
Поделиться

Поделиться
От умения бизнеса договариваться с властью и профсоюзами зависит нормальный деловой и социальный климат в регионе. Сейчас в период обновления правительства области и столицы Южного Урала актуальными становятся вопросы взаимодействия и сотрудничества бизнеса и власти. Что станет центральной темой предстоящего заседания правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области? Какие проблемы волнуют руководителей крупных предприятий Южного Урала? Почему тема социального партнерства приобретает важность именно сейчас? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Павлом Рыжим.
– Павел Анатольевич, с представителями ПРОМАССа новый губернатор Челябинской области Михаил Юревич встречался дважды. Один раз до инаугурации, второй – уже в должности главы региона. Означает ли это, что ПРОМАСС стал влиятельнее СПП?
– Не думаю, что этому факту нужно придавать такое значение. Не секрет, что ПРОМАСС создавался по заданию Петра Сумина после того, как СПП поддержал предыдущего губернатора. Нам тогда посоветовали самораспуститься. Мы ответили, что никаких оснований для этого не видим. В ответ услышали: «Хорошо, мы всех руководителей предприятий запишем в другую организацию». В результате появился ПРОМАСС, который до сих пор успешно работает в области. Так что позиция губернатора всегда имеет большое значение, и никогда бизнесмены ссориться с губернатором не станут. Это в условиях России 2010 года небезопасно и даже вредно. Поэтому для нас выстраивание отношений с назначенным губернатором – одна из важных и насущных тем. Замечу, что предложение Михаила Юревича о встрече с правлением СПП к нам поступало. Просто на тот момент в Челябинске не было ни президента СПП Виктора Рашникова, ни Александра Федорова, еще целого ряда руководителей крупных предприятий и членов правления областного Союза промышленников и предпринимателей. Поэтому решили дождаться ключевых игроков и выбрать удобное время. В итоге мы вместе с помощниками главы региона пришли к мнению совместить встречу губернатора с правлением СПП с его визитом в Магнитогорск 18 мая.
– То есть так называемого сигнала, что ПРОМАСС стал ближе к губернатору, вы не заметили?
– Ну, ПРОМАСС физически и территориально ближе к губернатору. (Улыбается.) Потому что еще с тех пор у него есть офис в здании правительства Челябинской области. Но видеть во всем сигналы, пугаться раньше времени не стоит. Что касается обсуждения места и даты встречи губернатора и СПП, то это был доброжелательный диалог.
– Смена власти всегда влечет за собой некую смену элит. Сейчас эта тенденция получила новый импульс. Как на это отреагирует так называемый клуб олигархов?
– Слушайте, а ПРОМАСС – не клуб олигархов?.. Мы уже с вами говорили, что в нашей стране очень легковесно трактуется понятие элиты. Считается, что к ней принадлежат большие начальники, те, кто занимает начальственные кресла в бизнесе и политике. Хотя, на мой взгляд, элита – это в том числе и знаковые имена в культуре, медицине и других сферах. Конечно, смена руководства государственных и муниципальных органов некоторым образом повлияет и на состав правления СПП. Здесь был ряд людей, представлявших власти. Например Владимир Дятлов, хотя он вошел в правление будучи совладельцем и директором завода, а не вице-губернатором. Смена политической команды, властной вертикали – это нормальный процесс. А вот если это даст импульс смене собственников крупных бизнесов, то это точно будет нездоровый сигнал. Очень бы этого не хотелось…
– Что будет обсуждаться на предстоящем заседании правления СПП – модернизация Союза промышленников и предпринимателей, взаимоотношения с новым губернатором, другие вопросы?
– Главной темой станет, конечно, знакомство с новой исполнительной властью области. Думаю, что в Магнитку приедет не только губернатор, но и его заместители. Фактически это будет первая встреча людей знакомых, но находящихся ныне в разных статусах. Кроме того, ряд крупных руководителей готовят сообщения по актуальным проблемам металлургии, трубопроводного транспорта, связи и так далее. Также обсудим тему социального партнерства. Кстати, ее актуальность подтверждается тем, что правительство России в настоящее время разрабатывает новую концепцию социального партнерства.
– Сейчас мы говорили о заседании правления. Но вскоре планируется провести еще и конференцию Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области. В ее повестке говорится о существенном обновлении правления челябинского СПП. Когда состоится конференция и какую кадровую чистку она предполагает?
– Это будет внеочередная конференция. Она связана с тем, что РСПП внес изменения в устав организации. Теперь региональные объединения должны привести в соответствие с ними свои уставы. По закону это возможно только путем общего сбора членов организации. На заседании правления в Магнитогорске мы определимся с датой проведения конференции и перечнем вопросов для обсуждения. Что касается второй части вопроса, то, действительно, накопилось много вопросов по ряду членов правления: кто-то уехал, не занимается работой, фактически вышел из состава и так далее. Правление СПП нуждается в ревизии, очистке от «мертвых душ» и обновлении.
– Недавно на встрече с руководителями предприятий Михаил Юревич заявил, что будет отстаивать интересы промышленности. Что, на ваш взгляд, это означает?
– Во-первых, слышать это было приятно. Во-вторых, в том же заявлении Юревич совершенно четко сказал, что остается реалистом и понимает, что для тяжелой промышленности есть два главных фактора влияния – это конъюнктура рынков и менеджмент. Ни исполнительная, ни законодательная власти глобально изменить эти факторы, например повлиять на цену металлов или стоимость денег на рынке международных заимствований, не в состоянии.
– Тогда о каком реальном влиянии губернатора на судьбу крупной промышленности вы говорите? Что он может сделать – послать какой-нибудь запрос федеральным властям?
– В любом случае все надеются, что вредить новая администрация точно не будет. От региональных и муниципальных властей зависит то, что называется деловым климатом территории. Здесь и нужно искать точки соприкосновения, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве. К примеру, губернатор может поддержать проект, требующий вливания федеральных денег или распоряжений правительства РФ, либо не заметить подобного обращения. Соответственно, и отношение к такому проекту у федералов будет разным. Если не решающим, то сформированным под таким углом зрения. Допустим, сейчас готовится заседание Российской правительственной комиссии по вопросам металлургии. В июле оно пройдет в Екатеринбурге. Было бы здорово, если бы губернатор или его заместитель по промышленности выступил координатором наших металлургов. Сейчас они предпринимают достаточно много усилий и шагов, но делают это разрозненно. И здесь областные власти могут сказать свое слово.
– Готов ли СПП что-то предложить губернатору? К примеру, обозначить те направления, где нужна поддержка первого лица области.
– Обязательно предложим. Меньше всего смысла я вижу в протокольных встречах. Не хочется забегать вперед, так как подробный разговор состоится на заседании правления. Но абсолютно точно знаю, что там будут обсуждаться конкретные совместные шаги, в первую очередь по металлургии.
– Союз промышленников и предпринимателей неоднократно заявлял о приоритете социального партнерства. Но сейчас у нас модно говорить про модернизацию, инвестиции и так далее.
– Вы правильно употребили слово «модно». С кем встречался губернатор, присутствуя на заседании ПРОМАССа? С региональным объединением работодателей. С кем он будет встречаться в лице СПП? Еще с одним таким же объединением. Есть закон, в котором четко сказано, для чего существуют эти организации, – участие в социальном партнерстве и экспертиза законодательных актов. Действия объединений работодателей четко регламентированы. Всё остальное – благие пожелания. К тому же указывать собственникам бизнеса, какие инновации внедрять, куда направлять инвестиции, не может ни одна предпринимательская организация. Возьмем, к примеру, 15 предприятий. Они могут договориться о том, какую минимальную зарплату держать, сколько процентов тратить на охрану труда и социальные программы? Да, могут, и это происходит на самом деле. Но представьте десяток металлургических предприятий, договаривающихся, какую печь им у кого ставить? Это хорошо лишь для телевизионной картинки, но не для реальной работы.
– Какова главная задача объединений работодателей?
– Четко скоординировать свои действия в отношениях с партнерами (государством и работниками). И не просто брать на себя обязательства, но и выполнять их, с каждым годом повышая планку. Кстати, сейчас в правительстве страны разрабатывается новая концепция социального партнерства. Согласно ей каждая сторона – государство, бизнес и профсоюзы – будет нести юридическую ответственность за взятые обязательства.
– Но любое объединение представителей бизнеса так или иначе защищает свои интересы. Если вы сосредоточитесь на социальных темах, лоббирование «провиснет»?
– Вовсе нет. Защита интересов бизнеса не означает, что мы должны обсуждать проект модернизации ММК или трубопрокатного завода. У них есть собственники, которые сами все сделают. СПП должен заботиться об общем деловом климате. Когда мы говорим о социальном партнерстве, обычно фокусируемся на отношениях «работодатель – наемный работник». Но не менее важен вектор отношений «работодатель – государство». Если власть через того или иного уполномоченного представителя вредит бизнесу, то это также означает разрушение принципов социального партнерства. К примеру, только ленивый не говорит о растущем административном прессе, который касается абсолютно всех крупных промышленных предприятий. Многие вынуждены держать специальных людей, которые занимаются только общением с теми или иными контролерами. Но когда административный восторг превышает разумные пределы, встает вопрос: для чего все это? У СПП есть идея провести мониторинг 20-30 крупнейших промпредприятий и узнать, кем, когда и сколько дней и часов за год они проверяются. Уверен, что это будут впечатляющие цифры – десятки тысяч человеко-часов. А какой в этом толк, какой результат достигается?
– Павел Анатольевич, в интервью нашему сайту несколько месяцев назад вы говорили о том, что перемены назрели и 2010-й год станет для местного РСПП переломным, годом поиска новых идей. Они уже найдены?
– Об одной из идей я только что сказал. Еще одна тема, которой СПП намерен активно заниматься, – совершенствование системы подготовки кадров для индустрии. В этом году готовится новое областное трехстороннее соглашение. Нужно предусмотреть, чтобы там не было неисполняемых норм. Кроме того, на уровне РСПП задается вопрос, насколько нужно иметь в одном регионе два объединения работодателей. Пока не знаю, как это решать, но обсуждать вопрос, конечно, надо. Заметьте, я не даю оценку этой ситуации – хорошая она или плохая. Но ее необычность признают все.
– Есть ли еще регионы с подобной ситуацией?
– Очень немного. Насколько мне известно, всего в паре регионов действует больше одного объединения работодателей. Где-то его функцию брала на себя торгово-промышленная палата, а потом появилась другая организация. Где-то так складывалось исторически.
– Планируется ли более тесное взаимодействие с малым бизнесом?
– Да, Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области планирует всерьез заняться интеграцией в социальное партнерство малого бизнеса и непромышленного сектора экономики. Сегодня в этой сфере занято не меньше рабочих рук, чем в промышленности. Сотовые сети, ретейл, банковские организации – это все очень крупные работодатели. Однако когда речь заходит о социальном партнерстве и социальных обязательствах, почему-то все сводится к нескольким десяткам крупных предприятий. С одной стороны, власть прилагает большие усилия к развитию малого бизнеса, помощи за счет бюджета. С другой стороны, гигантская сфера, называемая полутеневой экономикой, не охвачена никакими соглашениями с государством и профсоюзами. Согласитесь, что это искажает общую картину. Ни в коем случае не ратую за навязывание дополнительной нагрузки на малый бизнес. Но считаю, что законодательство по охране труда, участие в социальных программах – все это должно распространяться и на малый бизнес.
– Вы правда верите, что это кому-то нужно?
– Считаю, что такой работой нужно заниматься. Пытаться изменить сложившуюся ситуацию, добиваться конкретных результатов – верю, что это необходимо.