Город Русско-турецкий лицей: трудности перевода

Русско-турецкий лицей: трудности перевода

3 мая родители учеников челябинского областного лицея-интерната, известного как русско-турецкий, обратились к уполномоченному по правам ребенка в регионе Маргарите Павловой. «Мы считаем, что лицею грозит самоликвидация»...

3 мая родители учеников челябинского областного лицея-интерната, известного как русско-турецкий, обратились к уполномоченному по правам ребенка в регионе Маргарите Павловой. «Мы считаем, что лицею грозит самоликвидация», – заявляют они. По решению министерства образования и науки Челябинской области учреждению запретили проводить набор учащихся на 2011-2012 год. Преподаватели вынуждены писать заявления об уходе – зарплата им насчитывается по количеству учеников.

ГУОШИ «Челябинский областной лицей-интернат» (ЧОЛИ) был создан по решению регионального правительства 17 лет назад. Там учатся юноши со всей области по программе повышенной трудности: алгебра, биология, химия, физика, информатика и перевод преподаются в лицее на английском языке. Согласно Национальной доктрине образования российские и турецкие педагоги преподают учащимся турецкий и английский языки.

Лицеисты получают углубленные знания по предметам бесплатно, финансирование осуществляет министерство образование и науки Челябинской области. Родители платят только благотворительный взнос – 15 тысяч рублей (8-9 классы) и 11 тысяч (10-11 классы) – сумму назначают на родительском собрании в сентябре.

В школу не вернусь!

Поступают в лицей-интернат молодые люди после седьмого класса по конкурсному отбору. Два тура – сочинение по русскому языку и вступительные испытания на английском – обязательные условия для поступления в учреждение. Зачисляются самые способные ребята.

Кстати, лицеисты представят Россию на международной интеллектуальной игре «Одиссея разума» 25 мая в Вашингтоне. Состязания пройдут в Мерлинском университете.

«Уровень подготовки здесь выше, чем в обычной школе, – считает ученик десятого класса российско-турецкого лицея Андрей Васильев (фамилия изменена — Прим. автора). – Бывает, что мы целый день общаемся между собой только на английском, пока гуляем по городу или занимаемся своими делами». По его словам, нехватка учеников приведет к закрытию учреждения: «Преподаватели будут больше тратить на дорогу, чем зарабатывать».

Возвращаться в обычную школу юноша не хочет: «Зачем? Все уже определились, куда будут поступать и готовятся к этому. Многие мечтают учиться в заграничных вузах». Сам Андрей будет поступать в Финансовую академию при правительстве РФ.

Помогите, президент

Выпускники российско-турецкого лицея зачисляются в престижные вузы страны на бюджет без денежных затрат на репетиторов. Именно бывшие ученики учреждения первыми написали письма президенту Дмитрию Медведеву и министрам образования и науки России и области – Андрею Фурсенко и Александру Кузнецову – с просьбой содействовать сохранению лицея (у многих в ЧОЛИ учатся младшие братья – Прим. автора).

«Мы обеспокоены судьбой учреждения, – пишут выпускники русско-турецкого лицея. – Возникла угроза его существованию: до сих пор не решен вопрос о наборе учащихся в лицей на 2011-2012 учебный год из-за его реорганизации в областную школу-интернат для одаренных детей, а также из-за сложностей со зданием, в котором лицей сейчас располагается. Если не будет набора учащихся на новый учебный год, это чревато его самоликвидацией через пару лет, так как лицей небольшой по количеству учеников».

Здание – детскому саду

В лицее обучается 170 юношей, ежегодный набор – 40. Учреждение расположено в здании бывшего детского сада, рассчитанного на 12 групп. Сейчас, согласно приказу министерства образования и науки Челябинской области, двухэтажное строение в Тракторозаводском районе города нужно освободить «в целях обеспечения возврата в систему дошкольного образования перепрофилированных и используемых не по назначению объектов, занимаемых ранее детскими садами».

Интересно, что русско-турецкий лицей соседствует с еще одним дошкольным учреждением: детский сад и ЧОЛИ расположены в одном дворе. Еще в 300 метрах – бывшая 59-я школа. Ее отдали дошколятам два года назад. «Одна из наших родительниц водит в этот детский сад ребенка. В этом году едва набрали четыре группы детей, – рассказывает представитель родительского комитета русско-турецкого лицея Лариса Магдолинова (фамилия изменена – Прим. автора). – Детсады нужны, но в этом микрорайоне города их достаточно».

Доучиться дадут

Выгонять лицеистов на улицу министерство образования области не намерено – для них выделяют здание бывшего ПТУ №70 (Ворошилова, 2) с общежитием большей вместимостью: сейчас жить в лицее могут только 50 учеников из области. Однако на два года министерство оставило лицей в прежнем здании.

«Нам непонятно, почему министерство запрещает проводить набор учеников? Мы же пока никуда не переезжаем, – удивляются родители. – На этот вопрос заместитель министра образования и науки области Елена Коузова нам ответа не дает».

О реорганизации лицея в новое учебное заведение и прекращении набора учеников на новый учебный год родители узнали от Елены Александровны на родительском собрании 8 апреля. «Мы сразу выступили против, – поделилась Лариса Магдолинова. – От родительского собрания написали коллективное обращение с просьбой письменно дать ответ о причинах реорганизации учреждения и запрете набора учеников».

«Набор учащихся на новый учебный год будет производиться в соответствии с новой концепцией образовательного учреждения, – разъясняет заместитель министра образования и науки области Елена Коузова в письме родителям. – В настоящее время создана рабочая группа, которая занимается разработкой новой программы. Лицеисты закончат обучение по старой».

Информацию о том, что нехватка учеников приведет к сокращению штата, замминистра озвучила на втором родительском собрании 15 апреля: «Дети не пострадают – будут работать совместители. Конкурсного отбора в новую школу для одаренных детей не будет – все дети одаренные».

Родители с последним утверждением не согласны: «Школьники не всегда могут понять предмет, преподаваемый на родном языке. На английском учить ту же химию сможет не каждый».

Сами виноваты

Маргарита Павлова

Проводить рекламную кампанию и набор учеников лицею запретили. «Мы не можем даже примерно ответить тем родителям, которые спрашивают о поступлении на следующий год, пока новой образовательной концепции нет», – рассказывают сотрудники.

Преподавателям министерство предложило внести предложения по подготовке новой концепции. «Мы спросили у директора лицея Светланы Ткалич, когда можно будет обсудить наши предложения. На что получили ответ, что пожелания от лицея уже отправлены в министерство. А мы – педагоги – можем послать свои вдогонку самостоятельно или передать через руководство, – сообщил источник в русско-турецком лицее, пожелавший остаться неизвестным.

По словам сотрудника, ранее турков напрямую попросили уехать из страны после 19 апреля – не были должным образом оформлены документы для дальнейшей работы иностранцев в России: «Своими силами сотрудники добились продления виз до конца 2011 года. В миграционной службе сообщили, что ситуация произошла по вине лицея: директор своевременно не оформил документы. Я предлагала помощь в решении вопроса с визами, на что Светлана Валентиновна ответила (согласно протоколу родительского собрания): «У нас все под контролем». Почему директор лицея не подала вовремя документы на продление виз турецким педагогам, сотрудники и родители не знают – ответа не получили».

Сотрудники после ситуации с турками выразили недоверие администрации ЧОЛИ – соответствующий документ с просьбой заменить руководство направили в министерство образования области.

«Лицей реорганизовывать пока никто не собирается, – прокомментировал сложившуюся ситуацию министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. – Мы хотим превратить его в учреждение по работе с одаренными детьми (он, кстати, формально не носит название «русско-турецкий» – это в народе так говорят). Перед действующим челябинским областным лицеем-интернатом будут поставлены другие задачи. Основная из них – работа с одаренными южноуральскими детьми. Поставленные мной задачи будут отражены в программе развития лицея. Появится она после майских праздников. Первый вариант, предоставленный лицеем согласно приказу, нас не удовлетворил – он достаточно «сырой». Мы отправили его на доработку. После майских праздников мне предоставят информацию о том, готов ли лицей выполнять поставленные министерством задачи.

Набирать учеников под существующие задачи, честно говоря, лишний перевод денег. Ребенок уже сейчас обходится в сумасшедшие суммы: на 170 детей уходит около 12 миллионов 600 тысяч рублей с копейками. Это не вина лицея – в таких маленьких учебных заведениях всегда стоимость обучения высокая. Мы готовы тратить и большие суммы, но чтобы была соответствующая результативность. Сейчас мы, если честно, особо ее не видим.

«В Челябинске много учреждений, работающих с одаренными детьми – 31-й, 11-й и 97-й лицеи – затраты на ученика в учреждениях существенно меньше. Областной лицей-интернат серьезно им проигрывает, продолжает министр. – Есть неплохие наработки, определенные успехи, но областное государственное учреждение теряется во множестве муниципальных. Родители и педагоги на собрании 26 апреля в этом вопросе со мной согласились. Поэтому, если лицей, имею в виду коллектив, будет не способен выполнять задачи министерства, мы передадим учреждение в ведение муниципалитета.

Если лицей имеет статус областного, он должен быть первым или одним из первых по различным показателям: количеству детей-победителей и призеров различного рода олимпиад, фестивалей, конкурсов, по учебным достижениям. Параметров огромное количество. Самое главное, чтобы учреждение в количественном соотношении было гораздо больше, чем сейчас. Для областного учреждения 170 человек – это очень мало. Тем более две трети – это дети из Челябинска, преимущественно из Тракторозаводского района. Я, честно говоря, не вижу смысла принимать такое областное государственное учреждение, которое работает на один муниципалитет, район.

Дети, которые сейчас учатся в лицее, продолжат обучение по программе, в соответствии с которой они поступали. Новый набор будет ориентирован на областной контингент – в основном на одаренных детей. Сейчас педагоги работают только с мальчиками. Я считаю, что девочек отсекаем необоснованно. Поэтому будут проводиться смешанные наборы. Формально никакого конкурса не будет. Главное – желание заниматься.

В подборе кадров и оснащении учреждения будет делаться акцент на естественнонаучные и математические специальности. Через год лицей переедет в просторное здание с общежитием большей площадью. Сейчас он занимает здание 12-группового детского садика в Тракторозаводском районе на северо-востоке. Фактически новые площади уже готовы, правда, с общежитием пока проблема – его нужно ремонтировать».

Фото: Фото с сайта Choli.ru, Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления