RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

0 м/c,

725мм 73%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Челябинск прокатили с автомобильным

Челябинск прокатили с автомобильным

К 1 октября в Челябинске останется только один военный вуз – ЧВВАУШ, училище штурманов. Вслед за расформированным в 2007 году танковым училищем Минобороны ликвидирует и автомобильный институт. Не успевшие получить лейтенантские погоны курсанты в сентябре

К 1 октября в Челябинске останется только один военный вуз – ЧВВАУШ, училище штурманов. Вслед за расформированным в 2007 году танковым училищем Минобороны ликвидирует и автомобильный институт. Не успевшие получить лейтенантские погоны курсанты в сентябре отправятся доучиваться в Омский танково-инженерный институт, где специально для автомобилистов будет создан отдельный факультет.

Расформирования Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища ждали давно. Но на какое-то время могло показаться, что гроза обошла ЧВВАКИУ стороной. В ноябре 2009 года министр обороны РФ заверял губернатора Челябинской области Петра Сумина, что институт будет сохранен. На запрос главы региона о судьбе вуза поступил ответ от министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. «В соответствии с распоряжением правительства РФ №1695-р на базе Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (военного института) имени главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова создан филиал Военного учебного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российский Федерации», который продолжит подготовку офицеров-автомобилистов. Параметры набора курсантов на первые курсы варьируются в зависимости от реальной потребности в офицерах по конкретным военным специальностям и устанавливаются на каждый год», гласило послание главного военного чиновника России. Собственно, у многих и в армии, и на гражданке в благополучном исходе не было никаких сомнений: к концу прошлого года челябинский вуз оставался единственным в России учебным заведением для офицеров-автомобилистов. Самаркандское училище ушло из ведения Минобороны с развалом Советского Союза, вуз в Уссурийске давно закрыт, рязанских автомобилистов сократили до влившегося в состав местного же училища ВДВ-факультета. Челябинцев же 20 июля решили объединить с омскими танкистами, что следует из текста приказа за номером 990, подписанного министром обороны Анатолием Сердюковым.

«Сокращение – шаг, конечно, сложный, – комментирует пресс-секретарь Приволжско-Уральского военного округа Игорь Горбуль. – Но оно происходит в рамках принятой программы оптимизации численности российской армии. 350-тысячный офицерский корпус должен сократиться до 150-тысячного, поэтому в ближайшие три года ни одно военное училище вообще не будет принимать курсантов. За это время будут уволены в запас офицеры пенсионного возраста, подрастет молодежь. Уменьшившейся в размере армии не будет нужно такое количество офицеров. Что касается судьбы челябинского училища, то часть преподавателей будет переведена в Омск вместе с курсантами, а перспективы оставшихся и судьбу материальной базы решат в Москве. Пока ни в округ, ни в сам вуз никаких документов не поступало. Вообще расформирование ЧВВАКИУ – часть концепции оптимизации учебного процесса. На базе нескольких военных вузов сейчас формируются крупные учебные центры, где будут одновременно проходить обучение курсанты самых разных специальностей».

В вузе пока не видели даже подписанного 20 июля приказа о ликвидации училища. Поэтому официальных комментариев руководство училища не дает. Начальник ЧВВАКИУ Игорь Мурог сообщил только, что идет подготовка к расформированию, а прощание с боевым знаменем (ведь училище – это все-таки подразделение Вооруженных сил) состоится 26 августа. Эта же информация размещена на сайте вуза. Между тем офицеры среднего звена – преподавательский состав и командиры курсантских взводов – поговаривают о том, что в Омске потребуется всего около двух десятков челябинских военных педагогов. А в училище их около двух сотен! Те, что помоложе, надеются найти себе место в строевых частях челябинского гарнизона: ехать за тридевять земель мало кому хочется. Остальные готовятся к увольнению в запас, а гражданские служащие – просто к увольнению. Энтузиазма новость не добавляет не только военным, но и гражданским властям.

«Мы предлагали не закрывать, а немного трансформировать Челябинское высшее автомобильное училище, чтобы приблизить его к обычному вузу, – отмечает губернатор Челябинской области Михаил Юревич. – Но Министерство обороны считает, что это не их функции и количество военных училищ избыточно. Оно, может быть, и избыточное, но закрывать учебное заведение плохо. Хочу отметить, что в других странах, например в Англии, военизированные учебные заведения – традиция. Молодые ребята не только получают высшее образование, но и вступают во взрослую жизнь дисциплинированными и подготовленными».

Глава региона уточнил, что земельный вопрос решает федеральное военное ведомство. Скорее всего, часть земли продадут, либо будут кооперироваться с какими-то другими учебными учреждениями российского значения. «Сносить здания тоже недопустимо. Мы будем внимательно следить, какое решение они примут», – добавил Михаил Юревич.

Конечно, недопустимо! Материальная база училища: техника, склады, инфраструктура, сами казармы и учебные корпуса – не только стоит миллионы, но и может использоваться в других целях. Например, именно здесь, а не в бывшем танковом институте можно начать создание президентской кадетской школы, о проекте которой стало известно в конце июня. В отличие от старых и требующих реконструкции зданий танкистов территория ЧВВАКИУ требует минимального вмешательства.

Но если гражданские власти были готовы к компромиссу, то кадровые военные – выпускники автоинститута – говорят прямо: училище закрывать нельзя.

Полковник запаса Юрий Кузнецов, бывший заместитель начальника автослужбы Приволжско-Уральского военного округа, вообще считает, что приказ Минобороны «уничтожает последние автомобильные мозги». «Стоит задуматься даже не о материальных ресурсах, а об уникальных методиках преподавания, о высоком качестве подготовки офицеров, – рассуждает Юрий Александрович. – Автомобилисты из Челябинска по сравнению с выпускниками того же Уссурийска или Самарканда всегда были на голову выше, на них можно было положиться. А эти методики, без сомнения, пропадут, ведь большинство преподавателей окажутся на гражданке.

«Тяжело сознавать, что подходит к концу история нашего вуза, – признается подполковник Сергей Нестеров, восемь лет из проведенного в армии «четвертака» посвятивший воспитанию курсантов ЧВВАКИУ. – Но к этому все и шло. Например, в последние годы оказались сильно занижены должности даже заместителей начальника училища: из полковничьих они превратились в майорские. Я только надеюсь, что на месте училища все же будет какой-то военный объект, а не очередной торговый центр!»

«Ликвидация последнего военного автомобильного вуза через несколько лет аукнется на боеготовности всей российской армии, – уверен подполковник запаса Иван Бабушкин. – Автовойска сами по себе весьма специфичны, а кроме того, большая часть военной техники в любом роде войск – на автомобильной базе. И где теперь брать специалистов для ее обслуживания и эксплуатации? Без работы офицера-автомобилиста не взлетит ни одна ракета РВСН, не выйдет в море ни один корабль ВМФ, я уже не говорю о сухопутных войсках».

В качество подготовки на факультете в Омске военным пенсионерам не очень верится, ведь там придется начинать фактически с нуля, да еще на положении «приживал» и «чужаков». С ветеранами ВС РФ согласны и действующие офицеры. Например, капитан Иван Денисов, выпускник ЧВАИ 2004 года, шестикратный чемпион мира по гиревому спорту.

«Я не понимаю политику Министерства обороны, – признается знаменитый спортсмен. – Такие вузы создавались годами, десятилетиями. В них и формировалась «офицерская каста», та самая белая кость российской армии. А сегодня сокращаются и училища, и боевые части. Кто будет через 10-15 лет защищать Родину? А кто – готовить защитников?»

Жаль училище. Но, несмотря ни на что, федеральные ведомства очень редко дают задний ход. И значит, челябинским девчонкам больше не придется гулять под руку с бравыми курсантами с крылатыми колесиками – эмблемой автомобильных войск – в петлицах. Выпуск-2010 оказался последним в истории ЧВВАКИУ, а новые автомобилисты (недоучившихся курсантов на сегодня чуть более тысячи) получат документы о высшем образовании уже в Омске.

Ранее на эту тему:

23.07.2010 В Челябинский автомобильный институт пришел приказ о расформировании

Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА, монтаж Наталии ФОМИНОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
468
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления