Город Александр Забачёв, координатор челябинского отделения движения «Суть времени»: «Мы хотели привлечь внимание к тому, что утрачено»

Александр Забачёв, координатор челябинского отделения движения «Суть времени»: «Мы хотели привлечь внимание к тому, что утрачено»

Великая Римская империя просуществовала более двух тысячелетий, российская – менее 200 лет. В предпоследний день 1922 года территория этой империи получила новое имя – СССР. Если бы не решение трех лидеров советских республик в Беловежской пуще в 1991 году, то 30 декабря 2012 года мы отметили бы юбилей «советской империи» – 90 лет. Однако никаких торжеств по этому случаю не намечается. О событии вспомнили лишь устроители фотовыставки «20 лет без СССР», которая побывала во многих городах России, в том числе и в Челябинске. Что стало причиной этого события, и есть ли в нем нотки ностальгии? Об этом мы говорили с одним из устроителей выставки – координатором челябинского отделения движения «Суть времени» Александром Забачёвым.

«От Москвы до самых до окраин…»

Скажите, фотоконкурс был объявлен только в России?

– Нет, в конкурсе принимали участие жители Казахстана, Прибалтики, республик Средней Азии. Три тысячи фотографов сделали около 40 000 снимков.

– На большинстве фотографий разрушенные здания. Хочется выставке дать название «Обломки СССР». Перед фотографами была поставлена задача – зафиксировать факты разрушения заводов, зданий, памятников?..

– Нет, такой цели не было. Мы хотели посмотреть, что же изменилось в стране за 20 лет перестройки. Отразить действительность, показать, что нас сегодня окружает. И, конечно же, привлечь внимание к тому, что было утрачено. Вы видите на снимках разрушенные предприятия, пионерские лагеря, кинотеатры, детские сады, сельскохозяйственные объекты…

То, что сегодня происходит в России, можно назвать деградацией. А разрушение – результатом того, что последующие поколения отвергли все то, что было создано предыдущими. Отрицается предыдущая формула жизни, но взамен-то не предлагается ничего более прогрессивного и эффективного.

То есть выставка предполагала сказать, что СССР разрушен, и свято место пока пусто, ничего приличного взамен не было предложено?

– Предложения есть, но страна не выходит на новый виток развития, мы проедаем то, что было нажито. Сохранились значительные наши предприятия, такие как Магнитогорский металлургический комбинат, но это точечные примеры. Сегодня, например, развиваются такие города, как Ханты-Мансийск, но этому способствует сырьевая экономика, это связано с добычей нефти и газа. Однако сами жители Ханты-Мансийска считают свой город сырьевым гетто: построены здания из стекла и металла, где располагаются офисы мировых компаний, таких как BP или Shell, а люди, живущие в этом городе, являются рабами. Такие города можно назвать резервациями, не иначе. Это ощущение людей, живущих там или побывавших.

Жители Ханты-Мансийска депрессируют по этому поводу?

– Это депрессия настроений, не производственная.

Смена идеалов

Что они делают в знак протеста?

– Ничего. Александр Яковлев написал в «Черной книге коммунизма» о сломанном хребте. У бывших граждан СССР был сломан хребет, и теперь они не способны воспротивиться происходящему. Все идеалы человека заменили на один: жри и ни о чем не думай. Кстати, однажды министр образования господин Фурсенко сказал, что проблема Советского Союза была в том, что государство пыталось создать человека-творца, а надо было создавать человека-потребителя. Сегодня такой человек создан.

Поэтому мы хотели пробудить мысль людей и желание действовать. Все, кто побывал на нашей выставке, с болью рассматривали фотографии, возмущались. Нам хотелось заставить людей задуматься над вопросом: почему мы допускаем разрушение собственной страны?

Вам это удалось?

– На этот вопрос ответить непросто, но искать ответ надо.

Но вы же не станете отрицать, что все эти 20 лет россияне что-то делали, что построено много нового жилья, новых предприятий, торговых центров, наконец?

– Вы это тоже найдете на снимках. Однако вновь построенные торговые центры, ночные клубы, рестораны позволяют еще ярче отразить сегодняшнюю ситуацию в России и бывших союзных республиках. Куда мы движемся? Какое общество мы получим? На мой взгляд, эти фотографии лишь усиливают контрасты нашей сегодняшней жизни. Людям, которые выросли во времена Советского Союза, это все чуждо. Разве можно торговыми центрами заменить те огромные предприятия, на которых трудились тысячи челябинцев например? Новые предприятия, говорите, а что они производят? Посмотрите, во что мы одеваемся, что едим – все это произведено в Китае и других странах. Конечно, это неплохо, что открываются новые производства, что страна что-то для себя производит, но малых предприятий недостаточно. Нельзя решать только малые вопросы. В свое время Троцкий говорил: в стране не ходят поезда, какие могут быть электростанции? Но Ленин настаивал на строительстве электростанций. И это дало огромный толчок развитию промышленности. Сегодня такими электростанциями должна стать наука, новые технологии.

О былом величии

Однако согласитесь, что в СССР, если говорить о легкой и пищевой промышленности, тоже не было перепроизводства, и качество отечественных товаров не всегда устраивало советских людей, которые стремились купить болгарские тряпки, польскую косметику, югославские сапоги…

– Но в чем было величие СССР? У нас развивалась космическая промышленность, ядерная… На одном из снимков вы видите уникальный гражданский самолет ТУ-144 и военный экраноплан, который невозможно было засечь с помощью акустических приборов, потому что он шел низко над водой, и его было не слышно. Его нельзя было засечь радарами, потому что он шел в области помех. С воздуха его перехватить тоже было сложно, потому что у него большая скорость. Сегодня экранопланы не производятся. Уничтожен знаменитый «каспийский монстр» – крупнейший экраноплан, построенный в советское время. У него было 10 двигателей, он способен был перевозить до 10 танков. Это был десантный экраноплан, который представлял серьезную опасность для противника.

Уничтожен, потому что было разрушено производство или устарела сама модель?

– Думаю, выпуск был приостановлен, потому что это было в интересах конкурентов и потому что против него трудно было найти средства. Десантных экранопланов «Орленок» было в свое время создано штук 10,сейчас не ясно, что с ними, в каком они состоянии. Вы видите на снимке один из них – он был просто выпотрошен и теперь существует в виде ярмарочного экспоната в Москве. Самолет Ту-144 – образец прогрессивной техники – сегодня тоже не используется. Можно сказать, что он был не эффективен, но тогда нужно предложить что-то взамен. Если посмотреть статистику авиастроения, то в советское время ежегодно делали 130 гражданских самолетов: Ту-154, Ту-144, Ил-68, Ил-86, знаменитый «Руслан» и так далее. В конце 1990-х строили 13 самолетов в год. Подозреваю, что сейчас и этого нет. В свое время американские и европейские специалисты выступили с критикой наших самолетов. На мой взгляд, таким образом они просто убрали с рынка конкурента.

– Сегодня наши специалисты тоже признают, что российские лайнеры не выдерживают конкуренции по многим параметрам. И не секрет, что в СССР производилась продукция, которая сразу шла в металлолом, потому что никому не была нужна. А потом люди снова ее производили, выполняя план.

– Население той страны, в которой прекращают развивать собственное производство, становится туземцами. Не соглашусь, что советское производство было неэффективным. Хорошо, конкуренция есть конкуренция. Но нужно было вкладывать деньги в модернизацию производства, стимулировать разработчиков новых моделей самолетов, например, необходимо было сохранить инженерную школу. Мы этой выставкой хотели разбудить общественное мнение. Чтобы люди задавали эти вопросы в первую очередь себе. Большинство из нас старается не замечать главного, а это ведет к постепенной деградации самих людей.

«Атомизация»

Сегодня часто задаются вопросом: почему православная Россия в 1918 и последующих годах допустила разрушение храмов и церкви в целом? Разве все, о чем вы говорите, не продолжение того же «разрушения храмов»? Может быть, виной всему рабское сознание?

– Но разве сегодняшнее изобилие товаров в торговых комплексах не делает человека рабом?

Нельзя думать только об этом. Пока мы не раскроем людям нашего былого величия, мы не достигнем новых высот. У Михаила Анчарова есть книга «Теория невероятности», где происходит интересный разговор о счастье. Один из героев считает, что счастье – работа, когда можно работать и ни о чем не думать. Другой считает счастьем возможность создавать картины. Третий полагает, что счастье – это возможность придумывать идеи пачками и не думать о том, как они реализуются. Четвертый счастьем признал возможность стоять насмерть за правое дело. А пятый промолчал. Почему? Потому что он боялся признаться в том, что его счастье – это возможность растащить то, что сделали эти четверо. Этого героя можно назвать обывателем. Нельзя сказать, что он совсем плох, но он не видит ничего дальше собственного носа. Когда таких людей становится много, развитие останавливается. После смерти Сталина в СССР сделали ставку на улучшение жизни человека. Мобилизационная экономика, на которую делал ставку Сталин и которая обеспечивала рост производства, в какой-то степени была исчерпана. И вот она была заменена материальным благосостоянием советского народа. Хрущев говорил: «Коммунизм – это когда много сала». Установка пошла в массы. Но при этом не было сказано о том, что главная составляющая развития – духовное развитие самого человека. Высшие идеалы отодвинули и подменили материальными выгодами. А человек, живущий материальными выгодами, деградирует. Это и есть червоточина, с которой началась деградация общества. Возможно, это и стало началом развала СССР.

Как же объяснить феномен немецкого бюргера, над которым всегда было принято подтрунивать как над самым пропащим обывателем? Сегодня мир признает, что Германия – одна из преуспевающих в экономике стран: сохранила производство, развивает науку, занимается проблемами экологии…

– Я бы объяснил это тем, что большинство немцев – протестанты. Это религиозное течение проповедует: если ты не работаешь для других, нет тебе благодати. У тебя должен быть хороший дом, хорошая еда, но роскоши не надо. Ты должен трудиться для будущих поколений. Это религиозная этика, реформация по Лютеру. Кроме того, западное общество живет в строгих рамках закона. В этих рамках атомизация человека, то есть его обособленность, начинает работать на прогресс. С одной стороны, это вроде бы какой-то успех. С другой стороны, атомизация прогрессирует, и ничего хорошего в этом нет. Если говорить в историческом контексте, то это стало причиной распада Римской империи.

Что говорили посетители вашей выставки?

– Выставка побывала в десятках городов России, в том числе в Магнитогорске, Челябинске, в Сосновском районе. Представители старших поколений россиян были взволнованы увиденным. Они вспоминали и сравнивали, что было в СССР и что стало с Россией и другими республиками сегодня. Ведь все эти картины, которые фотографы запечатлели, они видят у себя в городах и селах. Сегодня на выставке (в музее Сосновского района. – Прим. авт.) побывала женщина, когда-то работавшая в совхозе, она говорила: «Я работала в совхозе бухгалтером, за каждую копейку тряслась, а сейчас не только совхоза нет, и страны не стало. Обидно, когда вспоминаю, что было, и вижу, что стало». И многие говорят, что они очнулись сегодня, что нужно что-то менять, что-то делать. Люди понимают, что при их молчаливом согласии произошла разруха. Народ все видел и даже помогал разрушать.

– Что они хотели бы вернуть из прошлого в настоящее?

– Даже люди старшего поколения не хотят возвращаться в СССР, но хотели бы вернуть социальные гарантии, уверенность в завтрашнем дне. Эта выставка должна была показать, что разлом СССР неизбежно повлиял на разлад в человеческих отношениях. Происходит замена стремлений человека к высшему идеалу потребительскими интересами.

Вы верите в то, что можно склеить империю с названием СССР?

– В прежнем виде? Это бессмысленно. СССР просто заново развалится. В республиках сегодня противоречивое восприятие России. К тому же они смотрят на Россию, как на страну слабую. Зачем они будут объединяться с такой страной. Надо быть сильной страной, и тогда к тебе потянутся.

Участники конкурса из бывших республик СССР, кто прислал фотографии, тоже недовольны происходящим?

– Я бы сказал, что они были беспристрастны, им просто хотелось показать действительность.

«Пионер – всем ребятам пример»

Будут ли еще мероприятия, приуроченные к 90-летию со дня создания СССР?

– Думаю, эта фотовыставка будет расширена. Первая волна конкурса была в августе 2011 года, вторая – в августе 2012. Эти материалы также дополнят выставку. Есть и другие проекты: культурные, детские. Мы ищем ответы на многие вопросы, поэтому проводим соцопросы, публикуем их результаты. Интересовались мы мнением людей по отношению к советским ценностям, к советскому прошлому.

Для себя какие выводы делаете?

– Неутешительные. По результатам конкурсов детских рисунков мы видим, что среди персонажей становится все меньше героев русских народных сказок или российских мультфильмов. Если мы спрашиваем детей, о чем они мечтают, то в ответ получаем рисунки не о полетах в космос или кругосветных плаваниях, а изображения лимузинов, дворцов. Если спрашиваем о будущих профессиях, то большинство рисует эстраду, дети мечтают о шоу-бизнесе. Такая вот мечта – урвать много, жить жирно и сладко.

А как современные дети представляют себе страну СССР?

– Когда они узнают подробные истории о пионерах и комсомольцах, то довольно часто завидуют и говорят, что тоже хотели бы быть пионерами и работать в пионерской организации. А от детей постарше, которые изучают историю времен СССР, можно услышать, что в СССР надо было многое менять. Но делать все это надо было постепенно, ничего не разрушая.

Фото: Фотографии с выставки
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления