Трамвай «на прокачку»

В Челябинске на маршрут выходит модифицированный трамвай, оснащенный навигационным оборудованием, автоинформаторами для объявления остановок по координатам ГЛОНАСС и системой климат-контроля. 6 сентября глава городской...

Поделиться

В Челябинске на маршрут выходит модифицированный трамвай, оснащенный навигационным оборудованием, автоинформаторами для объявления остановок по координатам ГЛОНАСС и системой климат-контроля. 6 сентября глава городской администрации Сергей Давыдов, посетил трамвайное депо №1, где ему продемонстрировали новинку. По словам сити-менеджера, модернизация трамвайного парка позволит привлечь пассажиров в комфортабельные транспортные средства, а также оптимизировать расходы на их содержание и сэкономить энергозатраты. Подробности в материале Chelyabinsk.ru.

Поделиться

Модернизированный трамвай – результат, как говорится, «прокачки» старого. Транспортники, по сути, «раздели» устаревшую модель, оставив только корпус и колеса. Получившуюся основу специалисты буквально напичкали современной техникой: вместо привода ГРК поставили «автомат», оборудовали кабину водителя бортовым компьютером, установили антивандальные сиденья. За температурой воздуха в салоне теперь следит система климат-контроля, а за безопасностью – камеры видеонаблюдения. Обыкновенную табличку с номером и обозначением маршрута теперь заменило электронное табло с бегущей строкой.

«В рамках реализации федеральной программы по снижению энергопотребления мы рассмотрели предложение экспериментально переоборудовать один трамвай: поменять не только систему привода, которая дает снижение энергопотребления, но в тоже самое время провести капитальный ремонт вагона и изменить его внешний облик, – сообщил директор МУП «ЧелябГЭТ» Виктор Храмов. – Мы перенимали опыт автобусников в том, как они восстанавливали корпуса, перенимали опыт других представителей ГЭТ и получилось такое детище. Из европейских веяний – электронное табло. Более того, установлена несвойственная для трамваев система привода».

«Раньше трамвай только потреблял энергию, – признался начальник трамвайного депо №1 Анатолий Шестаков. – Теперь двигатель имеет очень плавное торможение, которое передается на все колеса одновременно, поэтому не может быть каких-то выступов на рельсах, но при этом при торможении создается рекуперация – двигатели работают как генераторы и передают ток обратно в контактный провод. Иными словами, трамваи подпитываются той же энергией, что и вырабатывают».

Рекуперативное торможение – вид электрического торможения, при котором электроэнергия, вырабатываемая тяговыми электродвигателями, работающими в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть.
Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах, электропоездах, современных трамваях и троллейбусах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передается через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

По словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Камила Маматказина, прогрессивное тяговое оборудование трамвая на IGBT транзисторах позволит машине двигаться более плавно и тормозить не одной колесной парой, а всеми колесами. «Эта особенность обеспечит больший комфорт и безопасность пассажирам, а электротранспортники сумеют сэкономить на содержании путей – не потребуется «выпрямления» рельсов, а ранее эта работа велась постоянно, – объяснил он. – Исчезнут затраты и на замену передних колесных пар, которые изнашивались намного быстрее других».

Осмотрев новый трамвай, Сергей Давыдов отметил, что модернизированная машина обошлась муниципалитету в три миллиона рублей. «Это в четыре раза дешевле, чем приобретать новый, стоимость которого 10-12 миллионов, – пояснил он. – Этот трамвай оснащен новейшим отечественным оборудованием (привод изготовила златоустовская компания «Канопус». – Прим. автора), которое позволяет экономить 30% энергии. Сейчас мы платим примерно 30 миллионов рублей в месяц за электроэнергию, которую используют наши трамваи. Однако наши специалисты говорят, что экономия может достигнуть порядка 50-70%. Мы этим сейчас занимаемся».

В Челябинске списанию подлежат 400 трамваев, однако списывать устаревшие машины экономически нецелесообразно, ведь несущий кузов и рама у них целые.

Камил Маматказин согласился с корреспондентом Chelyabinsk.ru, что трамваем пользуются преимущественно пенсионеры, для которых главное, чтобы он вовремя приходил да и вообще ехал. Однако Виктор Храмов пояснил, что транспортники преследовали две цели: снизить энергопотребление и повысить привлекательность этого транспорта, чтобы всем слоям населения было приятно на нем ездить.

