четыре таких па-де-де, начина€ с 14 лет, каждый год. я могла соперничать с нашими выпускниками.

≈ще в нашем училище был свой школьный театр, где мы посто€нно какие-то номера ставили. Ёто само собой было. ј вот ћариинский театр – это эталон, это уже только в выпускных концертах. Ќо мы еще все врем€ были зан€ты в практике ћариинского театра. ѕотому что во всех старинных спектакл€х, как правило, есть номера дл€ маленьких детей, учащихс€ хореографического училища. “огда такие спектакли составл€ли основной репертуар, поэтому мы практически в каждом из них по€вл€лись на сцене ћариинки.

ј свое первое выступление в ћариинском театре помните?

–  онечно. я тогда еще только мес€ц или два проучилась, естественно, ничего не умела делать, но мен€ уже зан€ли. я помню балет «ћилица», видно, про войну; какой-то задник, полыхающий огнем, это значит война. » вот от задника на авансцену, вперед бежит женщина с двум€ детьми в страхе. ћаленька€ девочка с ней – вот это € была. (—меетс€.) ¬от первое мое по€вление на этой сцене, когда € еще ничего не умела, потому что только по€вилась, но тем не менее.

— той поры € все врем€ что-то где-то танцевала, танцевала и танцевала. ” нас вообще была больша€ практика: мы то в —мольном танцуем, то в “аврическом дворце, то в ћалом оперном, то в филармонии (она р€дом с нами находилась), то мы у шефов танцуем, то в каком-то кинотеатре шефском. ѕосто€нно танцевали. Ёта огромна€, огромна€ нагрузка, с которой далеко не все справл€лись.

ѕри такой нагрузке, наверное, происходил большой отсев из училища?

– –азумеетс€. ¬ училище, если принимаетс€ класс, допустим, 40 человек, дай бог, если 12 из них дойдут до конца и выпуст€тс€, станут артистами балета. ј может быть, и того меньше. ћожет, даже никто из этих детей не будет солистом, не то чтобы там ведущие партии танцевать. ¬от настолько избирательна наша професси€, что в общем-то не знаешь, кем ты будешь. Ѕывает, что перерастают дети, иногда фигуры мен€ютс€: ребеночек приходит один, а когда он начинает вырастать, смотришь, у него из длинных ножек стали короткие, длинный торс.

¬от эта диспропорци€ уже не совместима с балетом. ” кого-то здоровье подводит, потому что огромные физические нагрузки, если учесть, что у нас по 12 уроков было. “о есть совмещаетс€ три школы. » тут же ты посто€нно ездишь выступать. ¬от в шесть п€тнадцать урок закончилс€, в шесть тридцать теб€ уже ждет автобус, тебе надо ехать на концерт. ќсвобождаешьс€ где-то к двенадцати ночи, потому что раньше спектакли начинались в восемь часов вечера, представл€ете, пока спектакль закончитс€! ј мы могли только в последнем акте быть зан€ты. “аким образом, конечно же, происходил большой отсев из училища.

≈сли вас целенаправленно готовили дл€ ћариинского театра, как же вы оказались тогда в „ел€бинске?

" src=
" src=
– я триумфально окончила училище, можно и так сказать, кругом отличница. » вот когда пришел выпуск, так получилось, что осетинский театр не был готов, его еще не построили. » поскольку —еверна€ ќсети€ – это тоже –осси€, –—‘—– тогда это было, нас отдали, куда –оссии было нужно. “огда же распределение было. » кроме этого осетинского класса выпускались еще два класса, их немного, всех вместе нас около 40. ќказалось, что в „ел€бинске открываетс€ театр, и нужно туда ехать. ѕосле концерта, который был в ћариинском театре, художественный руководитель театра ‘едор ¬асильевич Ћопухов подошел ко мне. Ёто очень знаменита€ личность в истории балета, он долгие годы проработал в театре, у него есть книга – «60 лет в балете», по-моему, называетс€, он еще с д€гилевскими «–усскими сезонами» ездил как танцовщик, новатор, как балетмейстер, но не пон€тый в ту пору.

ќн ставил Ўостаковича, много чего он ставил, но не ко времени, тогда его еще не понимали. ѕотом его ученик √ригорович ёрий Ќиколаевич (он же наш, ленинградский) от него вз€л то, что тогда не было восприн€то. “ак что первые его спектакли, конечно, были наве€ны Ћопуховым. ‘едор ¬асильевич по окончании нашего концерта пригласил мен€ к себе в кабинет. ќн мне предложил работу: остатьс€ в ћариинском театре, сказал, что многое от мен€ будет зависеть. Ќо € еще не успела сказать да, как приезжает директор вновь образовавшегос€ чел€бинского театра ¬севолод ѕетрович јртемьев, у которого, веро€тно, был приказ, что весь наш выпуск отправить на открытие театра в „ел€бинске. ћой педагог не хотела мен€ отпускать, но она ничего не смогла сделать. ќна мне и моей однокласснице говорила: не подписывайте, не подписывайте. ¬ конечном счете пришла и сказала: «ƒевочки, вы комсомолки, нужно ехать. ¬от поработаете там три года, потом приедете, всегда € вас жду». Ќу мы и уехали. ћы вынуждены были уехать, потому что другого пути у нас не было. “ак € оказалась в „ел€бинске.

 акую первую партию вы исполнили на новой сцене?

– —начала хочу сказать, что в первый же год после окончани€ сезона € уехала в Ћенинград к своему педагогу позаниматьс€, потому что театра еще не было, нужно было подготовить р€д спектаклей, чтобы открыть ими чел€бинский оперный. »з балета должны были быть первыми «Ћебединое озеро», «Ѕахчисарайский фонтан» и «ƒон  ихот». «Ћебединое озеро» мне не предложили, а предложили «арему в «Ѕахчисарайском фонтане». «арема дл€ мен€ была то же самое, как если бы € сейчас на лед вышла. (—меетс€.) я приехала 16-летним подростком, только получила паспорт.  онечно, € профессионалом была, уже очень образованным подростком, но в сознании человеческом € была еще просто ребенок. “ем более в интернате: там педагоги, здесь воспитатели, все врем€ под покровительством этих взрослых людей. », конечно, мы были оторваны от насто€щей жизни, у нас был свой замкнутый мир.  огда мы сюда приехали, не знали, как поставить чайник и заварить чай. “о есть совершенно не приспособленные к жизни были. ј когда мне предложили «арему, эту восточную женщину, € пришла в изумление.

ј ставил балет приглашенный режиссер, с ”краины по-моему, и «Ћебединое озеро» тоже приглашенный – “регубов. » вот он начал ставить. я и мо€ коллега, девочка, которую тоже педагог не отпускала, рыдали в этом зале, потому что не могли. ƒвижени€ могли делать, а вот почувствовать, стать актрисами этого спектакл€ не могли. Ёто игровой спектакль, так называемый драмбалет, тогда в ту пору очень модный. Ќужно было не просто танцевать, а сделать партию игровую, показать страсть женщины.  онечно, мне, подростку, такое было не под силу. я и жизни не знала, не знала тех жизненных коллизий, которые могут с человеком происходить.

» в то же врем€ плохо не могла делать, € все-таки профессионал. ћогла очень сложные технические вещи делать, могла 32 фуэте и с правой ноги сделать, и с левой – это сложный трюк, который далеко не каждой балерине даетс€, а дл€ мен€ это было без проблем. Ќо быть вот этой «аремой, котора€ убивает свою соперницу... (”лыбаетс€.) я только рыдала, чтобы мен€ освободили от этого спектакл€. » вот этот јлександр Ќиколаевич, режиссер, очень переживал, потому что ему надо было ставить. Ќо была, слава богу, одна балерина, Ћариса –оденко, котора€ старше. ќна москвичка, в ћоскве училась, но приехала сюда, когда уже года три-четыре проработала в других театрах. ќна уже адаптированна€ как-то к жизни была. » она вот там на месте была, а мы вообще никак. ѕрошли годы, когда мен€ все-таки заставили этот спектакль выполнить.

ј следующий спектакль – это «ƒон  ихот», как раз па-де-де знаменитый, который € на выпуске танцевала. » надо же такому случитьс€, что приглашают на постановку этого спектакл€ именно вот этого ‘едора ¬асильевича Ћопухова, который мен€ приглашал, увидев на сцене ћариинского театра мое знаменитое па-де-де.  огда он приехал, он, конечно, сделал мен€ первым составом. “аким образом, первый мой выход на сцене нашего театра в главной партии был как раз этот знаменитый спектакль «ƒон  ихот», поставленный знаменитым человеком. ¬от так началась мо€ творческа€ жизнь в этом театре.

ќтработав, как положено, три года в чел€бинском театре, вы могли вернутьс€ в Ћенинград. ѕочему же все-таки остались?

– “ака€ ситуаци€ жизненна€ сложилась. ¬ ту пору театр был настолько попул€рным, его так долго ждали... ќн же должен был перед войной еще открытьс€, но война помешала. ƒес€ть лет это здание восстанавливалось, испорченное войной и заводом, на сцене был гор€чий цех, вы представл€ете? ƒес€ть лет его готовили, потому что масло из стен выходило. «наменитый потолок, который был расписан известным художником ƒайнеко, отделан сусальным золотом, это все пришло в негодность, все это нужно было восстанавливать. ќткрытие театра стало огромным событием и в городе, и в „ел€бинской области в целом, да и в стране, потому что это был самый молодой театр ———–. 40 человек труппы, то есть весь кост€к, приехали из знаменитого императорского училища.

ѕлюс еще мое €ркое первое выступление положительно сказалось, руководство мен€ пригл€дело. я сразу за€вила о себе. —ледующий спектакль уже в очередном сезоне приезжает ставить новый балетмейстер, у которого € играю в первом составе в балете «Ёсмеральда». » так каждый год: один-два новых спектакл€ прибавл€лось и прибавл€лось.

≈ще € осталась по чисто человеческим факторам. “ак получилось, что поскольку ты на сцене, столько людей всегда приходит, и они смотр€т на теб€, молодую девочку. “акое паломничество студентов всегда было, прежде всего это самый большой „ѕ», из мединститута, пединститута много. –еб€та из политехнического института у нас и в мимансе были, подрабатывали артистами.  стати, там, в мимансе, подрабатывал и тот молодой человек, который потом стал моим мужем. Ёто √ерман ѕлатонович ¬€ткин. —обственно, из-за этого €, веро€тно, в „ел€бинске и задержалась.

Ќе знаю, как бы сложилась мо€ судьба дальше, может быть, € бы уехала, потому что педагог все врем€ настаивала. Ќо так получилось, что здесь мне было хорошо, потому что € была признана публикой. Ѕыла признана руководител€ми, они мен€ поддерживали, помогали жильем и многим другим.

” вас, наверное, не было отбо€ от студентов-поклонников?

– ћожно сказать и так. Ќачинающа€ девочка, юна€ и на виду все врем€, привлекает много внимани€ у всех, кто приходит в театр. ј тут тебе и молодежь разных вузов. ќни все приходили, мен€ приглашали к себе на новогодние вечера. ” мен€ до сих пор сохранилс€ в штурманское пропуск на Ќовый год. (”лыбаетс€.) ”спех был колоссальный.

’от€ надо сказать, € относилась к этому очень спокойно. ≈сть девочки, которые рано созревают, им интересно с мальчиками в компани€х, мен€ это не прит€гивало. ћен€ изо всех сил прит€гивали работа и театр.

 ак же вы тогда познакомились с √ерманом ѕлатоновичем?

– — √ерманом ѕлатоновичем мы познакомились совершенно случайно. —обственно, мы с ним и не познакомились. ќн увидел мою фотографию. ƒело в том, что перед открытием театра делали портреты всех солистов оперы и балета, чтобы познакомить немного чел€бинцев с труппой. “акую фотографию √ерман ѕлатонович и увидел. ћожет, мне 16, а может, уже 17 было, точно не помню. “ак он со мной познакомилс€. ѕотом поставил задачу лично познакомитьс€. Ќу вот и познакомились.

ћы отмечали дни рождени€ своей ленинградской компанией, не все 40 человек, конечно, а просто кто-то с кем-то дружил. » вот в мои 18 лет первый раз √ерман ¬€ткин был приглашен на день рождени€ в мою ленинградскую компанию. ќн предложил мне вскоре выйти за него замуж, но €, девочка строгих правил, сказала, нет, только после 20. ≈ще три года он за мной ухаживал. (”лыбаетс€.) ѕосле 20 лет мы все-таки поженились. ¬ общем-то это решило мою судьбу остатьс€ здесь в театре.

я не ушла и позже, хот€ было много предложений от разных театров, и педагог пока еще была в силе. ƒаже несмотр€ на то, что √ерман ѕлатонович первую диссертацию защищал в Ћенинграде, и мы уже были женаты. “ам его пригласили в политехническом работать. ќн отказалс€, потому что очень предан „ел€бинску. ” него вс€ семь€ чел€бинска€. ƒаже когда был депутатом думы, его оставл€ли на вс€кие разные интересные должности, он все равно он оставалс€ ректором, параллельно работа€ в думе. ѕ€ть дней там, два дн€ здесь, вот так вот ездил. Ќикогда не оставл€л „ел€бинск и никогда не хотел уехать. Ќу вот, видимо, это и решило мою судьбу остатьс€ в „ел€бинске.

¬ы никогда не жалели о том, что остались в „ел€бинске?

– Ќет, не жалела. «десь € стала довольно успешной. —тала примой-балериной нашего театра, первой народной артисткой. Ќе знаю, как бы сложилась мо€ судьба в Ћенинграде, трудно загадывать.

—егодн€ все совсем по-другому, € не знаю, как бы все сложилось, смогла бы € станцевать столько, сколько € станцевала... јктеру важно быть на сцене, важно быть признанным публикой, потому что иногда бывает така€ ситуаци€: вот в театре есть главна€ балерина, и ты не можешь никак пройти.

јртистам балета раньше надо было 20 лет отработать независимо от возраста. «начит, € могла тогда в 36 лет пойти на пенсию, но € чуть больше танцевала. ј сейчас вообще ведущим балеринам 15 лет только даетс€. “о есть по сегодн€шним меркам € вообще в 31 год могла уйти на пенсию. Ќо в „ел€бинске сложилась друга€ ситуаци€, потому что здесь, наоборот, всегда не хватало кадров, здесь же нет училища. — этих позиций, € думаю, что мне здесь больше профессионального интереса было. ћожет, было бы и там неплохо, не знаю.

¬едь каждый надеетс€ на успех, но не каждый его достигает по тем или иным жизненным коллизи€м. ѕризнание зрителей – это особа€ стать€. ћы же объездили так много городов —оветского —оюза: от „иты до  алининграда, от јрхангельска до —очи – мы бывали везде. » везде нас принимали замечательно. ≈сли в „ел€бинске нас уже знали, то в другом городе ты выходишь и каждый раз о себе говоришь заново. ≈сли тебе принос€т после спектакл€ только написанные стихи, ты понравилась. »ли тебе несут огромный букет и говор€т – танцуйте до ста лет, вы приносите радость. «начит, затронул ты какую-то струну в душе человека. я многих зрителей заставила своим творчеством сопереживать, пон€ть что-то прекрасное.  роме хлеба и другой еды, нужна еще и еда духовна€. „еловек не может жить только материальной стороной. ѕоэтому мы в музеи и на спектакли ходим, музыку слушаем.

—егодн€ € благодарю судьбу, что так получилось. ” мен€ прекрасный муж, мы до сих пор понимаем друг друга, несмотр€ на то, что мы совершенно в разных област€х работаем. ѕонимаем друг друга, потому что оба творческие люди.  огда € во сне шевелю руками и ногами, он знает, что это € не сошла с ума, а € просто танцую. ƒаже во сне. (”лыбаетс€.) “рудно загадывать, как бы сложилась мо€ судьба, не останьс€ € в „ел€бинске. «десь € прожила трудную, но счастливую жизнь.