Город За «Торнадо» прилетело всем

За «Торнадо» прилетело всем

13 июля коллегия Челябинского областного суда огласила приговор по делу о массовом избиении зрителей на рок-фестивале «Торнадо». Всем обвиняемым, участвовавшим в атаке под лозунгами «Наказать волосатых», «Панки – нелюди», назначено наказание в виде реального лишения свободы в колонии. Организаторы побоища – Роберт Назарян, Андрей Изместьев и Константин Катаев – получили шесть, четыре с половиной и пять лет заключения соответственно. Десятерым другим обвиняемым, принимавшим участие в беспорядках, дали от трех до четырех лет в зависимости от того, что они успели натворить на площадке фестиваля. Репортаж из зала суда – в материале Chelyabinsk.ru.

В завершающий день оглашения приговора по делу «Торнадо» были приняты усиленные меры безопасности – в зале охрану осуществляло силовое спецподразделение приставов. По тому, как конвойные полицейские рассредоточились вокруг подсудимых, ожидавших вердикта на свободе, бывалым судебным журналистам еще до начала заседания стало ясно, что избежать колонии никому не удастся. По всей видимости, предчувствовал это и один из организаторов Андрей Изместьев, который вчера присутствовал на оглашении, а сегодня в суд доставили медицинский документ о том, что он экстренно госпитализирован в миасскую горбольницу. Кроме того, на приговоре не было еще одного подсудимого – также по состоянию здоровья, что было подтверждено справками.

Подсудимые, находящиеся под стражей, прятали лица от фото- и видеокамер за масками

Перед появлением в зале тройки судей один из приставов произнес предупреждающую речь: «Приговор слушаем молча, спокойно, без резких движений. Любое противодействие сотрудникам конвоя будет сразу пресекаться судебными приставами. Мамочки, пожалуйста, держим эмоции при себе, это еще не конец, сможете обжаловать приговор».

Но матери и жены подсудимых, услышав, что их близкие отправятся в колонию, слез сдержать все же не могли.

«Учитывая, тяжесть и конкретные обстоятельства совершенного преступления, судебная коллегия считает невозможным исправление без изоляции от общества, – бесстрастно 13 раз, по числу подсудимых, произносил председательствующий судья Игорь Зубенко. – Именно наказание в виде реального лишения свободы будет отвечать целям наказания, восстановлению социальной справедливости, исправлению подсудимого».

Роберт Назарян

А обстоятельства преступления выглядят так: вечером 28 августа в летнем кафе, развернутом на рок-фестивале «Торнадо-2010», выпивал хозяин этой торговой точки Роберт Назарян с друзьями из Челябинска. Армянин, которого СМИ окрестили «шашлычником», – один из самых влиятельных криминальных лидеров в Миассе. А среди его друзей был известный в преступном мире Челябинска Александр Гирь, который официально является владельцем развлекательного комплекса «Галактика развлечений», а неофициально занимает весьма значительный пост в крупной криминальной группировке.

Вот именно с такими людьми и угораздило схлестнуться подвыпивших гостей рок-фестиваля, которые зашли в кафе со своими пивом и едой. Назарян потребовал от группы посетителей покупать продукты в кафе или убираться прочь. Пьяные клиенты с такой постановкой вопроса не согласились и весьма грубо ответили тоже нетрезвому армянину. За хозяина кафе вступились его приятели. Слово за слово, и одна из неформалок выплеснула в лицо горячему мужчине пиво. Началась драка в лучших традициях придорожных кафешек – с мордобоем и хватанием стульев в качестве подручного оружия. Потасовку достаточно быстро разогнали сотрудники полиции и охраны, работавшие на фестивале. Но Назарян с друзьями посчитали, что конфликт не исчерпан, – простить обиду, нанесенную несколькими посетителями рок-фестиваля, для них было «не по понятиям».

Обвиняемые, ожидавшие приговор на свободе...

Назарян при помощи Изместьева и Катаева начал собирать молодых парней в Миассе, а Александр Гирь с Максимом Поповым (оба скрылись, находятся в международном розыске, уголовное дело в отношении них выделено в отдельное производство. – Прим. автора) стали формировать группу мстителей из числа челябинцев. Не откладывая в долгий ящик, акцию возмездия запланировали на вечер следующего дня.

29 августа на территории бывшего автотранспортного предприятия в Миассе собрались десятки хорошо физически подготовленных молодых людей, вооруженных травматическим оружием, бейсбольными битами, деревянными палками, металлическими прутьями и другими подручными средствами.

«Организаторы преступления провели инструктаж о том, что необходимо делать, были провозглашены лозунги: «Наказать волосатых», «Панки – нелюди», – рассказывает установленную в суде картину происходившего государственный обвинитель Алексей Лихачев. – Организаторами было принято решение «поставить на колени фестиваль». Под этими лозунгами они все вместе, организованной колонной автомобилей отправились на «Торнадо»

...на них надели наручники в зале суда, на глазах матерей и жен

Путь кортежа зафиксировали видеокамеры четырех разных точек уличного видеонаблюдения. Прибыв на место, около ворот лагеря организаторы велели всем оголить торсы, чтобы узнавать друг друга в толпе. Всего на территорию фестиваля отправились более 70 агрессивных мужчин, из которых впоследствии правоохранителям удалось установить и привлечь к ответственности только десятерых (помимо организаторов).

«В этот момент на сцене выступала группа «Тараканы», играла музыка, поклонники получали удовольствие, отдыхали и даже не подозревали, что сзади на них надвигается разъяренная толпа, – продолжает Алексей Лихачев. – Разъяренная толпа напала на посетителей фестиваля, которые даже не все – на видеозаписи это хорошо видно – поняли, что произошло, многие из них продолжали слушать выступление группы. Мы допрашивали в судебном заседании солиста группы «Тараканы», и он пояснил, что и они сразу не поняли, что происходит, настолько это было молниеносно, организованно выполнено».

Пока посетители фестиваля и артисты пытались осмыслить ситуацию, нападавшие уже вовсю орудовали битами, палками и прутьями, пускали в ход травматические пистолеты. Они избивали всех попавшихся им на пути зрителей, внешний вид которых – одежда, прическа и атрибутика – указывал на принадлежность к числу поклонников рок-музыки. В результате оказались в разной степени травмированы десятки людей.

В перерыве подсудимые пытались перекинуться парой слов с родственниками и адвокатами

Потерпевшими по уголовному делу признаны 39 человек. 25 из них заявляли гражданские иски о возмещении морального вреда. Суд удовлетворил их частично, взыскав в пользу каждого в долевом порядке со всех подсудимых от двух до семи тысяч рублей. Таким образом каждый пострадавший получит от 25 до 50 тысяч рублей.

«Данное уголовное дело вызвало повышенный общественный резонанс, поскольку преступлением на фестивале «Торнадо» был брошен вызов гражданскому обществу, – прокомментировала старший прокурор отдела по поддержанию гособвинения прокуратуры Челябинской области Галина Чеблакова. – Государственным обвинением предлагались суду более строгие сроки наказания подсудимых, особенно в отношении организаторов массовых беспорядков (для Назаряна прокуратура просила 12 лет лишения свободы. – Прим. автора). Но суд согласился с предложенным нами видом наказания – все 13 подсудимых лишены свободы, а только такая мера является соразмерной тем преступлениям, видеозаписи которых потрясли не только Челябинскую область, но и всю нашу страну».

Гособвинители пока не стали делать поспешных заявлений об обжаловании вынесенного приговора. Но учитывая, что адвокаты едва ли не всех осужденных «торнадовцев» планируют подавать кассационные жалобы, вероятнее всего, и прокуратура не останется безмолвной. Тем более что сроки, запрошенные стороной обвинения для подсудимых, были снижены фактически вдвое.

Наблюдатели называют приговор суда взвешенным и политически выверенным

«Мой подзащитный, конечно, считает, что это несколько жесткий приговор. Он надеялся на годик-два поменьше, – говорит адвокат подсудимого Шамиля Шакбанова (приговорен к четырем годам в колонии строгого режима, поскольку ранее судим. – Прим. автора) Владимир Решетников. – Четыре года – это срок почти минимальный по данной санкции, статья предусматривает наказание от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 212 УК РФ). На мой взгляд, в отношении моего подзащитного приговор Челябинского областного суда достаточно взвешенный, с учетом всех отягчающих и смягчающих обстоятельств. Тем не менее кассационную жалобу с учетом пожеланий моего подзащитного мы писать в Верховный суд будем».

Не только Решетников, но и другие адвокаты намерены обжаловать не вину своих подзащитных – абсолютное большинство из них частично или полностью ее признали – а квалификацию содеянного. По мнению многих, в полной мере не доказано участие именно в массовых беспорядках. Уже сейчас можно прогнозировать, что в жалобах будут звучать просьбы переквалифицировать преступление на групповое хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК) или на причинение легкого (ст. 115 УК РФ) или средней тяжести вреда здоровью (ст. 115 УК РФ). Санкции этих статей предусматривают существенно менее суровое наказание.

Последнее слово будет за Верховным судом РФ, пока же вставить точку в этом деле рано.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Юлианны ЦЫПЦЫНОЙ, Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Юлианны ЦЫПЦЫНОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления