15 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -11°С

Топ-20 шедевров: они изменили мир

Поделиться

«Услышав это, вы услышите главное» – таким был рабочий слоган авторов идеи. Сейчас он звучит совсем иначе, но дело не в этом. Суть в том, что любой человек, считающий себя не только образованным, но и культурным, должен знать имена и творения людей, о которых пойдет речь.

На каких китах держится музыка

Первый концерт нового проекта дирижера, заслуженного артиста РФ Адика Абдурахманова и поэта Константина Рубинского «Двадцать шедевров, изменивших мир» состоится 8 февраля. А первым именем в афише станет имя гения XVIII века Людвига ван Бетховена, которого называют ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Сегодня Бетховен – один из наиболее исполняемых композиторов в мире.

8 февраля знаменитую «Героическую симфонию» Бетховена и его не менее знаменитый Третий фортепианный концерт исполнят симфонический оркестр под управлением Адика Абдурахманова и великолепный пианист, ректор Уральской консерватории Валерий Шкарупа (Екатеринбург). Но следует сказать сразу, что концерты из цикла «Двадцать шедевров, изменивших мир» нельзя считать просто концертами. Это нечто особенное. Не случайно авторы идеи в процессе работы над проектом изменили первоначальный слоган, сегодня он звучит так: «Живая музыка. Живая история».

Валерий Шкарупа

«Будет звучать живая музыка и будет рассказана живая история, как эта музыка создавалась, – говорит Константин Рубинский. – Вы можете не быть завсегдатаями концертных залов, не разбираться в классической музыке, вы можете вообще не знать, что это такое, но, прослушав произведения выбранных нами композиторов, вы будете иметь понятие о том, на каких китах музыка держится, как она развивалась и что двигало ее создателями. Исходя из этого мы разрабатывали программу».

Культурный код

По словам Константина Рубинского, ни в коем случае разговор во время концерта не будет напоминать уроки теории музыки, потому что в основе рассказа – истории любви и яркие факты, раскрывающие глубокие биографические тайны. Слушатель получит сильные эмоции не только от самой музыки, но от истории жизни ее творца. Создать эти парадоксальные тексты авторам проекта поможет ведущий челябинский музыкант-теоретик Ирина Дымова.

«Самое главное – увлечь слушателей, чтобы им захотелось знать музыку и понимать, насколько все связано в этом удивительном мире, – считает Адик Абдурахманов. – К примеру, Иоганн Себастьян Бах и его “Хорошо темперированный клавир” – это зерно всей последующей музыки в мире, это та азбука, с которой многое начиналось. А после того, как Вивальди написал “Времена года”, эту тему подхватили многие и многие. Еще один великий композитор – Арнольд Шёнберг – повлиял на музыку всего ХХ века.

Очень много любопытного в истории музыки. Например, композиторы Веберн и Шёнберг в 30-е годы ХХ века приезжали в советскую Россию и выступали перед рабочими Путиловского завода. Вел концерт один из выдающихся музыковедов Иван Соллертинский. Так вот, после его рассказа о музыке рабочие целый час слушали симфонию, не шелохнувшись! И были в восторге! Хотя они никогда ранее не слышали симфонической музыки».

По словам Константина Рубинского, чтобы раскрыть музыку неискушенному слушателю, необходимо дать ему некий культурный код, ключ, который позволит совершенно по-другому вслушиваться и всматриваться.

Как войду и каким выйду

На скептическое замечание, что потребность быть культурным человеком осталась в границах ХХ века, а сегодня на первый план вышли другие приоритеты, Адик Абдурахманов горячо возразил: «В зрелом возрасте большая часть людей понимает, что помимо работы, успеха, дохода существует еще что-то, что делает нас людьми. И я вижу сегодня вполне успешных, состоявшихся людей на концертах классической музыки. Кстати, иногда разговариваю с представителями бизнеса и слышу: «Я в Вене слушал такой-то концерт». А когда спрашиваю: «Вы в Челябинске были на концертах?», то в ответ получаю искреннее недоумение: «Разве в Челябинске бывают такие концерты?!» И для этих людей тоже мы создали свой новый проект».

Цикл концертов «Двадцать шедевров, изменивших мир» рассчитан на три филармонических сезона – один концерт в месяц, и на самого разного слушателя – от профессионала до «чайника». В афише проекта – произведения и истории жизни 20 композиторов мира: Баха и Вивальди, Моцарта и Бетховена, Шостаковича и Прокофьева, Брамса и Верди, Чайковского и Римского-Корсакова, Гершвина и Шёнберга... До конца нынешнего сезона челябинцы услышат программы, посвященные Бетховену, Вивальди, Моцарту и Римскому-Корсакову. Будущий сезон начнется с музыки Гершвина.

«Мы будем исполнять самые великие произведения, – продолжает Адик Абдурахманов. – И мы будем приглашать солистов, которые лучше раскрывают того или иного композитора. Уже сказано, что фортепианный концерт Бетховена прозвучит в исполнении Валерия Шкарупы. “Времена года” Вивальди с нами будет исполнять известный петербургский скрипач Айлен Притчин, а Сороковую симфонию Моцарта – пианист из Казани Евгений Михайлов.

Сыграть Шопена я приглашал знаменитую Элисо Вирсаладзе, в ответ она предложила молодого пианиста Дмитрия Шишкина, который стал одним из победителей на конкурсе Шопена. И это будет особый подарок челябинским слушателям, потому что Дмитрий Шишкин родился в нашем городе, рано уехал в Москву, поступив в специальную музыкальную школу. И вот мы договорились – он приедет играть Шопена».

В ответ на вопрос, откроют ли в процессе концертов искушенные авторы проекта нечто особенное и для себя, Константин Рубинский сказал так: «Мне самому интересно, как я в этот проект войду и каким из него выйду. Мы еще сами до конца не знаем, что откроется нам вместе со слушателями и как это нас изменит».

Начало концерта 8 февраля в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева в 18:30.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!