В ближайшее время начнется масштабное техническое переоснащение российско-казахстанской границы, 869 километров которой проходит через Челябинскую область. Такая необходимость вызвана тем, что с созданием Единого таможенного союза она перестала выполнять свои функции по пресечению контрабанды наркотиков. Об этом 13 сентября на выездном заседании Государственного антинаркотического комитета (ГАК) в Троицке заявил его председатель, директор ФСКН РФ Виктор Иванов. О том, как оставить дилеров за пределами страны при фактическом отсутствии границы, – в материале Chelyabinsk.ru.
Безграничная граница
Троицк к приезду множества генералов и высоких чинов из органов власти едва ли не всего Урала и Сибири подготовился новой разметкой на городских дорогах, кордонами полицейских и чистыми газонами. Такое количество vip-персон приграничный город видит впервые: губернатор Челябинской области, четыре полпреда президента, руководители ФСКН и погранслужбы России, прокуроры субъектов федерации, руководители полицейских главков Южного Урала и соседних областей. Все они, обеспокоенные засильем афганского героина в России, собрались, чтобы разработать механизм создания новой системы административно-правовых режимов госграницы в рамках действия Единого таможенного союза.
«Организованная транснациональная наркопреступность, используя различные каналы, продолжает наводнять Россию афганскими героином и гашишем, азиатской и европейской синтетикой, колоссальным разнообразием новых «дизайнерских» наркотиков, – сказал, открывая совещание, директор ФСКН России Виктор Иванов. – И южное, центральноазиатское направление (российско-казахстанская граница. – Прим. автора) при этом является основным. Все эти тяжелейшие наркотики идут через госграницу. И по факту сегодня доля наркотиков, изымаемых непосредственно на границе, в общем объеме изъятого из незаконного оборота по всей стране составляет менее четырех процентов. Это ничтожно мало! Складывается парадоксальная ситуация, при которой в России существует институт государственной границы, но его эффективность в пресечении контрабанды наркотиков крайне низкая. В максимальной степени это касается наиболее наркоопасного, беспрецедентно продолжительного и крайне географически непростого российско-казахстанского участка границы».
Виктор Иванов для примера привел оперативную информацию, которая свидетельствует о том, что все шлюзы для наркотрафика сегодня открыты. Так, только в северных провинциях Афганистана сосредоточено более 2000 нарколабораторий, работающих исключительно на российском направлении. В центральноазиатском регионе действует 150 крупных наркокартелей, организующих трафик в РФ, а также почти 1900 ОПГ и преступных сообществ, более 1200 из которых созданы по этническому признаку. Всего в таких группах состоит порядка 20 тысяч активных членов и не менее 100 тысяч наркокурьеров.
Согласился с серьезностью проблемы и полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских. «Создание Единого таможенного союза действительно отразилось на наркоситуации не лучшим образом. Сегодня необходимо разработать комплекс мер по усилению борьбы с трансграничной преступностью, – констатировал полпред. – Граница должна быть прозрачной для законопослушных граждан и непроницаемой для наркопреступников».
Виктор Иванов при этом подчеркнул, что Троицк неслучайно стал местом проведения совещания: город является крупнейшим в России перевалочным пунктом для контрабандистов. При этом немалая доля привозимых наркотиков оседает непосредственно на Южном Урале.
Большие проблемы на автомобильном пункте пропуска «Бугристое»: МАПП практически никак не оснащен для борьбы с контрабандистами. Именно к такому выводу пришел Виктор Иванов после посещения границы.
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич поспешил заверить, что в самом регионе работа по противодействию наркотизации населения ведется предметно. «Постоянно в рабочем порядке осуществляется взаимодействие с другими пограничными регионами», – отметил он.
Вице-премьер областного правительства Игорь Мурог при этом уточнил, что Челябинская область также выбрана местом встречи и потому, что здесь положительно оценена работа областного антинаркотического комитета.
«На ситуацию на границе регион повлиять не может, так как не имеет на то полномочий, в том числе мы не можем выделять муниципальные деньги на техническое оснащение границы, – объяснил Игорь Мурог корреспонденту Chelyabinsk.ru после совещания. – Наша задача – предупреждать потребление наркотиков, разработать превентивные меры. Это удается. За год смертность от наркотиков снизилась в четыре раза, а в Магнитогорске – в десять раз. Усилим межведомственное взаимодействие и будем продолжать бороться со злом».
Межведомственное усиление
По словам Виктора Иванова, избавить страну от массового ввоза наркотиков сможет лишь комплексная межведомственная работа по нескольким направлениям, которая позволит приступить к созданию новой системы административно-правовых режимов государственной границы.
«Непосредственно с границы начинается наша собственная зона ответственности, – подчеркнул глава ФСКН. – Общемировая практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует о возможности достижения уровня изъятий на границах различных государств до 40% от общего объема изымаемых веществ, то есть на порядок больше того, что изымается на российской границе».
Одно из главных направлений – незаконная миграция из Азербайджана, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Проблема здесь в том, что на пунктах пропуска отсутствует необходимое техоснащение. Это позволяет наркочелнокам многократно пересекать границу, иногда до 100 раз в год без персонифицированного учета.
«При этом пограничная служба не наделена компетенцией по ведению персонифицированного учета иностранных граждан, пересекающих государственную границу, а лишь передает отрывные талоны миграционных карт и/или их электронную версию вручную в ближайшие пункты миграционного контроля, – отметил Виктор Иванов. – Это затрудняет оперативно-разыскную и следственную работу по пресечению контрабанды».
Ежегодно выявляется 200 преступлений по контрабанде героина в Россию, в то время как внутри страны пресекается почти 60 тысяч фактов изготовления и сбыта ввезенного в Россию афганского героина.
Основным способом борьбы здесь может стать в первую очередь введение к 2015 году порядка въезда иностранных граждан только по загранпаспортам.
Кроме того, на совещании предложили вооружить пограничников единой информационной системой, в ней будут содержаться данные о людях, которым въезд на территорию страны запрещен за наркопреступления.
Также собравшиеся отметили, что актуальным вопросом остается масштабная контрабанда наркотиков в легально ввозимой сельхозпродукции. Особенно обострилась эта проблема с введением Таможенного союза. Теперь значительная часть продукции из различных государств Центрально-Азиатского региона поступает в Россию уже в качестве товаров, выпущенных в свободное обращение или произведенных в Казахстане. Этим активно пользуются наркокартели, подменяя документы о месте происхождения товара.
Решение проблемы заключается в межведомственной разработке системы управления рисками на пунктах пропуска. Так, предлагается тщательно досматривать товары по утвержденному на федеральном уровне профилю.
Третьим важным пунктом решения проблемы является усиление оперативно-разыскной деятельности. В частности, речь идет о создании межгосударственных групп силовиков по раскрытию наркопреступлений.
Протяжённость российско-кахастанской границы – 7512,8 км, не считая 85,5 км морской границы, что делает ее одной из самых длинных границ мира. Для сравнения: сухопутная граница США с Мексикой составляет 3169 км.
«Думаю, если будет заключено подобное соглашение, борьба действительно усилится», – отметил работавший на совещании прокурор Челябинской области Александр Войтович.
Его полностью поддержал начальник регионального ГУ МВД Владимир Скалунов, уточнив, что на закрытой для СМИ части совещания были подготовлены к разработке «серьезные и действенные пути решения проблемы».
«Я считаю, что на пунктах пропуска через границу необходимо устанавливать специальную аппаратуру и выборочно проводить досмотры, – прокомментировал после совещания Михаил Юревич. – Это необязательно должна быть дорогостоящая техника: где-то может искать контрабанду собака, техника может быть передвижной. Главное, чтобы такая аппаратура работала. Сейчас регламент не дает возможности использовать те устройства, которыми раньше пользовалась таможня: например, проезжает грузовик, и он полностью просвечивается, будто рентгеном, как в аэропорту».
В заключение губернатор выразил мнение, что за употребление наркотиков должна наступать уголовная ответственность, как в случае с их распространением, тогда люди начнут думать, прежде чем преступить закон.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА