Город Ольга Бабанова, директор челябинского кризисного центра: «Для человека не бывает неважных проблем»

Ольга Бабанова, директор челябинского кризисного центра: «Для человека не бывает неважных проблем»

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой, которая кажется неразрешимой, от которой опускаются руки и рушится весь мир вокруг. Для кого-то такой ситуацией становится потеря близкого, кто-то пережил насилие – в семье или в школе, а кто-то лишился работы. Все эти ситуации объединяет одно: человек не чувствует в себе сил бороться с обстоятельствами и ему кажется, что выхода нет. Именно в такие моменты и стоит обращаться за помощью к психологам – людям, которые в силу своей профессии не просто поддержат, но и помогут найти выход.

О том, что в Челябинске уже несколько лет работает, и довольно успешно, кризисный центр, знают, к сожалению, не все горожане. А кто знает, не всегда спешит прибегнуть к его услугам. Чего боятся челябинцы и чем реально может помочь кризисный центр – рассказывает его директор Ольга Бабанова.

– Ольга Трофимовна, с какими проблемами чаще всего приходят люди?

– На первое место выходят внутренние конфликты, также частая причина обращений – утрата близкого: смерть родителей, детей, друзей и даже домашних питомцев. Не каждый взрослый человек оказывается готов к такой потере, особенно если она происходит внезапно. Поэтому нет ничего постыдного в том, что человек не может справиться с чувствами, вызванными смертью близкого ему человека.

Вторая причина – это, к сожалению, насилие. В семье, в школе, в другом каком-то коллективе. Часто его жертвы как раз и не могут обратиться к друзьям или близким. Кто-то боится, что им не поверят, кто-то боится, что после вмешательства родных или друзей станет еще хуже. Поэтому и идут за помощью к психологам.

– А к психологам не боятся обращаться?

– Все консультации проводятся в анонимном и конфиденциальном режиме. У нас нет задачи выявить преступление и наказать виновных. Наша задача – дать человеку поддержку, помочь ему изыскать внутренние резервы, найти выход из ситуации. А уж двигаться или нет в этом направлении, решает он сам.

– Но все равно это не так легко – рассказать о своих проблемах незнакомому человеку. Иногда даже не знаешь, с чего начать.

– Поэтому у нас есть видео- и онлайн-консультации. На них человек посредством Интернета или через «Скайп» может обрисовать психологу свою проблему или описать ситуацию, которая его волнует. И вот когда психолог поможет точно обозначить проблему, человек решает сам, нужна ли ему последующая помощь. Ведь правильно заданный вопрос – уже половина ответа.

– А если человек понял суть проблемы, но не может сам найти из нее выхода?

– Тогда он должен записаться на очную индивидуальную консультацию.

– Но бывает и так, что ситуация экстренная. С человеком только что произошло нечто ужасное, например, тот же акт насилия, и ему требуется помощь немедленно.

– Для этого существует телефон доверия. Человек может обратиться сюда круглосуточно, где ему помогут снять напряжение. Сама служба телефона доверия у нас существует с 1997 года, но с 2010 года мы подключились к федеральному номеру всероссийской горячей линии.

– И часто вам звонят? Насколько востребована такая услуга?

– Она очень востребована. Поначалу, когда мы только начинали работать, две трети звонков были розыгрышами, но теперь их процент значительно снизился. В неделю мы принимаем более 400 звонков. Звонят школьники, которые не могут разобраться во взаимоотношениях со сверстниками, переживают любовные страдания. Подростки звонят поговорить на философские темы, пытаются осознать свое место в этом мире. Конечно, очень много звонков о насилии в семье.

– Знаю, у вас недавно прошла горячая линия по этой проблеме… В нашем городе все настолько плохо?

– Нет, конечно. Проблеме насилия в мире придается большое значение, потому что насилие ранит личность, а иногда и убивает ее, порождая таких же агрессоров. И проблема эта намного шире избиения или сексуального домогательства. Насилие может быть психологическим, когда человека унижают, оскорбляют, ограничивают его свободу. Вы бы знали, сколько женщин обращается к нам, потому что мужья их притесняют! Не дают денег, запрещают встречаться с подругами и так далее.

Кроме того, насилие может происходить не только в семье. Даже в рабочем коллективе возможны его проявления. Поэтому мы подключили к этой программе не только психологов, но и юристов, чтобы дать людям не просто поддержку, но и полноценную консультацию, разъяснить им права, посоветовать дальнейшее действие. Ведь посмотрите, львиная доля обратившихся на линию граждан – это женщины и дети, то есть самые беспомощные. Женщины жаловались на то, что их бьют мужья, а дети – что их унижают и избивают родители. К нам даже поступил звонок от 60-летней женщины, которая рассказала, как ее бьет внучка.

– Возможно, наше общество такое агрессивное, потому что в нем нет стабильности?

– Вы знаете, в странах с высоким уровнем жизни проблема насилия в семье стоит не менее остро, чем в государствах со слабой экономикой. Думаю, причины в том, что никто не учит детей решать конфликты диалогом, не учит слушать и слышать. Вот у папы с мамой возник конфликт в семье. Вместо того, чтобы сесть, разобраться, понять и выработать решение, которое устранит проблему, супруги расходятся. Так проще. Единственным безвинно пострадавшим в данной ситуации будет ребенок. И вот, получив такую душевную травму, он вырастает в такого же озлобленного, не умеющего слушать и слышать человека, которому тоже проще уйти, чем разрешать конфликт.

То же самое касается и насилия. Ребенок переживает его дома, он видит, как папа бьет маму, и такой образ поведения закрепляется в его сознании как норма. Вырастая, он сам бьет жену, а если это девочка, то она терпит побои мужа, потому что терпела ее мама. Или ребенок переживает унижение в школе: его дразнят или даже бьют одноклассники. Дать сдачи он не может, но копит обиду и ненависть в сердце, вымещая ее на ком-то беззащитном – на младшем брате или сестре, на домашнем животном. Насилие не порождает ничего кроме насилия. Это разрушительная модель поведения, поэтому мы и поднимаем эту проблему снова и снова.

– Получается, одним телефоном доверия ее не решить. Я слышала, что у вас даже есть кризисная квартира…

– Наш город единственный в Челябинской области имеет кризисную квартиру. Когда чуть больше года назад руководство города ее открывало, мы не думали, что она будет настолько востребована. Представьте ситуацию: женщину избил муж. Куда ей податься? К друзьям нельзя: он найдет ее и там. Пойти в полицию? Но ведь они не предоставят ей временное жилище, а значит она будет вынуждена вернуться домой, где тот же супруг, но в более разъяренном состоянии. Для таких женщин и создали кризисную квартиру, где они могут переждать бурю, успокоиться и выработать дальнейший план действий. Сейчас там проживает десять таких женщин, но планируем расширяться и открыть квартиру на 29 мест, появится возможность разделить их по категориям. У нас ведь есть и несовершеннолетние мамы, и женщины с взрослыми детьми, и жертвы изнасилования. Также появится возможность постоянного присутствия специалистов – врачей, психологов, юристов, воспитателей. Сейчас они вынуждены приезжать в квартиру на время, что не очень удобно ни нам, ни женщинам, которые в ней проживают.

– На ваш взгляд, такие меры позволят если не искоренить насилие, то хотя бы значительно снизить его?

– Во всем мире существуем масса программ для борьбы с насилием в семье и в школах, но говорить о первых результатах можно будет лишь через пару десятков лет, когда дети, которых мы сегодня учим, сами станут родителями.

– Вы возлагаете эту миссию на школы?

– Школа – лишь дополнительный инструмент. Главное обучение должно происходить в семьях. Чтобы дети усвоили урок, надо, чтобы этот урок усвоили родители. Мы работаем над созданием «Службы примирения». Она как раз для тех взрослых людей, которые любые конфликтные ситуации привыкли решать уходом от них – разводом, увольнением с работы и так далее. Будем учить взрослых людей вступать в диалог, договариваться, выискивать рациональное зерно и вырабатывать путь примирения. Надеемся, что они этому же научат своих детей, ведь именно модель поведения родителей становится моделью поведения ребенка, когда он вырастает.

– Но я слышала, что у вас работает еще и Школа приемных родителей. Ее задача какова?

– Знаете, сейчас люди очень активно берут на усыновление детишек, и это, казалось бы, здорово, но проблема в том, что не все оказываются готовыми к такой ответственности. Одно дело, когда ты вынашиваешь и рожаешь собственного ребенка, и совсем другое – когда в дом приходит ребенок чужой. Некоторые пары, к сожалению, переоценивают свои силы, а когда у них не ладится семейный быт, возвращают детей. Для ребенка это, конечно, двойной стресс, поэтому Школа приемных родителей готовит людей к такому ответственному шагу как усыновление.

– И как вы оцениваете, подготовились ли родители к нему?

– Знаете, родители оценивают это сами. Некоторые, например, отказываются от идеи усыновления, потому что понимают, что не справятся. Лучше уж передумать на этом этапе, чем после того, как в семью пришел ребенок. Другие, узнав, какие трудности могут их поджидать, наоборот, концентрируются, начинают активно изучать соответствующую литературу, советоваться, консультироваться. Кроме того, к занятиям в Школе приемных родителей мы стараемся привлекать и тех мам и пап, которые уже усыновили малыша. Они делятся опытом, дают какие-то житейские советы, просто эмоционально поддерживают тех, кто только готовится стать приемными родителями. Такой шаг тоже важен, потому что люди чувствуют: они не останутся с возникшими проблемами один на один.

– Как попасть в эту школу?

– Она обязательна для всех, кто хочет усыновить ребенка. Мы ввели дополнительные занятия по субботам, планируем расширить нашу школу, создать еще несколько групп. Кроме того, сюда могут обращаться не только те, кто собирается стать приемными родителями, но и те, кто уже стал ими и столкнулся с какой-то проблемой.

– То есть вы готовы помочь любому?

– Это и есть главная задача нашего кризисного центра – помогать любому. Ведь для человека не бывает неважных проблем. То, что одному кажется мелочью, другого ранит и выбивает из колеи, поэтому мы и нацелены на любую помощь – консультационную, информационную и даже юридическую.

Телефон кризисного центра: 263-51-23.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления