74.ru продолжает рассказ о необычных сторонах и ракурсах Челябинска. На этот раз наша съемочная группа «наводила мосты», не испрашивая разрешения на съемку у администраций высотных зданий и представителей различных конфессий. Фотографы просто сложили рюкзачки и отправились вдоль по мостам (и под мосты) родного города. Куда еще не дотянулись «руки» «дорожной революции»? Где можно «примоститься» челябинским молодоженам, а где – людям тяжелой и безрадостной судьбы? Об этом – в третьей серии проекта «Обратная сторона Челябинска».
С детства мы привыкли, что если есть мост, то он над чем-то. Над рекой, над пропастью... Бывает, однако, и по-другому. Весомое тому подтверждение – «Ленинский мост», сложная система автомобильных развязок, вознесшаяся над паутиной железнодорожных путей станции Челябинск-Главный.
Сюда с месяц назад как раз дотянулась та самая дорожная революция, которой мы хвастаемся по окончании и ненавидим во время работ. Половина «пути из варяг в греки», то есть из Ленинского в Советский район перекрыта, всюду снуют массы рабочих. С высоты панорама Ленинского моста напоминает старые кадры – строительство БАМа или там Транссибирской магистрали. Мельтешат рабочие, солидно и неторопливо шевелится техника... А вот когда спускаешься вниз, к самой развязке, становится видно, что изрядная доля человеческого муравейника, кишащего здесь, вовсе не трудяги-дорожники, а, так сказать, люди, ведущие асоциальный образ жизни и прочие граждане без прописки. Причем, судя по повисшему под опорами амбре, свой образ жизни эти граждане ведут здесь не первый день...
Фотографы 74.ru побывали на строительстве и еще одной транспортной артерии – развязки у здания цирка, которая выйдет на улицу Братьев Кашириных и улицу Свободы.
Впрочем, такой контраст – могучего города и картины стройки с одной стороны и, мягко говоря, грязи и запустения с другой – видно во многих местах Челябинска. Возжелав романтики, фотокорры попытались сбить пролетарский настрой Ленинского моста вечерней панорамой двух «братьев-близнецов» – мостов через Миасс на улицах Кирова и Красной.
Увы, и старый, и новый мосты крупнокалиберных объективов застеснялись. Кировский (а на самом деле – Троицкий!) мост минут на пять ослепил все вокруг подсветкой, заодно вытащив из сумрака многочисленные парочки, а мост на Красной вообще предпочел в прямом смысле не светиться – на нем из всей вечерней красоты имеются только стандартные фонарные столбы.
Светлое же время суток подкинуло загадку: вокруг моста в бессистемном изобилии торчат надетые на какие-то штыри и прутья-бутылки. Если между ними проходит фарватер нашего изрядно заросшего Миасса, то город может спать спокойно, десанта на набережную опасаться не стоит.
Куда более романтично все-таки выглядит мост Ленинградский. Тут вам и знаменитый «лошадиный барельеф», и местная краеведческая достопримечательность: ровнехонько по мосту, равно как и по автодороге «Меридиан» несколько южнее, проходит граница Урала и Сибири.
То есть получается, что один из авторов, обитающий в Тракторозаводском районе, ежедневно пересекает эту самую границу по пути на работу или домой, превращаясь из южноуральца в западного сибиряка и наоборот. Местные жители, кстати, особого пиетета по этому поводу не испытывают и запросто путешествуют из региона в регион, скажем, за пивом, которое потом и потребляется на крутых в этом районе берегах все того же Миасса.
Чуть на север от моста Ленинградского – и можно попасть в сравнительно новое, то есть хорошо забытое старое место отдыха жителей Калининского района – сквер Челюскинцев. Давно заброшенный, он был реконструирован только в 2011 году, снова обрел детские горки и скамейки для бабушек.
Неподалеку разбили еще и парк «Дружба» – на месте старого кладбища, откуда вывезли останки. Вот сюда – по выражению одного из авторов, «в райский кладбищенский уголок» – и можно попасть по очередному мостику. С этого «челюскинского» мостика открывается идиллический зеленый пейзаж. Такой... умиротворяющий. А вот если пролезть под опоры и рассмотреть рыжее нутро моста, то ощущения появляются такие... тоже в общем кладбищенские.
Дальше и дальше на север. Улица Новомеханическая радует сразу двумя целями для объективов: автомобильным мостом и мощной развязкой по соседству со Свердловским проспектом. На развязке работа просто кипит.
Но на фотографов (особенно фотографов женского пола) внимание обратили разве что сторожа – «два милых старичка из будки сторожей вежливо шутили, что они разобьют нам камеры об головы, но глаза у них светились добротой и пониманием». По давней (еще во время «высотного» репортажа выясненной коллегами) привычке начальник фототдела 74.ru (и по совместительству один из авторов) полезла повыше в поисках красивой панорамы – с грешной земли на еще не загаженное полотно самой развязки. Впрочем, не будем врать: мусора здесь почти не было ни на бетоне, ни на почве.
Новенький мост на той же Новомеханической, обеспечивающий проезд с «Меридиана» на Свердловский проспект, находится совсем близко к ЧГРЭС и базе байдарочников. Мост выглядит как положено (а как может выглядеть «протуберанец» «Меридиана»?), но поблизости замечательные виды на местные достопримечательности.
Например, есть памятник байдарочнику, на котором нарисованы зеленая майка и черные шорты. Здесь неподалеку, собственно, и была база байдарочников, ну, а немного в стороне – идиллическая картина футбола посреди метели (футбольное поле густо заросло одуванчиками). У ЧГРЭС, откуда открывается вид на мост на пикнички собираются отдыхающие. Таблички «Купаться запрещено» нет, но такая надпись сделана баллончиком с краской – видимо, неудачный опыт одного из пловцов.
Металлургический район привнес в репортаж элементы хоррора и постапокалиптики. Нет, авторы прекрасно помнят, что под мостами согласно европейскому фольклору живут тролли. Но не на Урале же!
Между тем под мостом на улице Черкасской действительно обитают некие загадочные существа. К контактам не склонны, при встрече стараются побыстрее смыться, русского языка не понимают (или делают вид). Живут в импровизированных «хижинах дяди Тома» из фанеры, полиэтилена и ткани неизвестного происхождения. Наверное, все-таки не тролли – уж больно лица среднеазиатские. Встреченный после полицейский подтвердил догадки: подмостный образ жизни ведут не только классические бомжи, но и нелегальные мигранты из «южных советских республик», не ужившиеся со своими коллегами на городской свалке. Видимо, для дополнительного колорита во всю ширь одной из опор моста некий умелец изобразил граффити – череп в клоунской шапке. А ведь места-то вокруг для Челябинска, считай, исторические и знаковые: некогда рядышком с нынешним мостом находился поселок первых строителей Челябинского металлургического комбината.
Еще одну бесплатную ночлежку (даже с отдельными номерами) предоставляет сирым и убогим переезд с улицы Богдана Хмельницкого на трассу Челябинск–Екатеринбург, в народе – Чертов мост.
Чертов – потому что, как объяснили местные старожилы, за поворотом у съезда с моста раньше любили устраивать засады на лихачей-автомобилистов мастера полосатого жезла. А отдельные номера – потому что в основе моста здоровенные трубы, в которых видны следы периодической жизнедеятельности тех самых старожилов. Например, «наскальные» (или внутритрубные?) надписи в назидание потомкам. Большинство порицают некоторых представителей человечества или морализируют в плане «не будешь кушать манную кашу – покатишься по наклонной».
Разогнавшись, съемочная группа в погоне за мостами вылетела за пределы Челябинска и отработала еще два объекта. Мост в Казанцево – самый романтичный из всех «свадебных». Правда, надпись «удачи тебе» адресована не то молодоженам, не то рискнувшим проверить надежность подвесного моста.
И мост в поселке Новое Поле, после «сталкерских» пейзажей Металлургического района умиротворяющий пасторальностью картины.
Панорамный вид на мост в поселке Новое Поле
В летнее время года мы не могли не побывать на земле обетованной челябинских молодоженов – мостике в парке имени Гагарина. Оазис спокойствия охраняют замочки, оставленные брачующимися на долгую и счастливую совместную жизнь.
Александр Емельянов, Алина Черепанова
Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ, Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ, Олега КАРГАПОЛОВА