13 апреля вторник
СЕЙЧАС +5°С

Портрет актрисы для директора ЧТЗ

В фондах Челябинского областного музея искусств хранится роскошный салонный портрет одной из самых известных театральных актрис СССР в 30–50-х годов прошлого века Ольги Андровской. В настоящее время портрет можно увидеть на выставке «Иллюзии реализма. ХХ

Поделиться

Поделиться

В фондах Челябинскогообластного музея искусств хранитсяроскошный салонный портрет одной изсамых известных театральных актрисСССР в 30–50-х годов прошлого века ОльгиАндровской. В настоящее время портретможно увидеть на выставке «Иллюзииреализма. ХХ век» в верхних залахкартинной галереи. Его привезли вЧелябинск после войны по заказу директораЧТЗ Исаака Зальцмана.

Останется загадкой,пленен ли был легендарный Зальцманигрой Ольги Андровской или его покорилпортрет актрисы кисти Петра Шухмина,но город приобрел замечательноепроизведение эпохи соцреализма.

Современники актрисывосхищались исключительным обаяниемОльги Андровской, ее изяществом, лукавымюмором, отточенностью сценическойтехники. Ее считали преимущественноактрисой комедийного плана. Первымбольшим успехом Ольги Андровской насцене МХАТа стала роль Сюзанны в «Безумномдне, или Женитьбе Фигаро» Бомарше, гдеФигаро играл муж Андровской – замечательныйактер Николай Баталов (дядя АлексеяБаталова). В числе самых популярныхролей Андровской были также леди Тизлв «Школе злословия» Шеридана, миссисЧивли в «Идеальном муже» Уайльда идругие.

Потомкам осталисьзаписи фильмов режиссера Анненского сучастием Ольги Андровской: «Человек вфутляре», «Медведь», «Юбилей», «Школазлословия», «Накануне». Театралы старшегопоколения хорошо помнят актрису по еепоследней роли на сцене МХАТа – паниКонти в «Соло для часов с боем» Заградника.Этот спектакль со знаменитыми старикамиМХАТа начинал ставить Анатолий Васильев,а завершил постановку Олег Ефремов в1973 году. Спектакль был записан на пленку,и его часто показывали по ТВ.

 

Поделиться

«Портрет актрисы,автором которого является известныйсоветский график и живописец Петр Шухмин(1894–1955 гг.), – несомненное украшениеэкспозиции, – говорит куратор выставки«Иллюзии реализма» Наталья Козлова.– Он почетно продолжает лучшие традицииотечественного парадного портрета».

Перед нами смеющаясякрасавица-блондинка в строгом темномплатье с белым кружевным воротником,слегка обнажающая стройную ножку взолотой туфельке.

Парадна сама обстановкакомнаты: дорогая старинная мебелькрасного дерева, на паркете – пушистаямедвежья шкура, фарфоровые тарелки ипортреты на стене, шикарные диванныеподушки...

«Всякий, кто видитпортрет, не может отвести от него глаз,– подчеркивает Наталья Александровна.– Во всем образе актрисы – игра, бурлеск,интрига. Но обратите внимание на глазанашей героини. Ее взгляд устремлен всебя. Она как будто отводит глаза оттого, кто на нее смотрит. И от этого ееулыбка и весь ее образ наполняютсятайной и глубиной. Художник какпроникновенный портретист точно уловилзерно индивидуальности этой женщины:«Жить мне грустно, а играть весело», –надписала Ольга Андровская своюфотографию, подаренную другу».

Виталий Вульф в своейпередаче об Ольге Андровской рассказывал:«В жизни она была печальна и не из тех,кто побеждает в схватках, а театр – этоместо не для слабых людей.

Ее искусство отличалитемперамент и блеск. А встречая ее наулице, можно было подумать, что ОльгеНиколаевне больше всего на свете нуженпокой. Можно удивиться, что она со своимхарактером оказалась в ряду самых первыхактрис страны.

Однако за свою долгуюжизнь во МХАТе Андровская сыграланемного ролей. С годами играла всеменьше. Имя было знаменито, но мало ктозаботился о ее судьбе.

Своего любимого мужа,замечательного артиста МХАТа НиколаяБаталова, она потеряла очень рано: онумер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личнаяжизнь потом так и не сложилась. Радостьюбыла лишь дочь Светлана Баталова, котораятакже стала актрисой».

Поделиться

Удивительна сама историяпоявления портрета актрисы в коллекциимузея.

«Существует легенда,что картина была прислана в Челябинскпо заказу самого директора «Танкограда»Исаака Моисеевича Зальцмана, – продолжаетНаталья Козлова. – После окончанияВеликой Отечественной войны, когдажизнь страны и города стала входить вмирное русло, забота об эстетике отдыхапобедителей привела Зальцмана в дирекциювыставок и художественных панорам вМоскве. Известно, что перед этим человекомдо печального 1949 года, когда он былрепрессирован, понижен до мастера исослан в маленький городок в центреРоссии, все двери были открыты. Там ИсаакМоисеевич и выбрал несколько картиндля украшения дворца культуры ЧТЗ».

В их числе былипервоклассные художественные произведения:пейзаж «Мостик» А. Лактионова и «Портретактрисы О. Андровской» П. Шухмина. Наизлете ХХ века они оказались в Челябинскомобластном музее искусств, но разнымисудьбами.

«Портрет Ольги Андровской,выполненный сангиной и углем, подстеклом, в большой красивой раме былнеобыкновенно привлекательным и оченьзначительным явлением, – говорит НатальяКозлова. – Я бы сказала, превосходящимпо своему художественному качествупараметры ДК и, конечно, мечтой музейщиков.Неоднократно этот арт-объект былэкспонентом музейных выставок. И всякийраз мы надеялись, что портрет задержитсяздесь навсегда, но, увы, все просьбыотклонялись дирекцией ЧТЗ. И только в1990-х, когда и речи не могло быть оприобретении чего-либо для коллекции,не было денег и музейное собраниеприрастало только за счет даровхудожников, учреждений и просто ценителейискусства, нам этот портрет был подарен.Над его сохранностью в ДК ЧТЗ навислаопасность. И в 1992 году по инициативе иблагодаря активному участию заместителяпредседателя Челябинского фонда культурыНадежды Артемьевны Дида «Портрет актрисыО. Анровской» работы Петра Шухминапереехал в музей».

Во всей этой историиесть еще одна загадка: в каталогахпроизведений Петра Шухмина не удалосьобнаружить названия этой его работы.Петр Митрофанович был известен какпевец героического реализма. УчастникПервой мировой и гражданской войн, ПетрШухмин говорил друзьям: «Я навсегдаостался солдатом». Художнику были чуждыживописные новации 1910-х годов и временипервых лет становления нового искусства,поэтому естественным было его участиев Ассоциации художников революционнойРоссии (1922). В 1920-е годы он обращается ктеме гражданской войны. А в годы ВеликойОтечественной за свои графическиеработы и плакаты в «Окнах ТАСС»награждается Государственной премиейСССР.

Но Петра Шухмина такженазывают признанным портретистом. Естьмнение, что он одним из первых писалпортреты Ленина и Сталина (второй несохранился). А среди портретоввоеначальников у него есть портреткомпозитора Дмитрия Шостаковича ипортреты актеров. Дело в том, что ПетрШухмин был не только солдатом в душе,но и человеком театральной среды –артистами были его жена, брат, сестра.В молодые годы он и сам подвизалсяактером и даже режиссером. Не случайноискусствоведы отмечают, что в егокартинах чувствуется умная, хорошаярежиссура: и в общем замысле, и в отдельныхмизансценах, а также в позах и движенияхдействующих лиц, – что чувство режиссерапомогало ему и в световом решениикомпозиции.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...