Премьера балета «Щелкунчик» Чайковского состоялась в Челябинске в минувшие выходные. Рождественская сказка весной сродни первоапрельской шутке. Однако еще ни один из прежних четырех «Щелкунчиков», поставленных на нашей сцене, не вызывал такого изумления у публики.
Поставили спектакль известный московский художник Дмитрий Чербаджи и главный балетмейстер челябинского театра Юрий Клевцов в соавторстве с Марией Большаковой – автором балета «Слуга двух господ», который идет на нашей сцене и любим зрителем.
Дмитрий Чербаджи давно знаком челябинцам, в том числе и по предыдущему «Щелкунчику», поставленному здесь московским балетмейстером Сергеем Бобровым. Тот спектакль тоже необычайно красив и ярок. Однако то, что художник сотворил в новом «Щелкунчике», – не просто блестящая работа мастера, это за гранью реальности. Отныне Дмитрия Афанасьевича можно смело называть волшебником.
Правда, в день сдачи спектакля художник был явно не настроен на общение с журналистами: смена декораций и световое оформление балета настолько сложны, что мелких несостыковок было больше обычного. Увы, технические возможности челябинского оперного не подвластны даже таким волшебникам, как Чербаджи.
Тем не менее корреспонденты нашего сайта стали свидетелями редкостного в челябинских театрах явления: не только дети, но и взрослые, в буквальном смысле слова открыв рот, наблюдали за происходящим на сцене. Когда на твоих глазах бальная зала превращается в зимний лес, рождественская ель разрастается до ХХХL размера и из нее высыпает целая компания «елочных игрушек», а танцующие на сцене «снежинки» начинают парить в воздухе, по спине у самого завзятого театрала известные всем мурашки тоже начинают отплясывать фокстрот. Короче говоря, челябинцам постановщики «Щелкунчика» напомнили, каким должен быть настоящий театр.
Новым стало и хореографическое решение первого акта балета. «Мне показалось интересным попытаться соединить классическую основу «Щелкунчика» и новую пластику, которая близка к классическому балету, но имеет свои особенности, свои краски, – рассказал Chelyabinsk.ru перед премьерой Юрий Клевцов. – Поэтому я пригласил для постановки некоторых танцев балетмейстера Марию Большакову, которая работает не в классическом ключе. Это не модерн, но особая хореография».
Мария Большакова подтвердила, что это принципиально новый ход. «Мы стремились максимально разделить все происходящее на сцене на драматически театральные мизансцены и чисто балетные, – подчеркнула балетмейстер. – Как правило, знатоков и поклонников балетного искусства в зале сидит процентов 30, остальные зрители хотят уловить историю жизни персонажей на сцене, внутренние драматургические линии спектакля, понаблюдать за характерами и действиями героев. Этим зрителям нужен сюжет, который бы их захватил, как это происходит, например, в кино. Вот почему мы постарались совместить и хореографию, и микросюжеты, отражающие жизнь героев. Но если говорить о жанре, то «Щелкунчик» остался балетом-феерией по сказке Гофмана, каким его задумали в свое время Чайковский и Петипа».
Массовые сцены в новом «Щелкунчике» очень динамичны: «дети», получившие подарки в канун Рождества, выделывают искусные пируэты на самокатах, устраивают игры с куклами и стремятся подражать взрослым в танцах. Но это не только радость, переданная в танце, в постановке Юрия Клевцова активно участвует хор театра, который поет замечательные рождественские песни, автором текстов которых стал челябинский поэт Константин Рубинский.
Дмитрий Чербаджи
«Либретто «Щелкунчика» не изменилось, мы не стали отходить от замысла Петипа по сказке Гофмана, и от той сказки, которую все знают, – подчеркнул Юрий Клевцов. – Просто попытались насытить спектакль интересными моментами и неожиданными поворотами. И сделали их по-современному зрелищными».
Много нового, неожиданного и невероятно красивого откроет для себя в наизусть заученном «Щелкунчике» зритель. И стоит особо отметить, что даже самые большие скептики не обнаружат в этом спектакле торчащих изо всех кулис ушей плагиата: все с нуля, все оригинально. Не случайно исполнительница партии главной героини сказки Екатерина Тихонова сказала о том, что непросто было вновь представить себя маленькой девочкой, чего требовала абсолютно новая для нее пластика в игровых сценах первого акта балета.
Балерина отметила, что это не первая ее Мари на сцене, однако именно этот образ, созданный Юрием Клевцовым и Марией Большаковой, показался ей наиболее гармоничным и естественным.
Весеннего «Щелкунчика» в Челябинском театре оперы и балета стоит посмотреть и детям, и взрослым. Такого «Щелкунчика» вы еще не видели.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА