
Поделиться
Челябинск – крупный промышленный центр, и проблемы экологии касаются каждого его жителя: их обсуждают и дома, и на работе, и в общественном транспорте. О том, когда будут минимизированы выбросы предприятий, что станет с челябинской свалкой, когда жилые дома перестанет трясти, мы беседуем с министром по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александром Галичиным.
– Александр Михайлович, как, на ваш взгляд, изменится Челябинск и область к 2020 году?
– Говорить о том, что все экологические проблемы будут решены, было бы неправильно. Но уже сейчас нам удалось добиться улучшения ситуации как в Челябинске, так и области. Изменения в сфере экологии подтверждаются цифрами. Так, например, показателем улучшения качества атмосферного воздуха является индекс загрязнения атмосферы, который в Челябинске сократился с 17,3 в 2005 году до 11,3 в этом.
Если говорить о 2020 годе, то кардинально, может быть, областной центр и регион не изменятся, но юридические, социальные процессы, которые происходят в сфере промышленности, неизбежны и уже привели к тому, что и общество, и власть начинают смотреть на экологию по-другому. Если в советское время черные дымящиеся трубы считались признаком благополучия: заводы работают – страна живет. То сегодня требования к условиям жизни и к окружающей среде меняются. Все хотят подъезжать к металлургическому заводу и не ощущать неприятного шума, запаха, которые неизбежно сопровождают технологические процессы. Кроме того, люди стремятся к социальному комфорту: жить недалеко от своей работы, гулять в санитарно-защитных зонах. Думаю, трансформация сознания приведет к тому, что изменится отношение к окружающей среде. Это неизбежно.
– Челябинцев серьезно беспокоят выбросы промышленных предприятий. Какая работа ведется в этом направлении? Чего уже удалось достигнуть?
– По отношению к природоохранной деятельности промышленных предприятий установлены жесткие требования, направленные на сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Осуществляется непрерывный контроль их деятельности. Это способствовало уменьшению источников сверхнормативных выбросов: в 2002 году проблемных предприятий было 42, а к 2011-му их число сократилось до шести. Полностью ликвидировать сверхнормативные выбросы предприятия области должны к 2015 году.
В то же время необходимо понимать: Челябинск является крупным индустриальным центром и каждое предприятие в той или иной степени оказывает воздействие на природу. Наша главная задача – минимизировать вред, наносимый промышленностью окружающей среде. Над чем министерство постоянно трудится.
Сегодня, на мой взгляд, мы многого достигли. Все предприятия согласились, чтобы их контролировали и не только на бумаге. Да, может быть, пока измерительное оборудование устанавливается на нескольких источниках выбросов на предприятиях. Но сегодня технику установили на двух трубах, завтра еще на двух, через год-полтора датчиками оснастят все источники выбросов. Стоит отметить, что за последние пару лет все предприятия запустили фильтрационные установки, а кое-кто их даже модернизировал.
Кроме того, министерством подготовлена областная целевая программа экологического мониторинга. В настоящее время она проходит согласование. Планируется, что система охватит 17 городов Южного Урала, где будет установлено 30 стационарных постов и организованы три передвижные лаборатории автоматизированного контроля воздушной среды. Предполагается также создание единого ситуационного центра, куда будут поступать результаты всех измерений. Программа рассчитана на несколько лет. Финансирование запланировано со следующего года.
– Городская свалка также является камнем преткновения. На какой стадии строительство полигона ТБО в Красноармейском районе? Что будет с челябинской свалкой после ее закрытия?
– Исторически сложилось, что свалка оказалась в центре города. Чтобы ее вынести за пределы Челябинска, необходимы большие средства. Тем не менее процесс идет: городские власти совместно с министерством разрабатывают проект полигона для твердых бытовых отходов в Красноармейском районе. К концу года будет готова техническая часть проекта. Земля также оформляется. Отмечу, что полигон – это сложное инженерное сооружение, где особое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
После того как новый полигон будет введен в эксплуатацию, городская свалка закроется и должна быть рекультивирована. На ее месте вполне можно разбить парк. Именно по такому пути пошли развитые города Европы.
– В Челябинской области часто ставится вопрос дефицита питьевой воды в различных территориях – Магнитогорске, Златоусте, Каслях. Какое участие принимает министерство в решении этих вопросов?
– Воды в области очень много, но не питьевой. Каждый год мы принимаем превентивные меры и болевые точки постепенно уходят. Год назад от дефицита воды страдал Магнитогорск. Для поддержания определенного уровня воды в скважинах Малокизильского месторождения подземных вод проведена переброска стока реки Урал в зону Малокизильского водозабора. На эти цели из областного и местного бюджетов было выделено 134 миллиона рублей. В прошлом году произвели дополнительную разведку на Верхне-Кизильском, Янгельском и Усть-Янгельском месторождениях подземных вод. Сейчас в Магнитогорске таких проблем нет.
Планомерной работой снимаются аналогичные проблемы в Златоусте и Миассе. Питьевое водоснабжение Златоуста осуществляется из хранилищ на реках Ай, Малая и Большая Тесьма. В маловодные годы встает проблема надежного и гарантированного водообеспечения населения. В 1976 году для покрытия дефицита было начато строительство Ново-Златоустовского водохранилища объемом 111,1 миллиона кубометров. Объект не завершили, для возобновления стройки необходимо произвести дополнительные расчеты водопотребления Златоуста в настоящее время и на перспективу, а также решить вопрос о передаче водохранилища в собственность областных властей.
В Каслях остается проблема обеспечения водой в соответствии с суточным нормативом. Зацепинский и Пименов пруды не обеспечивают потребности населения. Когда-то губернатор своим волевым решением отправил на помощь властям Каслей специалистов министерства. Программа была разработана, надо было просто продолжить эту работу. Обязательным мероприятием является модернизация фильтровальной станции с внесением конструктивных изменений на озере Киреты.
– Возможны ли аналогичные проблемы в Челябинске?
– Сегодня Челябинск полностью получает необходимый объем воды. Но, так как второй год подряд мы наблюдаем засушливое лето, некоторые возникают некоторые вопросы. Аргазинское водохранилище заполнено наполовину. В прошлом году к осени его уровень падал до 34%, но за осень-зиму водохранилище наполнилось до 56%. На ближайшие время воды хватит. Если засуха затянется, то у нас в резерве Долгобродское водохранилище, хотя есть небольшие проблемы с каналом, но они решаемы. На критический случай существует канал через Увильды, и он в рабочем состоянии.
– Как идет реализация программы «Чистая вода» в регионе в целом?
– В этом году по программе «Чистая вода» выделено 100 миллионов рублей на сохранение шести водных объектов в Верхнем Уфалее, Карабаше, Чебаркуле, Аше, Еткуле, Катав-Ивановске. Большинство проектов реализуется на условиях софинансирования за счет средств областного и федерального бюджетов. Мы выделяем на реализацию программы часть средств, а остальное получаем из федерального бюджета, иногда до 70%.
– Как развивается ситуация с подземными толчками, связанными с ликвидацией боеприпасов на Чебаркульском полигоне?
– Мы находимся с военными в постоянном взаимодействии – боремся за право жителей Челябинской области на безопасные условия существования. На вибрацию зданий жалуются не только челябинцы, но и жители поселков, городов, приближенных к полигону. Сегодня удалось сократить количество ежедневно утилизируемых боеприпасов. Эта тема на постоянном контроле региональных властей и лично губернатора.
– Изменится ли челябинское общество после решения проблем в сфере экологии?
– В первую очередь необходимо начать с себя. Я считаю, каждому из нас нужно внимательнее смотреть на мир вокруг. Поступательное развитие общества потребления в конце концов приведет к благополучию среды обитания. Но в любом случае необходимо начинать с себя: чисто не там, где не убирают, а там, где не мусорят.
– Вы считаете возможным сделать Челябинск самым чистым городом в стране к 2020 году?
– Если говорить честно, то вряд ли. Тем не менее есть примеры других городов, к сожалению, не российских, где за 10 лет крупные промышленные центры превращают в чистые уютные города, в которых люди хотят жить и работать. Главное, этим вопросом заниматься. В силу своей специфики наше министерства занимается вопросами обеспечения экологической безопасности. И мы приложим все усилия, чтобы экологическая обстановка в области изменялась и естественно в лучшую сторону. А условия жизни людей становились более благоприятными и комфортными. В частности, с проблемой выбросов мы к 2020 году справимся.