27 октября в Челябинске открывается региональный театральный фестиваль «Сцена-2012». По счету это 14-й фестиваль, но со времен экономического кризиса его чаще называют смотром-конкурсом.
Разница существенная. Что такое фестиваль в понимании зрителей? Это когда в одном месте и в одно время собирается несколько театральных коллективов, у зрителя есть возможность посмотреть все, сравнить и сделать некоторые выводы – куда идем, что приобрели и что утратили?
«Фестиваль – это не просто возможность посмотреть разные спектакли, это, что крайне важно, обмен мнениями актеров и режиссеров, чтобы и критиков можно было послушать, и возникла дискуссия, – таково мнение о формате фестиваля профессионального режиссера Владимира Филонова (студия театра «Манекен»). – А когда актеры и режиссеры друг друга не видят, это трудно назвать фестивалем. Это, скорее, выставка достижений или смотр народного хозяйства».
Или «хромая утка», как любят говорить эксперты в области политики. Дискуссия о том, каким должен быть региональный театральный фестиваль и каким он может быть, возникла не сегодня. Об этом говорили и на подведении итогов «Сцены-2011». Очень много было сказано слов о том, что нужно менять формат, что стоит даже подумать о проведении фестиваля-транзита, когда бы все театры собирались поочередно в городах области, где есть свой театр, и играли заявленные на «Сцену» спектакли то в «Омнибусе», то в «Нашем доме», то в Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина... То-то был бы пир для зрителей, актеров и режиссеров.
Однако и в этом году «Сцена» пошла по самому легкому пути: столичные критики с 27 октября по 4 ноября объедут все профессиональные театры области, поставят оценки, выскажут замечания труппам и в Челябинске наградят победителей в номинациях.
Правда, в пресс-релизе министерства культуры Челябинской области говорится, что вместе с экспертной комиссией, возглавит которую доктор искусствоведения, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ Нина Шалимова (Москва), к обсуждению спектаклей присоединится молодежное жюри – участники самодеятельного театрального коллектива «Профиль» ЧГПУ, что право голоса получат и зрители, опустив после спектакля, если он понравился, свой билет в специальную урну-коробку для голосования.
Только большого смысла в зрительском голосовании не просматривается, поскольку с чем и с кем зрители будут сравнивать? Челябинцы не видели спектаклей магнитогорцев, а магнитогорцы – спектаклей театров областного центра.
«Мы бы с огромной радостью приехали на фестиваль в Челябинск или любой другой город Южного Урала, – говорит директор Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Мария Петрова. – Это, конечно, очень важно, что к нам приедут профессиональные критики, это полезно для актеров и режиссеров, но хотелось бы испытать свой спектакль на «чужом» зрителе. Одно дело играть спектакль на своей площадке и совсем другое – на новой, неизвестной актерам, это особый адреналин, встряска, иное настроение, что тоже крайне важно для артиста. Да и спектакли коллег из других театров хотелось бы увидеть хотя бы раз в году».
Как и следовало ожидать, объяснилась «облегченная» форма фестиваля причинами экономического характера.
«Хорошо уже то, что нам удалось пригласить критиков из Москвы и Петербурга, – рассказала заместитель председателя челябинского отделения СТД РФ Людмила Шитова. – Жюри возглавит театральный критик, доктор искусствоведения, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ, член академии театрального искусства, член ученого совета ЛГИТМиК Нина Шалимова. Это знаковое для Челябинска событие. И есть договоренность, что все театры области постараются привезти на церемонию закрытия фестиваля в Челябинск как можно большее число артистов, чтобы они смогли пообщаться и ощутить атмосферу праздника».
Кстати, впервые в истории «Сцены» в программу фестиваля не включены любимые челябинскими зрителями студия театра «Манекен» и Мастерская новой пьесы «Бабы». По словам Людмилы Шитовой, оргкомитет фестиваля решил сделать «Сцену» смотром только профессиональных театров. Во внимание не был взят даже тот факт, что «Бабы» в своей копилке имеют более пяти дипломов регионального фестиваля, в том числе «За лучшую женскую роль».
Ни режиссер Мастерской новой пьесы «Бабы» Елена Калужских, ни Владимир Филонов явной обиды на сей счет не высказали, фестивалями они не обижены. К тому же, фестивалями мирового уровня.
Обиженными, скорее всего, останутся завзятые театралы, которые в последние годы лишились и «Камераты», и полноценного театрального фестиваля «Сцена». Можно лишь предположить, что отсутствием финансов мы обязаны «Дням высокой музыки», но комментариев министра культуры Челябинской области или его заместителей на сей счет получить не удалось.