Задержанный по подозрению в убийстве златоустовских школьниц действительно тот маньяк, которого искали. Об этом заявил руководитель следственного управления при прокуратуре Челябинской области Павел Чеурин. Он сообщил, что буквально на следующий день после задержания 23-летний педофил дал признательные показания. Кроме того, во время обыска в его квартире нашли вещественные доказательства, назвать которые следователи пока отказываются, и даже его собственный фоторобот. В ближайшее время его должна опознать выжившая первоклассница Лера Лютая. Сейчас оперативники собирают воедино все улики, устанавливают мотивы убийства и ждут результатов экспертиз. Одна из них даст ответ на вопрос: здоров ли психически преступник, был ли он вменяемым на момент совершения убийства.
Фамилию 23-летнего Николая Мозглякова оперативники установили накануне задержания. Однако на след убийцы начали выходить гораздо раньше: помогли учителя и дети, которые не раз видели преступника возле школы. По всей видимости, он уже высматривал жертву. Как выяснилось, маньяк жил по соседству, и даже с первого по шестой класс учился в этой же школе №77.
Задержанный воспитывался в многодетной семье. Известно, что отчим с жестокостью относился к пасынку, а у брата убийцы были проблемы с законом. Сам Николай Мозгляков был судим четыре раза за кражи, в том числе в несовершеннолетнем возрасте. В общей сложности отбывал наказание в местах лишения свободы более шести лет. Из тюрьмы Мозгляков вышел в августе 2007 года. Следователи располагают информацией, что в колонии он подвергался сексуальному насилию. Сейчас эти сведения проверяются. После освобождения Мозгляков работал по найму в Москве в ремонтно-строительной бригаде. В Златоуст вернулся за неделю до совершения преступления.
По словам руководителя следственного управления Павла Чеурина, маньяк не был знаком с убитыми девочками: семиклассницы Аня Мохнаткина, Аня Лютая и ее семилетняя сестра Лера стали случайными жертвами маньяка, на их месте мог оказаться кто угодно. 1 апреля преступник взял одну из учениц в заложники и, угрожая расправой, заставил двух других девочек пойти вместе с ним. Он завел их в заброшенный дом, держал там несколько часов, затем увел в лесопосадки, где и было совершено зверское убийство. Выжила только семилетняя Лера. С многочисленными ранениями ее нашли утром сотрудники железной дороги. Рядом с местом преступления оперативники обнаружили фотографию мужчины. На обратной стороне были написаны стихи, как позже установили эксперты, шизофренического характера. На фото оказался сосед преступника, который умер из-за проблем со здоровьем накануне преступления.
В расследовании жестокого убийства участвовали более трех тысяч сотрудников милиции и следователей прокуратуры. Они провели поквартирный обход всех близлежащих домов, но, как выяснилось позже, в квартиру именно маньяка милиционерам попасть не удалось.
По показаниям выжившей Леры был составлен рисованный портрет педофила. Спустя несколько дней его дополнили и уточнили. Однако никто из видевших преступника не мог определить, что это именно Николай Мозгляков, даже несмотря на то, что за сведения о маньяке власти пообещали вознаграждение в миллион рублей.
По словам соседей, Николай Мозгляков обитал в квартире на девятом этаже вместе с сожительницей, их маленьким ребенком, матерью и тремя братьями. Николай со старшим братом нигде не работали. Сказать, что семья неблагополучная, соседи не могут. Мать с виду женщина спокойная, безобидная, пьяной ее никогда не видели. Скандалов в квартире тоже не слышали, единственное, что семья периодически заливала соседей снизу да давно не платила за коммуналку.
Сам Мозгляков, по словам соседей, на вид невзрачный, неопрятный, однако не агрессивный, спокойный, «только взгляд у него нехороший», ни с кем никогда не здоровался, некоторые соседи вообще его не замечали. Интересно, что фоторобот разыскиваемого маньяка висел во всех подъездах и на всех лестничных площадках. «Мы видели: что-то знакомое, но узнать никак не могли, – говорит соседка Нина Андронова. – На фотороботе у него слишком вытянутое лицо. Вот если его сделать покруглее – один в один. Мы б его сразу узнали!»
