16 января суббота
СЕЙЧАС -10°С

Су-24 спикировал... в суд

Падение шагольского бомбардировщика Су-24М 13 февраля не назовешь иначе, как очень неудачным для ВВС РФ совпадением: на следующий день, 14 числа, в Курчатовском районном суде Челябинска началось предварительное судебное заседание по искам жителей столицы

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Падение шагольского бомбардировщика Су-24М 13 февраля не назовешь иначе, как очень неудачным для ВВС РФ совпадением: на следующий день, 14 числа, в Курчатовском районном суде Челябинска началось предварительное судебное заседание по искам жителей столицы Южного Урала и экологического фонда «За природу» к Шагольской авиабазе, Минобороны и администрации Курчатовского района. А военные, уточняющие обстоятельства гибели самолета, даже не смогли присутствовать в суде.

Некоторые обстоятельства аварии уже установлены: Су-24М под управлением командира авиабазы полковника Николая Гостева (еще один повод позлорадствовать для противников авиасоединения) взлетел для планового учебно-тренировочного полета с аэродрома Упрун. Боенагрузки самолет не нес, видимо, в планах была отработка пилотирования над полигоном ВВС «Сафакулево». Собственно, навыки пилотажа и стрельбы шагольские военлеты отрабатывают как раз там, туда и уходят после взлета с аэродромов Шагол или Упрун крылатые машины. По версии, еще вечером 13 февраля озвученной помощником главкома Сухопутных войск РФ Игорем Конашенковым, в небе над Сафакулевским районом Курганской области около 20:40 по местному времени у бомбардировщика отказал двигатель и машина упала. Экипаж – Гостев и штурман Андрей Ермаков – благополучно катапультировался и по приземлении сообщил о ЧП. Через несколько минут за ними выслали военный вертолет, спасателей из МЧС к поиску летчиков не привлекали.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Поделиться

Отметим, что место падения бомбардировщика – уже источник разногласий между официальной и частными версиями. Так, по информации, распространенной военным ведомством, самолет упал в трех километрах от села Калмак-Абдрашево. В то же время источник Chelyabinsk.ru на авиабазе местом падения называет центр озера Большой Кошкуль (вокруг этого водоема по большей части и расположены дома жителей Калмак-Абдрашева), а связавшиеся с нашей редакцией местные жители – пользователи сайта Safakulevo.ru – утверждают, что обломки самолета лежат частью на берегу, частью на льду в полукилометре от ближайших домов. Источники «Российской газеты», кстати, утверждают, что в злополучном полете участвовали два самолета. Один из местных жителей, по материалам «РГ», увидел, как ведомая машина вспыхнула в воздухе, хвост ее упал в лесу, а фюзеляж – на лед озера.

Как бы то ни было, авария обошлась без жертв и разрушений, и уже следственным органам наряду с причиной ЧП предстоит выяснить: мастерство полковника Гостева или что-то иное не позволило самолету упасть на жилые дома. По факту падения военно-следственным управлением СК РФ автоматически было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ – «Нарушение правил полетов или подготовки к ним», в настоящее время в в/ч №69806 допрашиваются авиатехники и другие специалисты, готовившие разбившуюся машину к полету, изымается документация. А в Сафакулевском районе идет осмотр места происшествия – там работает целая комиссия, и вечером и ночью 13 февраля ею руководил командующий второго Командования ВВС и ПВО Центрального военного округа генерал-майор Виктор Севастьянов. Катапультировавшиеся летчики в настоящее время проходят медобследование – но это, положим, стандартная процедура, ведь при катапультировании оба испытали перегрузки в несколько «же».

Пока военные разбираются с очередным ЧП, гражданские пришли в суд. Дата предварительного судебного заседания была назначена еще в декабре прошлого года, перенести ее никто не просил. Так что сегодня судья Лариса Икаева начала рассмотрение гражданского дела по трем искам – от челябинцев Лазарева, Прошкиной, Фоменко, Бусыгина и Цыганова – по фактам причинения вреда здоровью и от регионального фонда «За природу» в защиту неопределенного круга лиц – о прекращении экологически вредной деятельности. Собственно, первый день предварительного заседания практически полностью был посвящен рассмотрению ходатайств представителя истцов Анны Ильиной о принятии множества материалов. Отметим, что, несмотря на вчерашнее ЧП, суд счел не относящимся к делу поданный истцами список аварий Су-24 с 2000 по 2011 годы. В этом судья согласилась с единственным представителем ответчиков – юрисконсультом администрации Курчатовского района. Затем был объявлен перерыв до 10 часов утра 15 февраля – предварительное заседание еще не закончено и военные, фигурирующие в графе «ответчики» в двух ипостасях – как воинская часть №69806 и как Министерство обороны – еще успеют прислать своего представителя.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Разумеется, присутствовавшие в суде истцы – Александр Цыганов и Владимир Бусыгин – авиапроисшествие восприняли как лишний говорящий в их пользу факт. Анна Ильина прямо утверждала, что, согласно проведенным ею исследованиям, аэродинамика «сушек» такова, что в случае поломок над Челябинском (а иначе заходить на посадку на аэродром Шагольской авиабазы бомбардировщикам невозможно физически) самолет непременно рухнет на город. Конечно, только решение суда покажет, принято ли во внимание исследование летных качеств военной авиатехники человеком с юридическим образованием.

14 февраля главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин официально заявил, что Су-24 будут окончательно выведены из состава Военно-воздушных сил только к 2020 году – к этому времени их полностью заменят более современные Су-34, разработанные, кстати, с учетом экологических стандартов Евросоюза. Падение челябинского бомбардировщика в Курганской области на график замены машин не повлияет. Но, выходит, окончательно повод к искам на шагольских военлетов у челябинцев отпадет только через восемь лет.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...