Город Рафаил Рузбин, генеральный директор компании «ВторКом»: «Мы сделаем наш город чище» Рафаил Рузбин, генеральный директор компании «ВторКом»: «Мы сделаем наш город чище»
Большинство челябинцев редко задумываются о том, что совершенно неправильно обращаются с бытовыми отходами. Казалось бы, что нового здесь можно придумать? Собираешь отходы в ведро да выносишь на мусорку...
Большинство челябинцев редко задумываются о том, что совершенно неправильно обращаются с бытовыми отходами. Казалось бы, что нового здесь можно придумать? Собираешь отходы в ведро да выносишь на мусорку – привычные повседневные действия. И мало кого интересует, что обычный мусор на самом деле является ценным вторичным сырьем. Его можно отправить в переработку, сделать из него новые товары и тем самым сберечь природные ресурсы, которые с развитием общества подвергаются все большему воздействию человека. Челябинское предприятие «ВторКом» уже много лет занимается вторичным оборотом материальных ресурсов. Однако в одиночку справляться с проблемой твердо-бытовых отходов становится все труднее, поскольку активное участие в этом процессе должны принимать не только профессионалы, но и все жители города, начиная от городских властей и заканчивая населением. Генеральный директор компании «ВторКом» Рафаил Рузбин знает, как сберечь природные ресурсы и сделать город чище.
– Рафаил Исмаилович, какие задачи ставит перед собой ваше предприятие?
– Задача нашего предприятия – собрать и переработать как можно больше твердо-бытовых отходов. Это позволяет не только экономить природные ресурсы, но и выпускать товары производственно-технического назначения. Я уже не говорю о том, что мы дополнительно организуем рабочие места и отчисляем деньги во все уровни бюджетов.
Стоит отметить, что степень развития общества напрямую зависит от того, насколько оно способно перерабатывать свои отходы. Если углубиться в историю, то все наши города, по сути, возводились на несанкционированных свалках. Когда археологи раскапывают сегодня древнюю часть Челябинска и начинают изучать культурный слой, то находят все отходы жизнедеятельности человека, которые в свое время были свалены под ноги и затоптаны. Наш город просто рос на куче мусора. А к чему приводили такие несанкционированные свалки? К массовой гибели людей от различных болезней. Только потом человек сообразил, что нельзя отходы сваливать рядом с собой. Отсюда первое гениальное открытие городского жителя – мусорные свалки должны находиться как можно дальше от места проживания.
Надо сказать, что в России уровень переработки ТБО довольно низкий. А ведь в 70-е годы Советский Союз был достаточно продвинутым в этом вопросе по сравнению с другими странами. Даже существовал главк, который занимался сохранением и вторичным оборотом материальных ресурсов. Была и система стимулирования населения: к примеру, за сданную макулатуру люди получали талоны на книги или другие дефицитные товары. Кроме того, велась целенаправленная политика по воспитанию детей и взрослых, которых приучали беречь природные ресурсы.
Наша страна поставляла макулатуру в Финляндию, Австрию и другие европейские страны, которые сегодня здорово опережают нас по уровню развития вторичных материальных ресурсов. Не верится, правда?
– Почему же мы так отстали?
– Многие считают, что у нас нет проблем в обращении с бытовыми отходами. Сегодня, эта тяжелая тема даже не попала в приоритетные национальные проекты. Вот представьте себе: сейчас на одного жителя России приходится порядка 250-350 килограммов ТБО, в развитых странах эта цифра доходит до 600-800 килограммов. Получается, чем лучше мы будем жить, тем больше будет отходов. А у нас никто не собирается проектировать нормальные полигоны для мусора и работать на них. Известная всем свалка в Челябинске существует много десятков лет, и, по-моему, нет никаких перспектив, что ее закроют и построят настоящий полигон.
– Как ваше предприятие намеревается решать проблему твердо-бытовых отходов?
– Необходимо организовать раздельный сбор ТБО, но в рамках одного предприятия этого не сделать. Ни сил, ни средств не хватит. Финансовые ресурсы нужны очень большие. Только представьте, в Латвии по некоторым районам ввели раздельный сбор отходов, так ЕЭС на это им выделило 54 миллиона евро. При этом население Латвии – всего 2,6 миллиона человек. И они еще недовольны – мол, слишком мало денег выделили!
В России пока вопрос четко решен лишь по юридическим лицам, частным предприятиям. Для них четко расписано, как они должны обращаться с ТБО, как сортировать, кому передавать. Правда, здесь все же не хватает контроля и грамотного исполнения на каждом этапе. Я тут столкнулся с интересной проблемой. Несколько челябинских предприятий подготовили проекты на размещение отходов, чтобы минимизировать их и вовлечь во вторичный оборот. В конце каждого проекта было написано: заключить договор с «Челябспецтрансом» и вывезти рассортированные отходы на свалку. Спрашивается, для чего тогда сортировать ТБО? И никто из чиновников на это не обратил внимания. Получается, что документ чисто формальный. Лучше бы писали, что отходы нужно вывести во «ВторКом». Мы бы и деньги за это заплатили…
С населением же все гораздо проблематичней. Просто не существует документов, обязывающих людей собирать отходы раздельно. Я считаю, что это в корне неверно. Мало того, что мы сами неправильно обращаемся с отходами, так еще и следующее поколение воспитываем в том же духе. За рубежом, к примеру, для малышей даже специальные книжки есть, где рассказывается, что такое отходы, из чего они образовываются, как перерабатываются. У нас даже взрослым полезно было бы их почитать, потому что они многого просто не знают.
– Может, тогда стоит подобные книжки раздавать детям в наших школах? Или, к примеру, повесить там плакаты, где все про отходы написано?
– От одного плаката мало пользы будет. Тогда в школе сразу нужно ставить несколько раздельных контейнеров, чтобы дети могли попробовать на практике то, что прочитали. Мы проводили такой эксперимент в школе № 93. Мой сын, который там учился, рассказывал интересные вещи. Ученики специально бегали в буфет, покупали воду в бутылках или баночках жестяных, чтобы потом выбросить упаковку в предназначенный для нее бачок (Смеется.). Но мы недолго там работали. Не понравилось отношение к делу руководства школы, которое разрешило ставить контейнеры только на первом этаже.
Что касается распространения книжек… Честно говоря, не наши это функции. Наша задача – донести идеи до тех, кто этим должен заниматься – администрация, общественные организации и так далее. И еще одна задача – плавно приучить население к раздельному сбору отходов.
– Как вы собираетесь этого добиваться?
– У нас давно работают стационарные приемные пункты, которые собирают весь спектр вторичных ресурсов: бумагу, текстиль, ПЭТ-бутылки, полиэтиленовую пленку, алюминиевые банки, стекло и так далее. Теперь у нас еще появились механические передвижные пункты. Раньше старьевщик с тележкой ездил, а теперь во двор будет приезжать фургончик. По статистике, это в три раза эффективней, чем стационарные приемные пункты. Главное все хорошо организовать. Люди должны знать, что, допустим, каждый вторник к ним во двор приезжает приемный пункт, куда можно сдать отходы. Пока это только эксперимент, но, думаю, такая практика приживется. Когда люди поймут, что отходы нужно не выбрасывать, а сдавать и получать за это деньги, то в дальнейшем их будет проще приучить к раздельному сбору отходов.
– Не получится так же, как с предприятиями: люди будут сортировать мусор, а потом его увезут на свалку?
– На сегодняшний день мы запустили линию по переработке ПЭТ-бутылки, тем самым создали для властей полноценную базу, позволяющую внедрить раздельный сбор бытовых отходов. Помнится, раньше чиновники, приезжая из-за границы, предлагали понаставить в городе разноцветных контейнеров в надежде, что люди сразу начнут сортировать отходы. Вот здесь всегда натыкались на ошибку. Собранные раздельно отходы в любом случае повезли бы на одну общую свалку (Смеется.). И к чему тогда все это затевать? Но почему-то до распорядителей такие простые истины не доходили. Чтобы организовать раздельный сбор ТБО, необходимо подготовить производство по их дальнейшей переработке, в противном случае в сортировке нет смысла. Сейчас для этого все готово, однако есть другие организационные вопросы, которые должны решать уже власти. К сожалению, на сегодняшний день у государства нет четкой политики по обращению с ТБО. Даже нет структуры, которая бы этим занималась. Мало того, по законодательству и регионы не обязаны этим заниматься.
– Муниципалитеты. Только ведь возможности у них неравные. У миллионного города, к примеру, есть хорошие материальные ресурсы и потенциал, который позволяет более-менее справляться с проблемой ТБО. А есть такие муниципалитеты, которым не до отходов – пенсии бы людям обеспечить. К тому же и подходы у глав городов абсолютно разные. Одни согласны с идеей раздельного сбора ТБО и пытаются внедрить ее у себя. Другие считают, что мусор нужно сжигать и начинают десятилетиями строить мусоросжигательные заводы. В этом случае чиновники не заинтересованы в том, чтобы приучать людей к раздельному сбору, строить нормальные полигоны, создавать систему санитарной очистки, привлекать частный бизнес. Мол, построим завод, и проблем не будет. И неважно, что на этой территории разрушится экология, а люди станут больше болеть. А ведь сейчас в России сжигается всего лишь один процент всех отходов. Кроме того, процесс захоронения мусора в 10 раз дешевле, чем сжигание. Слава богу, умные люди это понимают. В Европе за последние 10 лет ни одного такого предприятия не построили, многие штаты Канады и Америки их просто запретили. Хорошо, что глава Челябинска также высказал четкую позицию и запретил строить у нас мусоросжигательный завод.
Но опять же, чтобы внедрить раздельный сбор ТБО, недостаточно лишь четко выработанной политики. Нужно привлекать к этому все дошкольные и школьные учреждения, закупить литературу, ввести специальные предметы. Нужно готовить специалистов на уровне техникумов и даже институтов. Сейчас в России нет ни одного специалиста по обращению с ТБО или переработке вторичных ресурсов. Ситуация безобразная, честно говоря. А самое активное участие в этом должны принимать общественные организации.
– Что могут сделать общественные организации в системе раздельного сбора ТБО?