Город Лидия Скобликова, шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту: «Желаю нашим спортсменам побед в Сочи»

Лидия Скобликова, шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту: «Желаю нашим спортсменам побед в Сочи»

Уральская молния, королева коньков – так называют ее в спортивном мире. Специалисты отмечали невероятную легкость, красоту и отточенную технику ее бега. Блистательную советскую конькобежку Лидию Скобликову не превзошел никто: она единственная шестикратная олимпийская чемпионка в истории конькобежного спорта (олимпиады 1960 и 1964 гг.), двукратная чемпионка мира (1963, 1964 гг.), рекордсменка мира на дистанциях 1000 м, 1500 м, 3000 м в 1960-е годы.

18 декабря Лидия Павловна прилетела в Челябинск для участия в Х церемонии вручения премии «Светлое прошлое» и презентации книги, посвященной ее лауреатам. Мы встретились в гостинице «Виктория», и едва открылась дверь, я поняла: знаю ее давным-давно! Такое знакомое и, кажется, родное лицо – с самого детства. Подтянутая, сухощавая, довольно крепкая и бодрая – несмотря на дорогу, бессонную ночь и все-таки возраст: 8 марта живая легенда спорта отметит 75-летие.

«Никогда себя не считала москвичкой»

Лидия Павловна, есть такая песня «С чего начинается Родина». С чего она начинается у вас, с каких картинок детства?

– Моя родина – город Златоуст. И как только я стала что-то понимать, увидела, как живут мои родители. Мы жили в частном доме с большим огородом, большим хозяйством. Без этого нельзя – в семье пятеро детей, а потом приехала сестра мамы с тремя детьми. Поэтому у нас все трудились. Мои родители работали с утра до вечера. Я с детства видела большие заводы: металлургический – мы жили недалеко, – абразивный. С утра люди шли на работу, оставляя детей под присмотром бабушек или соседей. Родина начинается со всего хорошего, что есть в Златоусте – с его прекрасными горами и озерами, чудесным лесом. С третьего класса я стала ходить в походы вокруг озера Тургояк, по лесам. А позже родиной стал Челябинск, который мне дал все. Здесь я получила высшее образование в педагогическом институте, начала заниматься большим профессиональным спортом и выиграла все золото, что можно было только завоевать. Для меня все очень дорого.

Никогда не забуду, как прилетела с Олимпийских игр в 1964 году, и меня встречали, по-моему, около 20 машин. Они гнали на площадь, а по дороге открывались все окна. Было 18 градусов мороза, а люди стояли на балконах, приветствуя нас. Когда мы приехали на площадь, я вообще поразилась: она вся была наполнена народом! Я никогда не забуду и благодарность челябинского народа, и строительство дворца «Уральская молния», и конькобежную школу. С большой благодарностью отношусь к Челябинской области, стараюсь участвовать в мероприятиях в Челябинске и Златоусте. Никогда себя не считала москвичкой, хотя мы живем в столице с 1967 года…

Постоянно бываю во дворце «Уральская молния» и в Златоусте, где вручается премия Скобликовой лучшим преподавателям физкультуры. Ежегодно вручаем эту награду совместно с Валерием Александровичем Томея – мама его тоже мастер спорта по конькам, мы с ней вместе бегали. Думаю, вряд ли где-то еще в России награждается учитель физкультуры. Вы бы видели глаза школьников и учителей, которых мы награждаем!

На чемпионате мира в Японии в 1963 году Лидия Скобликова выиграла все четыре дистанции и установила мировой рекорд. На Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году выиграла четыре дистанции и на трех поставила олимпийские рекорды. На чемпионате мира по скоростному бегу на коньках (Швеции) в том же году вновь победила на четырех дистанциях. Такое невозможно превзойти.

Златоуст – удивительный город. Случайно ли он подарил миру таких замечательных спортсменов: вы, Светлана Ишмуратова, Анатолий Карпов...

– Думаю, неслучайно. Сама жизнь в этом городе заставляет детей трудиться. Куда ни пойдешь, все через горы. Денег на трамвай мало, все ходили собственными ножками. Мы сажали картошку высоко на горе. Скажи сейчас: поднимись от трамвая на Татарку – это серьезная нагрузка. А маленькие мы поднимались. Накопаем картошку и несем домой: семья большая, надо кормить.

