Город «Бабы» без ума от пермских ночей

«Бабы» без ума от пермских ночей

В воскресенье, 24 июня, в Перми состоится закрытие фестиваля, аналогов которому, как утверждают его участники, нет ни в России, ни в Европе. В этом году фестиваль «Белые ночи в Перми» проводился во второй раз и собрал баснословное число участников и зрителей. Зарубежные артисты согласны ехать в Пермь за свой счет, чтобы стать участниками этого северного чуда. На «Белые ночи» были приглашены челябинские поэты, художники и музыканты, а также наша славная Мастерская новой пьесы «Бабы». Режиссер, руководитель театра Елена Калужских и актриса Янина Кривоспицкая рассказали Chelyabinsk.ru обо всех чудесах, которые увидели своими глазами.

Театр «Бабы» не новичок фестивального движения – актрисы участвовали во многих российских фестивалях, стали лауреатами международных фестивалей BALTOCKANDAL (Эстония), APOSTROF (Чехия), STEPS TO SIBERA (Лондон), театрального фестиваля в Лионе (Франция) и других, представляли Россию в проекте «Дни культуры России в Германии». Но нигде не видели, чтобы фестивальные представления длились 24 дня почти круглосуточно.

Елена Калужских: «Фестиваль «Белые ночи в Перми», который проходит в рамках российского проекта «Культурный альянс», – это потрясающее событие. Мы видели многожанровые фестивали в Европе, но ни с чем подобным не встречались.

Фестивальный городок был огромный, восемь открытых и закрытых площадок, где все происходило одновременно. Это огромное пространство в самом центре города, на главном проспекте Перми, которое огорожено и оформлено, как настоящий город с улицами и площадями, фонтанами и пляжами, с ледовым катком и бассейном, с кафе, мастерскими художников и знатоков народных промыслов; с огромными скульптурами из глины и песка, выполненными художниками со всего мира; организованы игровые площадки для детей... Вход на территорию городка и доступ ко всем площадкам бесплатный. А фестивальные выставки были развернуты во всех выставочных залах Перми, а также в цехах Табачной фабрики и Мотовилихи. Из фестивального городка на выставки можно было попасть на специальных автобусах, которые отправлялись каждые полчаса и курсировали по всем выставочным местам».

Янина Кривоспицкая: «В этом фестивальном городке каждый день происходит масса событий, одни артисты уезжают, другие приезжают. Всюду висят афиши-доски, на которых мелом пишется программа фестиваля на ближайшее время, затем она стирается и пишется новая. За те сутки, что мы пробыли на фестивале, успели познакомиться с потрясающей группой барабанщиков из Франции, которые программу начинают на земле, а продолжают в воздухе, на глазах зрителей взмывая в небо при помощи специальных подъемников. Мы привезли диск потрясающего уличного духового оркестра из Лиона – это настоящее уличное шоу. Музыканты не просто играют, они постоянно взаимодействуют со зрителями. Любимцем публики, особенно детей, стал немецкий музыкант, который по ходу исполнения произведений еще и управлял куклой, рассылающей всем воздушные поцелуи. Это тоже был живой спектакль. В полночь началось лазерное шоу с акробатами, которые выполняют различные трюки, поднимаясь по стенам высотных зданий...

Было такое чувство, что мы очутились в Европе, таков был фестиваль по уровню. Но по масштабу он превзошел все те европейские фестивали, которые нам доводилось видеть. Нигде не было такого города в городе. Это, конечно, сильное впечатление. Когда это видишь, то понимаешь, что заявление «Пермь станет столицей всех искусств» – это не просто слова. Они это делают! Организаторы фестиваля собрали все самое интересное, актуальное в современном искусстве. И организация очень мощная, работает много волонтеров».

В этом году в фестивале приняли участие челябинские поэты, музыканты, художники. Кстати, по итогам фестиваля выпущен «Поэтический путеводитель по городам «Культурного альянса», куда вошли стихи челябинских поэтов.

Елена Калужских: «Театр на фестивале был представлен не очень широко. Поэтому так ценно, что нас пригласили представить новое направление в театре. Мы повезли на фестиваль наш спектакль «Там, где нет солнца». И поняли, что не промахнулись с выбором, потому что он органично влился в формат фестиваля и вызвал большой интерес у публики.

К технике вербатим театральная публика уже привыкла, она знает, что такой спектакль строится на тексте реальных живых интервью. В основе спектакля «Там, где нет солнца» лежит поэзия Марии Вагатовой, которую Янина Кривоспицкая записала в Ханты-Мансийском автономном округе. Но это не совсем вербатим, потому что актрисы в нашем спектакле не произносят ни единого слова. Хантыйская речь сопровождает действо, она звучит фоном всего спектакля.

И к нам после спектакля подходили филологи и говорили: «Какая красивая хантыйская речь, где бы мы ее еще услышали?» А участники фестиваля поздравляли нас с тем, что нам удалось создать «гипертекст в локальной ситуации», говорили, что многие современные театры находятся сегодня в поиске такого нового языка, но, оказывается, он уже создан и создали его мы. И этот новый язык позволяет найти понимание в любой аудитории, что очень важно для нового театра. Действительно, куда бы ни привозили этот спектакль, возникает единение со зрителем.

Мы играли на одной из сцен, расположенных в огромном шатре, в условиях «черного кабинета», стены были черными, и специально для нас за три часа сшили черный половик. И вот мы играли в черном пространстве, буквально в полушаге от зрителей, что лишь усилило магию этого действа без слов.

Думаю, жителям Перми сказочно повезло: к ним едут со всего мира. Мы видели выступления артистов из Франции, Португалии, Мексики, афроамериканцы были... Я постоянно удивлялась тому, как организаторам удается управлять всем этим движением, чтобы не было никаких накладок! Там даже организации фестиваля стоит поучиться. Сколько было придумано всего для детей, люди приходили семьями и не только смотрели выступления, но отдыхали у фонтанов, на детских площадках. Арка дождя, арка загара... – все это очень привлекало людей».

Вот такие впечатления участники фестиваля «Белые ночи в Перми» привезли в Челябинск. Мало того, диск уличного духового оркестра из Лиона теперь войдет в новый спектакль Мастерской новой пьесы «Бабы».

«Я была крайне поражена, что эта музыка совпала по смыслу с нашим спектаклем по пьесе «Хаос» финского драматурга Мики Мюллюахо, – завершила рассказ Елена Калужских. – Так что челябинцы услышат ее. И мы смеялись: поехали в Пермь на сутки, но успели не только выступить и мастер-класс провести, пообщаться, многое увидеть, но еще и музыку к новому проекту найти».

Фото: Фото из архива Мастерской новой пьесы «Бабы»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления