В 2011 году 74.ru отмечает свое 15-летие. Сегодня трудно представить далекие уже 1990-е, когда, кроме узких специалистов, мало кто вообще представлял, что это за зверь такой – Глобальная сеть. В юбилейный год мы хотим поделиться с читателями своими маленькими секретами: как создавались наши профильные сайты, как собирается информация, как пишутся статьи и как работают все те полезные «мелочи» – от форумов до прогноза погоды, –которыми ежедневно пользуются тысячи посетителей 74.ru. Первым же блюдом из «Кухни 74» станет рассказ о полулегендарных уже временах рождения проекта и об отцах-основателях, стоявших у его истоков.
«74-ка», в отличие от многих претендующих на элитарность СМИ, родилась тихо, скромно и незаметно для большинства своих будущих читателей и героев. Просто поздним вечером конца 1996 года в общежитии математического факультета засиделись два приятеля-студента. Они разговаривали о сакральном – о таинственном Интернете, не так давно вырвавшемся из цепких лап Пентагона.
Тогда и возникла идея создания чего-то, что объединило бы посредством сети множество людей. Это ведь не только общение и «дружба между народами», это еще и фундамент для прибыльного бизнеса! Ребята были уверены: за Интернетом будущее. Идею придумали, хотели начинать свое дело прямо сию минуту – но останавливало то, что для любого бизнеса нужен какой-то стартовый капитал. Проблему решил еще один выходец с матфака: он был постарше «генераторов идей»,и в то время уже являлся владельцем прибыльного бизнеса. Он и согласился вложиться в необычное дело. В это же время в команду влился четвертый игрок, правда, уже не математик, а филолог, кстати, знаток журналистских и маркетинговых секретов. Дело пошло. Но представляли ли друзья-приятели, во что выльется их задумка?
«Сегодня странно вспоминать, но поначалу мы занимались созданием и продажей веб-сайтов, – рассказывает генеральный директор группы компаний «Ругион» Юлия Шевченко. – Об Интернете в конце 1990-х – начале 2000-х большинство клиентов имели самое смутное представление, приходилось объяснять им на пальцах, что веб-сайт – это как виртуальный менеджер, который, не требуя у начальства зарплаты, будет рекламировать контору на весь мир. А сегодня даже юбиляр, 74.ru, – это не портал сам по себе, а старший брат в семье из 40 сайтов – в группе компаний «Ругион», а наши сотрудники работают по всей России – от Архангельска до Краснодара, от Волгограда до Тюмени!»
«Дедушкой» сегодняшнего 74.ru стал домен Surbis – от SU, South Ural, Южный Урал. Затем у сайта было имя Chel.ru. А году в 2000-м, когда в компанию один за другим влились большинство сегодняшних ветеранов: нынешний генеральный директор всей сети Юлия Шевченко, директор по развитию Владислав Лисицин, финансовый директор Гульнара Бордукова, – возникла и идея создать сайт для города, местечковый в хорошем смысле этого слова. Назвать городской сайт автомобильным кодом региона придумал один из собственников. «74-ка» обрела свое имя.
74.ru образца 2001–2003 года мало походил на сегодняшнюю компанию. Прежде всего – размерами штата. Два менеджера, пара дизайнеров, программист, бухгалтер – всего с дюжину единомышленников. «Отцы-основатели» разобрали те обязанности, к которым лежала душа. Один стал техническим директором, другой – директором-администратором, при этом двигавшим самые рисковые идеи. Влад Лисицин «продюсировал» родное детище на просторах Интернета: сайт постепенно карабкался вверх в рейтингах Yandex, Rambler и других виртуальных монстров. Юлия Шевченко, начав с должности рядового менеджера, выстраивала систему продаж.
«Компания была маленькой, зато мы все горели идеей – сделать так, чтобы челябинцы начинали день с захода на нашу страницу, – вспоминает Юлия Шевченко. – Один автомобиль на всех менеджеров, по четыре-пять встреч в день! Продажа 19-секундной анимированной заставки на сайт компании связи? О, это успех! Новые сервисы, услуги для посетителей? Конечно, давайте попробуем! Мы все по-хорошему болели своей работой».
«11 лет назад, в марте 2000 года, компания насчитывала не 400 человек, как сейчас (с учетом всех 40 регионов), а всего девять, и все помещались в одной комнате, – рассказывает Влад Лисицин. – Тогда не только 74, но и монстры российского Интернета только начинали свою деятельность, и потенциал Интернета уже был виден».
Вскоре для привлечения большего числа посетителей на сайт начали создавать еще одну составляющую современного облика 74.ru – редакцию. Почему бы не откусить кусочек пирога у печатных СМИ и телевидения? В команду пригласили опытных журналистов. Пионерами «74-ки» стали Роман Грибанов и Сергей Куклев.
«Первой журналистской рубрикой на сайте стало «Поколение 74», – рассказывает директор по спецпроектам 74.ru (а несколько лет назад – главный редактор) Роман Грибанов. – А первым ее героем – глава Челябинска Вячеслав Тарасов. Этим мы сразу задали уровень, какого раньше просто не было. Кроме еженедельных интервью в «Поколении», где крупным фигурам мира политики и экономики задавались самые жесткие и неудобные вопросы, выходили «Итоги недели» – серьезные аналитические материалы с обязательным привлечением пяти-шести экспертов и «Итоги дня с Михаилом Дементьевым» – классический в современном понимании блог, личностная журналистика, написанная с юмором. На тот момент челябинское медиапространство было жестко поделено, и наша неангажированность сразу привлекла внимание читателей».
На интервью с директором пивоваренного завода «Золотой Урал» пришло 20 отзывов. Это был просто рекорд! А когда в «Поколении 74» вышло интервью с Артуром Никитиным, его без купюр перепечатали все ведущие челябинские СМИ. И это при том,что в начале журналистики «от 74.ru» задача редакции оставалась сугубо творческой – коммерческими делами занималась только менеджерская служба. В 2003–2004 году рубрики сайта стали выделяться в отдельные тематические проекты: первенцем стал MyChel.ru, за ним, буквально в течение двух месяцев, появились AutoChel.ru и DomChel.ru и агентство новостей Chelyabinsk.ru. Тогда стало ясно, что даже качественная аналитика на разные темы не панацея. Читателю не хватало обычных новостей, правда, в весьма оперативном режиме. Новое подразделение возглавил маститый журналист из «Челябинского рабочего» Сергей Крапивин.
«Москва не сразу строилась, наш сайт тоже не сразу зарекомендовал себя как серьезное информационное агентство, – рассуждает ныне главный редактор 74.ru Сергей Крапивин. – Сначала лентой новостей занимались только два человека, выходило по четыре-пять новостей в день. Постепенно у нас появлялись новые рубрики, приходили новые люди – и Chelyabinsk.ru отвоевал свое место в медиапространстве. В 2006 году сайт возглавила Марина Пустовая. Сегодня по посещаемости именно журналистских материалов Chelyabinsk.ru – безусловный лидер на 74.ru».
Позже специализированных проектов стало еще больше. Самые молодые, но уже собравшие аудиторию верных поклонников, – ChelDoctor.ru, 2074.ru, ChelDiplom.ru.
А сегодня, помимо Челябинска, у нас 11 подобных структур в Самаре, Казани, Архангельске, Красноярске, Краснодаре, Ростове-на-Дону... И еще 30 сайтов, управляемых дистанционно, без наличия местного редакционного коллектива, менеджеров, пиарщиков...
В группе компаний «Ругион» сложилась такая практика, что именно на челябинском проекте «обкатываются» самые интересные, перспективные – и они же самые сложные для исполнения – идеи. Например, в 2009 году на 74.ru появился видеоконтент. Спустя несколько месяцев эстафету подхватили «братья-близнецы» из других городов. А в юбилейном году его станет еще больше, появится новая программа «120 часов». Будет и еще несколько новых подарков для челябинцев. Какие – мы пока умолчим.
«Для нас 15 лет – это день рождения идеи, – рассуждает Юлия Шевченко. – Идеи, которая успешно работает и в родном Челябинске, и в самых дальних уголках страны. У нас есть миссия: мы объединяем людей и даем возможность почувствовать себя значимыми. Это не просто пафос! Над улучшением жизни в нашем городе постоянно работают не только журналисты, модераторы, программисты, но и читатели. Кто-то, разместив на сайте объявление, сможет помочь больному ребенку. Кто-то – подсказать острую, животрепещущую тему, «раскопав» которую, мы заставим зашевелиться сильных мира сего. А кто-то просто сможет найти на форумах единомышленников и друзей – поверьте, это тоже дорогого стоит! И все сотрудники нашего челябинского офиса и проектов в других городах России работают вместе с нами, делая свою малую родину немного лучше».