Когда соседи узнали, что маньяк жил в их подъезде, очень испугались. «У меня двое детей четырех и девяти лет, всегда отпускала их гулять во дворе одних. А оказалось, в одном подъезде с маньяком живем», – ужасается Нина Андронова.
Пока неизвестно, умышленно ли родственники и жена маньяка не хотели выдавать преступника правоохранительным органам или действительно даже не могли заподозрить его в издевательствах над девочками.
По словам Леры Лютой, убийца даже звонил кому-то по сотовому телефону и говорил, что отомстил. Оперативники установили, с кем в тот момент общался маньяк. Как сообщил Павел Чеурин, эти лица были доставлены в РУВД, но, как выяснилось, к преступлению они не имеют никакого отношения.
«Некоторая доля именно сожаления (потому что я бы не назвал это раскаянием) у задержанного есть, но думаю, он еще сам не до конца понимает, какое страшное преступление совершил», – отметил Павел Чеурин. Сейчас убийца содержится в СИЗО в Златоусте. Ему будет предъявлено обвинение по статьям, которые предусматривают пожизненное заключение. Однако, по словам Павла Чеурина, окончательно дело передадут в суд только через несколько месяцев, когда будут собраны все доказательства совершения преступления и установлены мотивы.
Тем не менее златоустовцы до сих пор не могут прийти в себя, настолько их потрясла жестокость, с которой расправились с детьми. Попрощаться с девочками пришло полгорода, на похоронах народу было очень много, дети плакали. В течение девяти дней на партах, за которыми сидели погибшие девочки, лежали цветы, в холле висели их портреты. Сейчас все убрали, чтобы не оказывать неблагоприятного психологического воздействия на детей. «Школьники и так испытали сильный стресс, с ними работали психологи. Старались научить детей, как вести себя, если схватит какой-нибудь преступник: громко кричать, сопротивляться, всячески привлекать к себе внимание», – говорит директор школы №77 Наталья Проскудина.
Стоит отметить, что район, где находится школа, очень глухой. Общественный транспорт там не ходит, дети добираются до дома пешком. Рядом, в двухстах метрах, железная дорога. Сейчас в школе введены повышенные меры безопасности, посторонних не пускают. Всех детей после занятий забирают родители, которые по приходу домой должны отзвониться директору или классному руководителю. Если в течение двух часов звонок не поступит, учителя поднимут тревогу.
По словам Павла Чеурина, эти меры правильные, родители и учителя должны следить за детьми. «Каждую неделю в сводках проходят сообщения об изнасилованиях несовершеннолетних и других преступлениях в отношении детей, – подчеркнул Павел Чеурин. – Часто надругательства продолжаются несколько месяцев, а то и лет, но почему-то жены мужчин, которые насилуют собственных или приемных детей, не считают нужным обращаться в милицию. Необходимо, чтобы учителя, сами родители более внимательно относились к детям».
Трагедия в Златоусте должна запомниться не только жестокостью расправы, но и как печальный пример того, что некоторой части таких преступлений можно было избежать. Для этого не нужно ничего сверхъестественного, просто каждый должен хорошо выполнять свою работу: социальные работники – проверять неблагополучные семьи, участковые – пристально следить за всеми, кто только освободился, отбыв срок за тяжелое преступление, а остальным – чуть внимательнее относиться друг к другу. Павел Чеурин пообещал, что через некоторое время будут разработаны рекомендации местным властям и сотрудникам различных ведомств, которые помогут снизить число преступлений, совершенных в отношении детей.
Ранее на эту тему
1. Войтович расследует убийство златоустовских школьниц (02.04.2008)
Фото: Фото Людмилы БЕЛЫШЕВОЙ