А весной за цветами – обязательно на гору Косотур. Когда я впервые приехала со своим будущим мужем Александром Полозковым (он был в сборной Советского Союза по легкой атлетике, занимался спортивной ходьбой, стал мировым рекордсменом), он спросил, где ему потренироваться. Показываю на Косотур: «Там наверху есть стадиончик». Он вернулся очень быстро: «Что ты меня послала: я туда поднялся, и уже ноги дрожат». А мы – девчонки, мальчишки – каждый день забегали и тренировались там. В Златоусте есть все, чтобы подрастали здоровые, спортивные, развитые ребята. Очень мечтаю, чтобы у меня спортсменов было как можно больше из родного города. Раньше в сборной Советского Союза четыре человека были…

Считается, в спорте надо начинать рано, иначе достижений не добьешься...

– Что значит рано? Я на коньки пришла в десятом классе. Занималась лыжами, была чемпионкой Златоуста, занималась легкой атлетикой, была чемпионкой области. Надо начинать заниматься с детства – только не спортом, а физкультурой. Чтобы родители помогали детям физически развиваться, крепнуть, чтобы они прежде всего были здоровыми. Не стесняйтесь вести детей в секцию: одну, другую, третью. Все дети талантливы, надо помочь талант развить. И заниматься никогда не поздно. Не каждый будет олимпийским чемпионом, но до мастера спорта может каждый дорасти. Хотя есть такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, куда приводят детей очень маленьких.

Мой знакомый пришел в бокс в 17 лет, ему сказали: уже поздно. И он пошел на штангу.

– Плохо это. Ну и что, нашел он себя в штанге? Пусть человек просто занимается – он и удовольствие получает, и чувствует, что крепнет, прекрасно владеет собой, и девочки на него внимание обращают, на его хорошую фигуру.

«Спортсмены те – ценности другие»

Вы для многих поколений пример для подражания, а кто для вас был примером?

– Когда я была школьницей, являлась самой молодой участницей в сборной города, училась у старших товарищей. А в сборной Союза для меня примером был Евгений Гришин – двукратный олимпийский чемпион, человек, прекрасно владеющий техникой конькобежного спорта. И всю жизнь я старалась за ним кататься, копировать его, учиться у него всему, чему можно научиться.

Спорт – это сумасшедший труд, как вы справлялись с усталостью, травмами?

– Вы знаете, мгновенье радости – оно секундное. Поднялся ты на пьедестал почета, надели на шею золотую медаль – и спустился с пьедестала. Пусть это пять минут, а к ним идешь пять, десять лет, многие посвящают этому всю свою спортивную жизнь. Достигают больших результатов только те, кто трудятся. Я очень любила тренироваться, для меня тренировка никогда не была обузой, работала помногу. Болело все? Да, болело! Однажды полтора часа кросс бегала в кроссовках и забила все мышцы. Встать на ноги не могла. Преодолевая боль, еле-еле, кувыркаясь на первых шагах, все-таки бегала по 500 метров, разминая ноги. Иногда муж бежал рядом. Боль всегда есть. А разве легко набрать 3,5-4,5 тонны, работая со штангой? Летом, в июле-августе, два раза в неделю обязательно. Тренажеров не было, приходилось приседать, положив гриф на плечи. А я весила 54 килограмма. Или велосипед крутила за ребятами: 80-100 километров. Конечно, тяжело, но надо работать «через тяжело».

А в нынешнем спорте есть такая сила духа, как была в советской школе?

– Сегодня часто говорят: спортсмены стали не те. Да те спортсмены, они тоже стараются! Другие ценности стали. Мы не знали, что такое деньги, получали грамоты за свои победы. А они знают, разумно подходят к этому и стремятся обеспечить себя на дальнейшую жизнь. Но когда ты думаешь все время о деньгах, никогда побед не будет, это редко бывает. А когда отдаешь всего себя ради победы – она и приходит.

Раньше думай о Родине, а потом – о себе? Наверное, этого не хватает, раз мы теряем показатели.

– Это не основная причина. Что такое чемпион? Это совпадение: талантливый ребенок, хороший тренер, хорошие условия для тренировок. Где-то тебя бог погладил по темечку.

В наше время не хватает заботы о подрастающем поколении, оно брошено. Раньше все начиналось со школы. Помню нашего преподавателя Бориса Николаевича Мишина: с утра до вечера с нами был, и мы ему этим же платили. Он вел уроки физкультуры, но в совершенстве знал английский, итальянский. Очень добросовестно работал, многие пошли в пединститут по его стопам. А сейчас урок физкультуры иногда проходит формально. В школе лыжи не найдешь. Может, на Урале они есть, а в Москве ни в одной школе нет лыж.

В прошлом году сводила класс моего внука на Красную площадь – кататься на коньках. Вы бы видели лица ребят: какие они были счастливые! Солнышко, прекрасная погода, как они были благодарны! Детьми надо заниматься и воспитывать, патриотизм прививается через спорт как ни через что другое. Сегодня ты защищаешь честь класса, завтра – честь школы, района, города, области и так далее. И ты везде стараешься победить, проявить свои лучшие качества. Здесь и сила воли, и коллективизм, и товарищеская поддержка – спорт все это развивает.

«Я знаю вкус падений»

Кто вас впервые поставил на коньки?

– Сама пришла. У нас единственное развлечение вечером было – каток, весь город собирался, звучала самая последняя музыка, помню Клавдию Шульженко. И мы все с удовольствием баловались, катались изо дня в день. Но на коньках я стала кататься с самого малого возраста. Прикручивала к валенкам веревками, цеплялась крюком за воз сена, который везла лошадка и каталась. Это потом появились беговые коньки.

А у вас папа с мамой кем работали?

– Папа был заместителем директора абразивного завода, мама – домохозяйкой. К спорту они никакого отношения не имели.

Как ваше увлечение воспринимали?

– Папе было некогда, он работал, а мама считала так: старшая сестра – в институте, вторая – в техникуме, а ты спортом занимаешься, тебе делать нечего. Речка рядом, по ведру в руки – и вперед. Пока капусту не польешь, никуда не пойдешь. И я, закончив работу, бежала на ближайшую гору и видела: через долину на другую гору поднимаются конькобежцы. Спускалась и догоняла, вот и тренировка.

Вы часто падали, ушибались?

– Я бы не сказала. Ну, падаешь, встаешь и бежишь дальше. Ты обязан добежать, иначе тебя снимут – правила такие. Никаких стрессов там не было. Я упала на международных соревнованиях в 1959 году в Швеции. Упала на первенстве мира в 1960-м, когда должна была выиграть. Выиграла две золотых и заняла третье место. Так что я знаю вкус падений.

И что помогает вставать?

– Для чего я тренировалась? Чтобы выйти из борьбы? Такого не бывает. Спортсмен обязан добежать дистанцию. Конечно, расстроишься, дома поплачешь, точишь коньки и на следующий день выходишь на лед. А на соревнованиях некогда думать, больно тебе или нет. Да, подворачиваешь голеностоп, болит нога, но… это все – потом.

Помогала поддержка земляков?

– Конечно. В 1964-м мы улетали на Олимпиаду из зала Челябинского педагогического института, где нам делали наказ. Это мой институт, там мои студенты, мои руководители. Как я могу проиграть на Олимпийских играх? А когда удавалось выигрывать, получала очень много телеграмм: из Златоуста, Челябинска, Копейска. Из Копейска написали: «К уральским драгоценностям не хватало вашего золота». Шахтеры из Коркино сказали, что благодаря моим победам они перевыполняют планы.

Мы жили на проспекте Ленина, в 71-м доме. Рядом – кафе и ресторан. Нам варить некогда – тренировки, и мы там обедали. Если было что-то вкусное, всегда официанты принесут, а в ресторане спрашивали, что мы хотим заказать на завтра.

В Челябинске меня дважды выбирали депутатом городского совета, люди хорошо ко мне относились. Приятно было получить премию «Светлое прошлое» в самый первый год. Сегодня прилетела в аэропорт, очень многие мне улыбаются, здороваются. В Челябинске идешь по улице, и постоянно здороваются люди.

Какая из побед далась сложнее всего?

– Любая медаль, за которую борешься, сложна. А выиграл – кажется, легкая, завтра будут труднее, и так каждый день. Для меня самой трудной была бы медаль за эстафету на приз газеты «Челябинский рабочий». Я бежала на 13-м этапе, с ЧТЗ к Детскому миру, он самый большой и трудный, это гора. Всегда считала его самым ответственным, потому что параллельно по тротуару бежало очень много людей, которые болели за меня. И если бы здесь давали медаль, она была бы самой трудной.

Самое памятное событие – это четыре золотых медали на Олимпиаде в 1964 году, и один из самых ярких – 1963 год: пять золотых медалей на первенстве мира в Японии.

Как вам удалось? Это феноменальный результат.

– Это очень просто: встаешь, выигрываешь – и золотая медаль. Мне помогал составлять планы мой муж. Мы ругались до полуночи, он тогда уже был лучшим тренером по легкой атлетике в Челябинске, давал мне общефизическую подготовку, а я писала специальную работу.

Что бы вы пожелали начинающим мальчишкам и девчонкам?

– Когда я пришла в сборную СССР, у меня была очень плохая в конькобежном спорте техника, так как я была лыжницей. Я бежала дистанцию, как на лыжах. Может, с тех пор и появился «бег Скобликовой». Многое у меня не получалось, на первом сборе тренер меня ругал: «Что ты как корова делаешь упражнения»… Но я, закусив губы, старалась копировать тех, кто делает хорошо.

Когда вижу, что у маленьких ребят не получается, хочу сказать: не надо отчаиваться! Надо не бояться своих неудач! Не научишься падать – не научишься и выигрывать. Падая, мы встаем и побеждаем. Надо победить свой страх, победить себя и быть уверенным, что ты самый сильный, самый способный, и стараться показывать самый лучший результат.

«В Сочи будет сложно»

Самое памятное событие 2013 года – это, наверное, Олимпийский огонь?

– Да, я была очень удивлена и очень рада, что из десятка олимпийцев, живущих в Москве, выбрали меня, и мы полетели за огнем в Грецию. Это было так неожиданно и так волнительно! Когда мы ехали с аэродрома, я держала этот огонь у окна, чтобы его видели люди. А встречали нас как Гагарина – толпы народа по всему Ленинскому проспекту. Когда мы приехали на Красную площадь, передали огонь Владимиру Владимировичу Путину, и он зажег первый факел. Полные трибуны народа, все так торжественно…Это было здорово.

Задолго до этого меня спросили, где бы я хотела бежать эстафету, и я сказала: в Челябинске. Но не бежала, была на завершающем этапе во дворце «Трактор», шла по ковровой дорожке, поднималась на сцену и вместе с губернатором зажгла чашу с огнем…

Кстати, в Москве я уже провела три олимпийских урока для школьников – с кадрами строек, с рассказами о символах, о флаге олимпийском. Нормально проводим: два часа – и полный актовый зал.

Ваши надежды, связанные с сочинской Олимпиадой?

– Мы все надеемся, что наши спортсмены выступят как можно лучше. О-очень сложно будет выступать! Ведь мы были на последней Олимпиаде 11-ми. Но думаю, в стране сделали все, чтобы спортсмены выступили как можно лучше. Мне очень этого хочется. Наши спортсмены тренировались много лет, готовились к этому самому почетному, самому ответственному старту, и пускай они продемонстрируют все свои лучшие качества. Я желаю им побед, верю в их победу. Что касается конькобежного спорта: в 1964-м году выиграла Скобликова, в 2004-м – Бажанова, а в 2014-м – очень бы хотелось, чтобы хорошо выступила Оля Фаткулина. Я согласна: если не золотую, но какую-то из медалей завоюет.

«Вера – это мое состояние»

О чем болит сердце, за что по-человечески переживаете?

– Мне достаточно лет, у меня трое внуков: Маша пойдет в первый класс, Дима учится в пятом, Александр – студент. Мне бы очень хотелось, чтобы они стали хорошими людьми, принесли пользу России. Стране нужно грамотное подрастающее поколение. Успешный бизнесмен, металлург, учитель, музыкант – ко всему надо готовиться, это большой труд.

Что в России может быть стержнем, вокруг которого можно сплотиться?

– Прежде всего, уважение россиян друг к другу. И чтобы правительство, президент уважали россиян. Чтобы понимали: на этой земле живут трудящиеся люди, достойные жить хорошо. Надо создать все условия, чтобы народ жил в мире, дружбе, чтобы трудился и никогда не думал о копейке, которой не хватает на пропитание…

Вы человек верующий?

– Да. Когда мне исполнилось 55 лет, я приехала в Златоуст и покрестилась. Бываю в храмах и в Москве, и в Златоусте. Когда меня спрашивают о вере, я говорю: это – мое состояние… Может, в церковь можно и не заходить, когда тебе некогда, но жить с именем бога – надо. Я знаю, что верующий человек не должен делать гадости людям. Не делай гадости – и бог от тебя не отвернется, и у тебя будет все спокойно и хорошо.

Фото: Фото с сайта Rsport.ru, Gubernator74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления