Семья истории

Яблоко от яблони: 9 милых фото, на которых дети повторили снимки своих родителей в том же возрасте

Смотрим, насколько сильно бывают похожи на нас дети, а иногда и внуки

Это папа (слева) и дочка в одинаковом возрасте. Обворожительная улыбка точно передалась по наследству

Иногда мы злимся на своих родителей — часто это происходит из-за того, что они проявляют те особенности своего характера, которые мы отчаянно пытаемся подавить у себя. Но кровь — не водица, и все мы с годами становимся очень похожи на своих мам и пап, бабушек и дедушек. Наши коллеги из Wday.ru собрали фотодоказательства этому — предлагаем посмотреть подборку, а потом набрать своим близким и сказать, что вы их очень любите.

Слева — бабушка в юном возрасте, а справа — ее внучка сейчас. Впечатляет?
Здесь изображены отец (слева) и сын (справа). Кажется, что это один и тот же человек в разных обстоятельствах
На этом фото малыш (справа) решил повторить драматическое выражение лица отца. А что, неплохо вышло
А вот взрослые фото подросших детей и их родителей в том же возрасте — это просто бомба. В каждом семейном архиве должна быть такая
Малышка удивительно похожа на маму. После этого с генетикой точно не поспоришь

Редакция NGS.RU тоже предлагала своим читателям присылать фото, где дети как две капли воды похожи на родителей в детстве. Вот что они получили:

Мама Яна и младший сын Марк (справа)
Ольга похожа на свою бабушку, а не на родителей — бывает и такое
Алена на фото немного старше мамы, но сходство есть. Куртка та же: хранили все эти годы

Генетик — о том, что мы унаследуем от родителей

Народная мудрость гласит: «Гены пальцем не сотрешь». И правда, давно уже известно, что очень многое в нас определено на уровне генов и передается по наследству: от склонности к отдельным болезням до фигуры.

Но правы ли те, кто оправдывает чужие поступки фразами вроде «у него в роду все такие»? Не врали ли сценаристы «Доктора Хауса», когда создавали сюжет с приемным сыном, который узнал тайну своего происхождения по подбородку приемного отца? На эти и другие вопросы нам отвечала генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией постгеномных исследований, руководитель ЦКП «Геном» ИМБ РАН Анна Кудрявцева.

Анна Кудрявцева — кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта Российской академии наук (ИМБ РАН), заведующая лабораторией постгеномных исследований, руководитель ЦКП «Геном» ИМБ РАН.

Связан ли характер человека с генетикой

Как человек с неплохим багажом знаний в области генетики и определенным жизненным опытом, я считаю, что характер, несомненно, связан с генетикой. Спорным для меня является вопрос о том, в каком соотношении генетика и внешняя среда влияют на формирование личности.

Традиционно психология постулирует ведущую роль внешних факторов, например отношений между членами семьи, условий жизни, случайных событий, психологических травм, которые и обусловливают появление специфичного набора черт, совместно формирующих характер. Биология же в большей степени признает роль наследственности и считает ее основной причиной различий в поведении людей.

«Бесконечная уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы», которую исповедовал А. С. Макаренко, не подтверждается научными исследованиями. Но почему генетики пока не могут полностью расшифровать генетические механизмы, опосредующие тот или иной характер человека? Причин несколько.

Основная проблема кроется в том, что характер — это комплексная и крайне многофакторная сущность.

Ученые же на данном этапе развития генетики могут работать лишь с отдельными признаками, а разложить характер на элементарные составляющие не так-то просто.

Возьмем в качестве примера склонность человека ко лжи. Все методы, позволяющие определить индекс наследуемости, говорят о значительном вкладе генетического компонента, но никто не может выдвинуть даже гены-кандидаты, потенциально связанные с этим признаком.

Вторая проблема связана с тем, что черты характера — это не дискретные признаки, их нельзя описать как присутствующие или отсутствующие. Как правило, мы имеем дело с разной степенью выраженности признаков — в популяции обнаруживается вся палитра оттенков.

Третья причина — явление взаимодействия генов. Всё больше и больше подтверждений обнаруживается тому факту, что фенотип определяется не только конкретным геном, но и его окружением.

То есть особенности ДНК в одних генах могут оказывать влияние на работу других генов и, как следствие, определять конечное состояние признака.

Для того чтобы изучать такие взаимодействия, нужно создавать и анализировать огромные базы геномных данных. Пока это направление находится лишь в зачаточном состоянии в связи с массой методических сложностей.

Ну и наконец, существует огромная область науки — эпигенетика, и она говорит нам о том, что не только генетический код определяет наблюдаемый фенотип.

Эпигенетика изучает способы регуляции работы генов вследствие прямого взаимодействия ряда факторов. Самые известные из них — метилирование и модификация гистонов, белков, на которые наматывается ДНК в процессе компактизации. Именно гистоны могут определять, какие участки нашего генома открыты для считывания РНК по матрице ДНК, а какие находятся в тени.

Родство по внешности

Есть мнение, что существуют внешние признаки, по которым можно установить отцовство. Например, что если у папы был раздвоенный подбородок, то и у ребенка обязательно будет. На самом деле, точно определить родителей человека можно только по генетическому тесту.

Даже если кажется, что ребенок похож на отца внешне, это может быть результатом банального совпадения или следствием предпочтений матерью ребенка определенного типажа мужчин.

Но действительно есть признаки, которые часто проявляются у ребенка, если они есть у родителей. Например, у кареглазых родителей с высокой вероятностью родится именно кареглазый малыш.

Так же происходит и с группой крови: зная группы крови родителей, зачастую можно просчитать возможные группы крови ребенка. Однако такие данные скорее могут подсказать, что родитель таковым на самом деле не является. Доказать истинность отцовства таким образом не получится.

Что еще почитать: