
Поделиться

Поделиться
Конец 2010 года для любителей праздничной хвоиознаменовался несколькими изменениями. Во-первых, реализация пихты, сосны иклассических елок в Челябинской области отдана на откуп не государственнымлесхозам, находящимся в ведении управления лесами, а частникам-арендаторам.Во-вторых, цены на зеленые иголки южноуральцев неприятно удивят: с прошлогодних300 рублей за ствол они подпрыгнули до 500 рублей, а то и до полутора тысяч.
«Это объясняетсяизменениями в порядке заготовки и отпуска новогодних деревьев, – комментирует первыйзаместитель начальника Главного управления лесами по Челябинской области ВикторБлинов. – Лесхозы отошли в прошлое, зато только на Южном Урале 1,7 миллионагектаров лесных угодий передано арендаторам. Цену за свои ели они устанавливаютсами, учтите еще накрутку у перекупщиков – ведь чаще всего в том же Челябинскесосны и елки продают не сами лесники, а закупившие у них оптом партию хвойныхторговцы. Управление лесами лишь старается минимизировать причиняемый природеущерб. Заготавливать ели к празднику разрешается там, где в любом случаезапланирован лесоповал – на месте лесосек, участков прореживания молодняка,прокладки линий электропередач. Эти площади определены лесничествами, вырубкадеревьев в других местах считается нарушением закона. Кроме того, елки поставятюжноуральцам со специальных плантаций под Чебаркулем и Златоустом».
Единственные,кому не возбраняется рубить без счету в своих владениях – это собственникиземли. Таких, кстати, не так уж мало, ведь после той же ликвидации лесхозовбывшие их работники получили свои наделы. Тут уж своя рука владыка.
Елок, словом,хватит на всех. Даже несмотря на то что в этом году общий лимит новогоднейвырубки ограничен 80 тысячами деревьев (год назад было сто тысяч). Специалистыуправления лесами пришли к выводу, что больше разрешать нецелесообразно: намногих рынках елки залеживаются до 31 декабря, а на следующий день они уженикому не нужны. А если все-таки будет недостаток родных, южноуральскихдеревьев, то его восполнит импорт из Башкортостана, Курганской и Свердловскойобластей. Но вот цены, как говорилось выше, покусывают наподобие декабрьского морозца.
«Сегодня, 14декабря, я лично проехал по рынкам Челябинска, поговорил с продавцами, –продолжает Виктор Блинов. – Цены у частников в большинстве случаев начинаютсяот 500 рублей, а пихты – самые долговечные хвойные – могут стоить и тысячу, иполторы – в зависимости от размера и пышности веток. Сегодня елками и соснамиуже торгуют возле ТК «Прииск» и на улице Доватора, а возможно, и в других местах.Управление лесами может предложить альтернативу, но на всех наших елок всеравно не хватит».
Государство влице «лесных» чиновников и в самом деле предлагает гораздо более демократичнуюценовую политику. Правда, всего в двух географических точках на карте области.В Каштаке Центр пожаротушения и в Чебаркуле Центр лесовосстановления –аффилированные с управлением лесами организации – предлагают пихты по 250рублей, елки и сосны – всего по полторы сотни. Вдобавок, как и требует закон,новогодние деревья можно будет приобрести... на аукционе. Правда, пока подализаявки на участие всего две организации, собирающиеся продать с молотка в общейсложности четыреста елей, сосен и пихт. Стартовая цена за дерево вряд липревысит 50 рублей, зато покупатель по полной программе насладится новогоднейромантикой: оформив документы на покупку, он должен будет сам поехать вуказанный район, сам срубить понравившееся дерево и привезти домой на радостьблизким. Насколько перспективна такая затея, в управлении лесами сказатьзатрудняются.

Поделиться
Зато полностью определена ситуация с «древобраконьерами». В конце 2009 года,по подсчетам специалистов, они незаконно срубили 607 елей, нанеся лесному фондуобласти ущерб в 885 тысяч рублей. Чтобы не допустить в леса самодеятельныхдровосеков в нынешнем году, управление лесами совместно с местными органамивнутренних дел уже организовало 90 постов, на которых занято более 500 человек.
«С 4 по 12декабря мы уже провели 11 рейдов, – рассказывает начальник отдела государственногоконтроля и надзора ГУ лесами Челябинской области Алексей Шабунин. – ВЧесменском районе выявили незаконные попытки выкопать 54 дерева, подУсть-Катавом пытались выкопать 26 пихт, причем выбирали не самые мелкиеэкземпляры – высотой в 3-6 метров. А ведь за это полагается нестиответственность перед законом, причем зачастую – уголовную».
По словамАлексея Шабунина, в случае если ущерб лесному фонду составляет менее пяти тысячрублей, браконьер имеет шансы отделаться штрафом. Одиночка заплатит 3-3,5тысячи рублей, должностное лицо – от 20 до 30 тысяч, предприятие оштрафуют на50-100 тысяч рублей. Это в том случае, если браконьера-лесоруба застанут надзагубленным деревом с одним топором. В случае применения механизмов, напримербензопилы и трактора для транспортировки, штрафы существенно возрастают, а сами«орудия убийства» безжалостно конфискуются. Хотя последнее решает уже неуправление лесами, а суд.
«За причинениеущерба лесу больше пяти тысяч рублей наступает уголовная ответственность постатье 260 УК РФ, – резюмирует Алексей Шабунин. – А если учесть, что в среднемодна ель оценивается в 3,5 тысячи, считайте сами, стоит ли овчинка выделки».
Отдельные ушлыеи жаждущие праздника товарищи, впрочем, все равно надеются, что уж их-то незаметят. Причем не всегда их противозаконная деятельность сопряжена именно с«убийством дерева»: встречаются индивидуумы, которым не лень выкопатьпонравившееся дерево (на выходе кроме ствола получается ком мерзлой по зимеземли высотой около метра и диаметром метра два), привезти к себе во двор ипосадить в надежде все следующие годы на елках экономить. Вот только законпризнает в случае новогодних праздников лишь один вариант экономии – ельискусственную. А на такую, кстати, тот же Виктор Блинов не согласен. Дал себе всвое время зарок: пока работает в управлении лесами – радовать домашнихнастоящим запахом хвои, а не пластмассовым суррогатом. То есть ему, какзаконопослушному чиновнику, тоже не сегодня-завтра придется раскошелиться.