«Сейчас разрабатывается комплекс мер: трамваи будут приходить чаще, будем подстраиваться под пассажиропоток. Помимо этого, ряд проектов разрабатывается для пенсионеров. Например, информировать об остановке будут очень громкие динамики, – заверил Виктор Храмов. – Чтобы электронное табло не рябило в глазах, можно отказаться от бегущей строки. Самый важный момент – мы позаботились не только об энергопотреблении, но и о водителе и пассажирах: установили новые тепловые завесы, которые теперь будут подогревать не сидения, а весь салон по системе климат-контроля. Изменился пульт управления, внутренняя обшивка салона».

«Чтобы управлять модернизированным трамваем, водителям нужно будет учиться, потому что это совсем другая система управления, – заметил Анатолий Шестаков. – Мы своего водителя отправили во второе трамвайное депо – у них есть несколько вагонов такой модели. Думаю, новая техника привлечет к этой профессии новых людей».

Поделиться

«Как таковой сложности в управлении этим трамваем нет никакой: все стало намного лучше и проще, все-таки электроника, – признался водитель модернизированного трамвая Евгений Кокшаров. – Например, в старом вагоне стояли три тумблера открывания двери, а здесь – один. Поэтому есть возможность одним нажатием открыть все три двери. Удобно, что ушли от старых приборов: амперметров, вольтметров, килоамперметров – вся информация теперь выводится на экране. Опять же эти вагоны могут автономно пройти до 500 метров без подключения к сети, а старые не могли (стоял привод ГРК)».

«Сегодня мы приняли принципиальное решение – реконструировать все трамваи и превратить их в низкопольный транспорт, который будет удобен для пассажиров, – заметил Сергей Давыдов. – Это будет стоить примерно на 200 тысяч дороже, чем реконструкция обыкновенных вагонов. Запустив на наши линии новые фактически трамваи мы сможем добиться того, что транспорт будет более привлекательным: станет больше пассажиров, больше сбор денег. Уверен, настанет день, когда мы из бюджета перестанем дотировать наш общественный транспорт. Сейчас выстраивается финансовая лизинговая схема, то есть мы большое количество денег из бюджета вкладывать не будем. Средства изыщем за счет привлечения лизинговых компаний, которым возместят убытки за счет существенной экономии электрической энергии».

Отметим, новый трамвай выходит на маршрут 7 сентября. Планируется, что он пойдет в сторону северо-запада, однако точный номер новичку транспортники на момент выхода материала не присвоили.

Модернизированный трамвай – не единственное новшество на Челябинских дорогах. В выходные в город поступили 15 автобусов ЛиАЗ, цветовое оформление которых выполнено в едином стиле с модернизированным трамваем. По словам сити-менеджера, это станет визитной карточной общественного транспорта. Более того, на четырех остановках муниципалитета установили электронные табло, информирующие пассажира о времени подхода ожидаемого транспорта.

Как сообщил корреспонденту Chelyabinsk.ru заместитель директора по коммерческой работе МУП «ЧелябГЭТ» Альфред Нурисламов, информация отразит интервал движения автобуса, трамвая или троллейбуса, по мере приближения которых время будет меняться в строну уменьшения – пассажир будет точно знать, сколько ему предстоит ждать транспорт. Пилотные образцы установлены на остановках «ЮУрГУ», «Алое поле» и «Площадь Революции» по направлению к ЧТЗ. Еще одно установлено на троллейбусной остановке ДС «Юность» в сторону ЧМЗ.

Поделиться

«Пока они тестируются, но уже в ближайшее время – завтра-послезавтра – начнем на этих табло отражать в режиме эксперимента время подхода транспорта к указанным остановочным пунктам, – отметил Адьфред Нурисламов. – Троллейбусное депо №1 полностью оснащено навигационным оборудованием. Вот эта информация, которую оно передает, будет транслироваться на электронном табло: через какой промежуток времени подойдет тот или иной маршрут».

По словам Сергея Давыдова, скоро такие табло появятся и на трамвайных остановках. «Мы разрабатываем новый график движения, уже установлена система ГЛОНАСС, которая позволяет обеспечить движение транспорта в удобное для людей время, с определенной ритмичностью, известной заранее, – отметил он. -– Делаем все возможное, чтобы транспорт был удобен для челябинцев».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter