Город «Наташина мечта»: из воздуха и до разрыва сердца

«Наташина мечта»: из воздуха и до разрыва сердца

Совсем не обязательно жить в детском доме, чтобы от одиночества и нелюбви потерять голову. Чтобы классическое внимание принять за любовь и уничтожить все, что может разрушить сотканную из пустоты иллюзию...

Совсем не обязательно жить в детском доме, чтобы от одиночества и нелюбви потерять голову. Чтобы классическое внимание принять за любовь и уничтожить все, что может разрушить сотканную из пустоты иллюзию.

В челябинском театре драмы состоялась премьера моноспектакля «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович. За проникновенное исполнение монолога юной детдомовки Наташи и ярко созданный образ актриса Марина Карцева получила призы фестивалей в Литве и Латвии. По словам режиссера Линаса Зайкаускаса, в Риге актриса сыграла на уровне гениальности.

«Конечно, мне было очень страшно выходить на сцену знаменитых фестивалей в Риге, Вильнюсе и Висагинасе, – говорит Марина. – В моем возрасте редкие артисты отваживаются играть моноспектакли, это излюбленный жанр мэтров. К тому же в жюри сидели именитые критики и режиссеры. Я не ждала никаких призов. Но я их получила и счастлива безмерно».

«У тебя есть мечта»? – спрашивает героиню журналист. И мечта рождается: именно такого принца ждала девчонка, никогда не знавшая родительской любви, – красивого, умного, внимательного. Теперь ее мечта укутана в длинную белую фату, у нее вкус шампанского и шоколадных конфет.

О Ярославе Пулинович ходят легенды: она рано осталась без родителей, одна воспитывает брата, на жизнь, до того как стала драматургом, зарабатывала в подземных переходах музицированием и декламацией. Иначе откуда у 20-летнего автора этот сочный язык подворотен, эти раны от поединков с реальностью?

«Откуда? – улыбается юная, совсем девочка, писательница. – Из воздуха – впечатлений во время ожидания маршруток на остановках, разговоров внутри самих маршруток, обрывков фраз у ларьков, диалогов подростков во дворе дома – история возникла по ходу жизни. Сначала это был просто монолог плохой девочки, история родилась потом – сложилась сама собой. Я никогда не ставлю задачи – завоевать зрителя. Пишу о том, что меня волнует, мне нужно выговориться. Мои пьесы – возможность для самореализации».

«Наташину мечту» Ярослава написала в 21 год. Сейчас ей 23 и она лауреат многочисленных премий, ее пьесы ставят режиссеры многих российских и зарубежных театров, на «Ленфильме» снят фильм по ее пьесе «Мойщики». В 17 лет она приехала в Екатеринбург из Ханты-Мансийска, чтобы поступить в класс Николая Коляды в театральный институт.

«Я даже не знала, кто такой Коляда, просто мне очень хотелось писать пьесы. Ужасно, но я считала, что у меня это хорошо получается. На первом же семинаре Николай Владимирович разбил все мои амбиции, разобрав то, что я принесла ему. Сегодня могу сказать, что у этого человека огромный педагогический дар, который заключается в том, что он дает полную свободу и лишь подталкивает легонько к тому повороту, который ты должен сделать. Он и теперь является первым моим читателем. Человеку, особенно творческому, очень важно найти своего учителя. Скульптор должен изучить анатомию, прежде, чем начать нарушать правила. Мне с учителем повезло».

Повезло и Марине Карцевой – ученице Татьяны Скорокосовой и Бориса Петрова. Ее научили самому трудному: не наряжаться в образ, а его впускать в себя. «Наташа далась мне нелегко, – в глазах Марины слезы. – Потому что я – домашняя девочка. Впервые мне пришлось играть детдомовку в студенческом еще спектакле. И чтобы понять ту, которая должна вместо меня выйти на сцену, я отправилась в детский дом. Тех впечатлений хватило мне и на этот спектакль. Никому не пожелаю такой судьбы. Дело не в условиях и даже не в отношениях воспитанников детского дома между собой, дело в том, что в их глазах вы не найдете родительского тепла. Эти глаза все время ждут: «Кто же, кто придет и даст нам это»?! Смотреть больно – до разрыва сердца».

У режиссера спектакля и художественного руководителя челябинской драмы Линаса Зайкаускаса тоже есть мечта – превратить малый зал театра в магнит для молодой публики. «Меня к этому подтолкнул печальный опыт Риги, – говорит Линас Зайкаускас. – В начале 1990-х зритель ушел из театров страны. Но к концу 1990-х начал возвращаться. Только не в Риге. Оказалось, что за последние 10 лет в этом городе ни один театр, кроме кукольного, не выпустил ни одного спектакля для детей. Сегодня зал театра имени Наума Орлова полон, но средний возраст зрителя – 50 лет. «Наташиной мечтой» мы открываем цикл спектаклей для молодежи».

К спектаклю «Похороните меня за плинтусом» на днях добавилась «Наташина мечта». Зимой обещана премьера по пьесе современного польского драматурга Михала Вальчека «Песочница». На постановку приглашен один из лучших режиссеров Украины Ярослав Федорышин.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Сергея КАБАКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления