Русско-турецкий лицей: большая перемена

Челябинский областной лицей-интернат, больше известный как русско-турецкий лицей, ждет долгожданный переезд. Уже в сентябре уникальное образовательное учреждение разместится в новом здании с просторным общежитием, позволяющим принять в два раза больше ода

Поделиться

Поделиться

Новый учебный корпус

Челябинский областной лицей-интернат, больше известный как русско-турецкий лицей, ждет долгожданный переезд. Уже в сентябре уникальное образовательное учреждение разместится в новом здании с просторным общежитием, позволяющим принять в два раза больше одаренных детей из разных уголков Челябинской области. Получив современное материально-техническое оснащение, значительно улучшив условия обучения и проживания учеников, новое руководство ЧОЛИ сохранит лучшие традиции мужского братства (сейчас в лицее обучаются только мальчики), как и прежде отдавая дань устоям Царскосельского лицея. В будущем не исключена возможность обучения и девочек, однако отказываться от принципов гендерного воспитания в лицее не собираются.

Уже 17 лет воспитанники ГУОШИ «Челябинский областной лицей-интернат» (ЧОЛИ), именуемого в народе русско-турецким лицеем, каждое утро слышат уважительное «Господа лицеисты!». Строгий дресс-код, приверженность традициям мужского братства, дисциплинированность и ранняя социализация действительно дают достойные результаты – выпускники с легкостью поступают на бюджетные места в лучшие вузы Челябинска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, а также Турции, Америки, Канады и Китая.

Однако все это время уникальное образовательное учреждение, преподающее углубленную программу и предметы на двух иностранных языках, вынуждено ютиться в здании бывшего детского сада, рассчитанного на 12 групп. Естественно, небольшое по своей площади помещение не может соответствовать тем целям и задачам, что ставит перед собой лицей.

Поделиться

Нынешнее здание русско-турецкого лицея

Переезд и... капитальный ремонт

Воспитанникам ЧОЛИ, приехавшим из разных городов области, приходится жить по четыре-восемь человек в одной комнате, из-за отсутствия спортивного зала все занятия с детьми проходят на улице. Кроме того, лицей не может организовать дополнительные учебные лаборатории и информационный центр – квадратные метры бывшего детсада не рассчитаны на подобную роскошь.

Теперь лицей-интернат, о судьбе которого долгое время ходили самые разные слухи, готовится к переезду в более просторное помещение. Уже в сентябре этого года ЧОЛИ разместится в здании профессионального училища №70 по ул. Ворошилова, 2. Таким образом, лицей получит не только новый учебный корпус, но и пятиэтажное общежитие, которое сможет принять в два раза больше детей из области.

На сегодняшний день Министерство образования и науки Челябинской области выделило необходимые средства для переезда в новое здание, где кровля нуждается в полной замене, требуется серьезный ремонт актового зала. Кроме того, придется сделать капитальный ремонт пятиэтажного общежития: необходимы внутренняя перепланировка здания, замена систем канализации, водопровода, а также бойлера, установка пластиковых окон и внутренняя отделка. Таким образом, благодаря региональным и федеральным дотациям к новому учебному году лицей сможет принять уже 120 одаренных детей из области, в то время как сегодня общежитие вмещает не более 60 человек.

Действительно, просторное общежитие сделает быт лицеистов гораздо комфортнее – они смогут жить по 2-3 человека в комнате. Кроме того, будут организованы информационный центр, оснащенный техническими новинками и Интернетом, стоматологический кабинет и небольшой конференц-зал. Что касается основного учебного корпуса, то там произойдут не менее значимые преобразования.

Поделиться

Здание будущего общежития

По словам учителя физкультуры с турецкой стороны Микаила Акча, будет исполнена самая большая мечта воспитанников – в лицее появится спортзал, которого раньше не было. Также ученики смогут заниматься в тренажерном зале, тренироваться на собственных спортивных площадках и футбольном поле. «Сейчас все уроки физкультуры мы вынуждены проводить на улице, не зависимо от погоды, либо в тренажерном зале. Переехав в новое зданием, дети наконец-то смогут заниматься в комфортных условиях», – отметил педагог.

Появятся три современные лаборатории для изучения профильных предметов – физики, химии и биологии. Модернизируют и лингафонный кабинет для изучения английского и турецкого языков. На нужды лицея региональное министерство образования и науки выделит автобус.

В будущем не исключена возможность обучения и девочек, однако отказываться от принципов гендерного воспитания в лицее не собираются. Турецкие педагоги уверены, что именно такая образовательная модель наиболее эффективна – это подтверждено опытом. Мальчики не должны во время учебы отвлекаться на представительниц прекрасного пола, уверены учителя.

«Несправедливо разрушать то, что создавалось годами»

О необходимости переезда ЧОЛИ в новое здание заговорили еще в мае прошлого года. Из-за конфликтов внутри педагогического коллектива, который просил отстранить от руководства действующего директора лицея, и несвоевременного оформления документов в миграционной службе, вокруг судьбы лицея-интерната возникали разные споры, в том числе и о необходимости вернуть здание бывшего детского сада микрорайону. Дальнейшая профессиональная деятельность турецких педагогов в России оказалась под угрозой: был приостановлен набор учащихся на новый учебный 2011-2012 год.

Лицеисты неохотно вспоминают те дни, когда судьба их дальнейшей учебы в лицее была не определена. Говорят, что очень переживали и не хотели возвращаться в школы, где учились раньше. Лишится турецких преподавателей для них равносильно потери той «фишки», что всегда отличала ЧОЛИ от сотни других образовательных учреждений.

«Думаю, было бы несправедливо разрушить то, что создавалось такими усилиями, – считает мама одного из лицеистов Оксана Аминьева. – Было очень страшно потерять тот уникальный опыт, что приобрел лицей за время своего существования, годами сформированные традиции и доверительное отношение между педагогами и учениками».

Тогда, в мае 2011 года, министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов объяснил сложившуюся ситуацию переходом лицея на новую образовательную концепцию, направленную на работу с одаренными детьми региона, и пресек любые разговоры о его реорганизации. Именно благодаря новой программе развития лицей-интернат получил возможность переехать в более просторное здание с пятиэтажным общежитием. Региональное минобрнауки назначило новое руководство лицея и поддержало масштабную рекламную кампанию по привлечению одаренных детей из разных городов области.

Поделиться

Ирина Рузаева

«Для меня каждый ребенок – одаренный. Главное понять, в чем его особенность и создать все необходимые условия для развития талантов и способностей, – говорит новый директор Челябинского областного лицея-интерната Ирина Рузаева. – Если честно, мне не очень нравится сам термин «одаренные», применяемый к будущим воспитанникам лицея-интерната. Я предпочитаю называть их перспективными детьми – это ребята, которые знают, чего хотят от жизни, видят цель и пути ее достижения. Их не останавливает напряженный график занятий, усиленное изучение двух иностранных языков и постоянная включенность в образовательный процесс. Я очень рада, что в новом учебном году, благодаря переезду, мы сможем принять гораздо больше перспективных детей. Именно поэтому сейчас мы размещаем объявления и необходимую информацию во всех районных и городских газетах области, активно встречаемся с нынешними семиклассниками из разных уголков региона, рассказываем об особенностях и возможностях лицея-интерната и предлагаем всем желающим попробовать свои силы на вступительных экзаменах».

На сайте образовательного учреждения работает онлайн-приемная, где каждый желающий напрямую может задать интересующий его вопрос директору лицея Ирине Рузаевой. Также родители и школьники могут заявить о своем желании учиться в лицее, заполнив заявку в разделе «Для поступающих». Более подробную информацию об условиях поступления можно узнать по телефону 775-85-70.

Безупречная репутация без рекламы

Известность русско-турецкого лицея никогда не была подкреплена мощной рекламной кампанией – информацию о ЧОЛИ не увидишь на уличных растяжках и билбордах, не посмотришь рекламный ролик по ТВ. Безупречную репутацию учебному заведению всегда обеспечивала высококлассная работа педагогического коллектива и приверженность лицеистов духу мужского братства. Именно поэтому лицей выпускает целые поколения: родители, единожды отдавшие ребенка в ЧОЛИ, обязательно приводят туда и младших детей.

Нынешние воспитанники рассказывают, что узнали о русско-турецком лицее от своих друзей и родственников, которые поступили в него раньше и на себе ощутили возможности и перспективы дальнейшего обучения. Сейчас ребята уверены, что не смогли бы учиться в обычных школах и ни при каких условиях не откажутся от учебы в ЧОЛИ.

Действительно, сегодня областной лицей-интернат – это уникальное образовательное учреждение, которое берет на себя не только функцию всестороннего и глубокого обучения, но и воспитания в духе толерантности и понимания иностранных культур, патриотического отношения к родной стране.

«Я разделяю всю систему образования на две важные составляющие – это знания и воспитание. Для нас очень важно воспитать настоящего гражданина России, который будет жить и питаться культурой своей страны. В то же время он должен понимать и принимать традиции и особенности других стран и уважать их культуру, – говорит представитель турецкой стороны, учитель информатики Джан Мустафа Харун. – Что касается образования, то основным приоритетом в работе лицея является участие в различных региональных, всероссийских и международных олимпиадах, форумах и образовательных программах. Благодаря обширным связям, наработанным за годы моей педагогической деятельности в других странах, лицеисты могут проявить свои силы на крупнейших международных научных площадках. Так, в этом году команда лицея-интерната получила право на участие в международных соревнованиях по проектной деятельности, проходящих в Хьюстоне. Туда съедутся участники из 70 стран мира».

Поделиться

Джан Мустафа Харун

Джан Мустафа Харун отмечает, что этот опыт очень важен как для самих лицеистов, которые смогут усовершенствовать свои знания и получить языковую практику, так и для лицея-интерната, который впервые примет участие в подобных соревнованиях. «Так сложилось, что двумя ведущими языками в научном мире являются русский и английский, и у наших ребят есть реальное преимущество перед другими школьниками, потому что они в совершенстве владеют обоими. Они могут изучать всевозможные научные источники, тем самым закрепляя ранее полученные навыки и осваивая новые. Другим же приходится нелегко – выучить русский не так-то просто», – убежден педагог.

Совсем недавно команда областного лицея-интерната победила в финале мирового чемпионата «Одиссея разума», который в этом году проходил в Шанхае. За звание лучшей команды сезона-2011 в решении технических и гуманитарных проблем сражались коллективы восточных стран мира, но первенство досталось именно воспитанникам ЧОЛИ. Ребята уже вернулись в Челябинск и успели поучаствовать в открытии областных соревнований «Одиссея разума».

Естественно, такие поездки открывают перед учениками лицея-интерната новые возможности. При этом в лицее отмечают, что все победы и достижения ребят – это исключительная заслуга тесной работы и непрерывного сотрудничества между учениками и педагогами. Только личный успех и желание трудиться могут принести столь высокие результаты.

«Конечно, на уроках мы стараемся не отклоняться от образовательной программы, и соблюдаем все рекомендации учебного плана, – говорит заведующий кафедрой иностранных языков, учитель английского языка Дмитрий Костылев (Выпускник ГУОШИ ЧОЛИ. – Прим автор). – Но во внеурочное время ребята сами выбирают интересующие их фильмы на английском языке, определяют темы для лингвистической практики. Такие занятия проходят у нас регулярно, несмотря на то, что их проведение не является обязательным, а посещение – принудительным. Ученики с удовольствием общаются между собой на английском, а я внимательно отношусь к их произношению и лексике. Меня очень радуют их академические успехи».

Таланты детей, а не деньги родителей

Казалось бы, столь высокий класс обучения, когда образовательный процесс занимает весь день и включает в себя не только основное, но и элективное образование, доступен только в школах элитного уровня, на оплату которых родители ежемесячно тратят немалые деньги. При этом уровень знаний и способностей их детей не всегда является определяющим для успешной учебы.

«Возможность обучения в нашем лицее практически не зависит от финансовых возможностей родителей. Мы находимся на полном обеспечении Министерства образования и науки Челябинской области, которое выделяет необходимые средства на полноценное питание и достойное проживание каждого лицеиста, на образовательный процесс и научную деятельность, на возможность дать детям глубокие и полноценные знания, – говорит Ирина Рузаева. – Будущий лицеист должен достойно выдержать все вступительные экзамены и представить приемной комиссии портфолио собственных достижений».

Подтверждают слова директора и педагоги ЧОЛИ. «Наши лицеисты – не элитные дети из богатых семей, – говорит учитель технологии перевода с турецкого языка Дамир Аскаров (Выпускник ГУОШИ ЧОЛИ. – Прим. автора). – Это настоящие самородки из глубинок Челябинской области с уникальными человеческими судьбами. Их ценность в умах и талантах, в возможности впитывать и применять те знания и навыки, что дает им лицей».

Поделиться

Общежитие

Приходя в лицей восьмиклассниками, мальчики приобретают уникальный опыт ранней социализации, не всегда доступный их сверстникам. Из всех учеников чуть меньше половины живут вдали от родителей. В общежитии круглосуточно работают воспитатели, которые на время учебы становятся для ребят вторыми родителями – днем и ночью лицеисты находятся под их неусыпным контролем.

«Мы всегда весело и дружно жили в общежитии, но с приходом Ирины Анатольевны (Новый директор ГУОШИ ЧОЛИ Ирина Рузаева. – Прим. автора) нам стало гораздо уютнее находиться вдали от дома. Первое, о чем она нас спросила: «Что вам нужно для комфортной жизни, чего не хватает?» Можно сказать, что впервые о нас позаботились так, как дома, – говорит воспитанник лицея Динар Нигматуллин. – Вскоре у нас в общежитии появились кабельное телевидение и Интернет, удобные сушилки для белья, кулеры с водой. Очень часто вечерами Ирина Анатольевна заглядывает к нам в гости: мы общаемся, пьем чай, слушаем интересные истории».

Поделиться

Холл общежития

Главное событие – День лицеиста

Конечно, жизнь лицеистов не ограничена бесконечными занятиями и самоподготовкой. Отложив учебники и тетради, они с упоением готовятся к традиционным лицейским мероприятиям, занимаются в танцевальном коллективе, проводят социальные акции, устраивают спортивные соревнования и помогают воспитанникам из младших классов.

Поделиться

День лицеиста

«В лицее много традиционных мероприятий, которые мы просто не можем пропустить, – говорит президент лицея, ученик 9 «а» класса Никита Камаргин. – Но главным событие для всех ребят, конечно же, является День лицеиста, который мы празднуем 19 октября. В прошлом году мы организовали литературную гостиную и устроили костюмированный бал. Также лицеисты смогли блеснуть на театральных подмостках – сыграли в постановке одного из самых ярких эпизодов фильма «18/14». Я выступал в роли молодого Пушкина времен Царскосельского лицея».

Поделиться

Президент лицея, ученик 9 «а» класса Никита Камаргин

Силен в лицее и дух наставничества, когда старшие ребята берут шефство над младшими и помогают им на протяжении всех лет учебы. Даже становясь выпускниками, они вновь и вновь возвращаются в родной русско-турецкий лицей. Активная позиция бывших воспитанников ЧОЛИ всегда радовала преподавателей: ни одно, даже самое небольшое мероприятие не проходит без их участия. Нередко выпускники возвращаются в лицей и в качестве педагогов – так случилось и с тремя нынешними преподавателями, которые уже не первый год работают там, где когда-то сами сидели за партами.

На правах рекламы

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter