Город Ирина Михалевская, директор ТФОМС Челябинской области: «Здравоохранение и здоровье человека – ценности абсолютные и не должны зависеть от политических амбиций»

Ирина Михалевская, директор ТФОМС Челябинской области: «Здравоохранение и здоровье человека – ценности абсолютные и не должны зависеть от политических амбиций»

Со дня назначения нового руководителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области прошло чуть больше месяца. «С места в карьер», «взять быка за рога» – именно такие эпитеты просятся на бумагу, чтобы наиболее точно выразить характер работы этой хрупкой женщины, возглавившей одно из крупнейших финансовых учреждений региона. Почему она так круто решила поменять родную Магнитку на почти столичный Челябинск, будут ли кадровые перестановки, чего ждать главным врачам и пациентам, на эти и другие вопросы в интервью 74.ru ответила новый руководитель ТФОМС Ирина Михалевская.

«Стремимся к конструктивному диалогу»

Ирина Сергеевна, какие задачи поставлены перед вами как перед новым руководителем ТФОМС Челябинской области?

– Задачи поставлены те же, что и перед руководством области, их озвучил президент Владимир Путин в ходе проведения недавней «Прямой линии». Прежде всего это достойная заработная плата медицинских работников как стимул привлечения специалистов в медицинские организации и гарант доступной и качественной медицинской помощи населению Челябинской области. В этой связи отмечу, что в нашем регионе плановые показатели по величине заработных плат врачей и среднего медперсонала выполнены, зарплата младших медработников, к сожалению, пока не дотягивает до индикатива. Ещё одна важная задача, которая поставлена перед всеми регионами, это выполнение обязательств государства перед своими гражданами, прежде всего обеспечение доступности и качества бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и в рамках программы ОМС. И я как руководитель фонда должна обеспечить выполнение этих задач.

Если говорить о проблемах, которые существуют у нас в области, то они не уникальны и типичны для большинства регионов России – из-за внушительных размеров территорий имеет место разбросанность лечебных учреждений, удаленность от центра, возникают трудности при оказании медицинской помощи на селе и, наконец, кадровый дефицит в здравоохранении.

Мой рабочий день всегда начинается с изучения информационных лент. Интересно узнавать, как развивается здравоохранение, как выстраивается работа фондов в других регионах: среди них есть и передовые, и те, у которых ситуация хуже, чем у нас. Активно изучаем, что уже сделано, пытаемся оценить, какой опыт соседей можно применить у нас.

Не кажется ли вам, что во многом те проблемы, о которых говорят медработники, в частности, и на прямой линии с Путиным, это перекосы в финансовой дисциплине на местах? Есть ли у вас механизмы влияния на главных врачей?

– Этот вопрос, конечно, один из основных на повестке дня. Безусловно, мы должны найти и применить способы оптимального использования тех денежных ресурсов, которыми на сегодняшний день располагает фонд и здравоохранение Челябинской области в целом. Я не имею в виду экономить, урезать, я имею в виду оптимально распорядиться. На мой взгляд, разумная оптимизация финансовых ресурсов поможет перенаправить деньги именно туда, где это больше всего необходимо: на заработную плату медперсонала, закуп медикаментов и перевязочных материалов, необходимого оборудования и т.д. Например, не секрет, что многие больницы получили в наследство большое количество корпусов, разбросанных по большой территории, некоторые при этом пустуют, а расходы, связанные с их содержанием, очень большие. Сразу оговорюсь, это не означает, что речь идет о закрытий каких-либо больниц. Я уверена, что нельзя навязывать сверху сельским поселениям в удаленных районах некую инициативу закрыть больницу без учета специфики местности. Моя задача – построить диалог с руководством района и больницы и найти самый оптимальный вариант структуры медицинских учреждений в территории. Чтобы те денежные средства, которые по тарифам фонда получает больница, наиболее рационально и эффективно использовать в этом районе на благо его жителей. Не так давно состоялась встреча с главными врачами удаленных районов, отстающих по уровню заработной платы младшего медперсонала...

И много таких, отстающих?

– Не скажу, что много – из 182 медицинских организаций, работающих на сегодняшний день в сфере ОМС Челябинской области, не выполнили индикативный показатель по зарплате младшего медперсонала только 23 учреждения. Хотела бы обратить внимание, что для повышения заработной платы должны использоваться все возможные ресурсы: средства ОМС, средства, поступающие от оказания платных услуг, внебюджетные и бюджетные поступления, поэтому если глава муниципалитета заинтересован сохранить медработников у себя в районе, то должен найти способ этот индикатив выполнить. Ресурсы – это не только прямые поступления из ФОМС, но и снятие с больниц, например, неподъемного бремени расходов за неэффективные площади, пересмотр источников и систем энергоснабжения, уменьшение тарифов на транспортные услуги и т. д.

Насколько вы встречаете понимание у руководства в тех территориях, о которых говорите?

– Пока мне бы не хотелось делать какие-то поспешные выводы. Прошли встречи с руководителями медицинских организаций, были и выездные встречи – в Магнитогорске, Златоусте, – много мероприятий запланировано на будущее. Мы выясняем проблемы, определяем комплекс мер, который позволит их преодолеть, изучаем тот успешный опыт, который уже наработан, и постараемся довести его до всех, поделиться. Стремимся к тому, чтобы все вопросы решались в формате конструктивного диалога.

Насколько, на ваш взгляд, важно наличие медицинского образования применительно к вашей должности?

– За все 20 лет существования фонда только один раз его возглавлял человек с медицинским образованием. Фонд – это финансовое учреждение, функцией которого является контроль за целевым и эффективным распределением и использованием средств. И в этом контексте наличие медицинского образования скорее вторично. Тем более, что я, не медик, пришла на очень подготовленную почву. Фонд укомплектован высококлассными специалистами по всем необходимым профилям. Задача, поставленная передо мной, найти резервы для развития системы ОМС в регионе, выстроить прагматичные отношения и создать единую команду на всех уровнях – с областным Минздравом, с главами муниципалитетов, с главными врачами и решать те задачи, о которых я говорила в самом начале. Я уверена, что директивным способом это сделать невозможно, поэтому будем приветствовать инициативу на местах.

Тем более, что с 2015 года практически вся система здравоохранения в России перейдет на страховые принципы финансирования, таким образом, тарифы на оплату медицинской помощи будут декларированы на федеральном уровне. Это означает, что территориальные фонды, выполняя функцию мощного экономического инструмента, будут ориентироваться на федеральные нормативы при разработке тарифов. А вот качественная стратегия развития здравоохранения региона – все-таки прерогатива минздрава. Значит, там нужен руководитель с опытом работы в медицине. Я считаю, что мы должны работать в единой команде. Здравоохранение и здоровье человека – ценность абсолютная и не должна зависеть от политических амбиций, должна стоять выше всего.

«Снижение зарплат врачам считаю невозможным»

Нестабильная экономическая ситуация, которая наблюдается в мире в последнее время, вызывает тревогу у медиков. Можете ли вы как директор фонда гарантировать, что даже если и будут какие-то сокращения, то зарплат это коснется в последнюю очередь? Или все-таки придется идти на непопулярные меры?

– Давайте начнем с того, что заработные платы медицинских работников гарантированы и обеспечиваются государством. В свете майских указов президента РФ, в которых росту заработной платы медработников уделяется особое внимание, говорить о вероятности снижения зарплат этой категории я не считаю возможным.

С другой стороны, в сложных экономических условиях большой груз ответственности ложится на плечи главных врачей. Именно руководители медицинских учреждений отвечают за свой персонал и за качество оказываемой в учреждении медицинской помощи. Я считаю, в первую очередь должны сокращаться второстепенные расходы, связанные с содержанием транспорта, помещений, средств связи, оплатой коммунальных услуг. На зарплату медицинских работников сокращение расходов повлиять не должно.

Очень важный вопрос по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП): как скажется переход финансирования этого вида медпомощи в систему ОМС? Будет ли снижение размеров и количества квот?

– Все с точностью до наоборот: включение «высоких технологий» в систему ОМС происходит с целью увеличения ее доступности, улучшения качества за счет передачи финансирования на местный уровень. Этот переход завершится в 2015 году. К этому времени будут разработаны тарифы на конкретные виды ВМП. В работу по оказанию этого сложного и затратного вида медицинской помощи будут включены только те медицинские организации, которые могут обеспечить ее качественное выполнение: оснащены всем необходимым оборудованием, располагают специалистами должной квалификации и имеют лицензии на оказание ВМП. Это позволит разгрузить федеральные медучреждения, хотя бы частично передав это в территории, не снижая при этом её качества.

«Хочется обеспечить качественной медпомощью каждого»

Каким вы видите взаимодействие со страховыми компаниями – еще одним важным участником рынка медицинских услуг? Насколько они готовы выполнять поставленную задачу о предоставлении качественной медицинской услуги? Не получится ли так, что для них будет важнее заработать себе в карман, чем стоять на страже здоровья застрахованных, поскольку получение прибыли – это и есть основная задача коммерческого предприятия?

– Страховые медицинские организации являются неотъемлемым участником обязательного медицинского страхования. Так гласит закон. На них возложены достаточно важные функции: они обеспечивают полисами население, осуществляют защиту прав застрахованных граждан и оплачивают медицинскую помощь, которая предоставляется населению бесплатно. Именно поэтому после встречи с главными врачами, второе мероприятие, которое мы провели, это совещания со всеми руководителями страховых медицинских организаций, которые работают в сфере ОМС Челябинской области. О выводах пока говорить не буду. Но для себя решили, что в течение этого года совместно со специалистами фонда и самих страховых компаний мы определим критерии качества и эффективности их работы, рассмотрим меры поощрения, которые бы мотивировали на развитие в рамках все тех же требований: обеспечение качества и доступности медицинской помощи, отсутствие нарушений в работе, защита прав застрахованных и так далее.

Вопрос, который также обсуждался при встрече с руководителями компаний, это готовность участвовать в замене страховых полисов на универсальную электронную карту. Мне кажется, это удобно как для пациентов, так и для самих лечебных учреждений, поэтому я знакомлюсь с опытом других регионов, которые уже включились в реализацию такого проекта. Постараемся учесть этот опыт, не повторяя чужих ошибок.

В нашем разговоре вы постоянно используете термин «качество медицинской помощи». Что вы вкладываете в это понятие? Насколько оно субъективно или объективно?

– Я считаю, что оно многокомпонентно и включает и квалификацию специалистов, и оснащенность современным оборудованием, и обеспечение медикаментами, и создание комфортных условий для оказания медицинской помощи. Это состояние кабинетов, палат, операционных, близость и доступность для пациентов. И, конечно, это доброе отношение к больному. Очень хочется, чтобы каждый житель Челябинской области вне зависимости от места своего проживания – в Челябинске, в Варненском или Чебаркульском районе – был обеспечен необходимой медицинской помощью. Чтобы знать обо всех трудностях и проблемах пациентов, в фонде работает горячая телефонная линия, налажена обратная связь на нашем официальном сайте, поступают как устные, так и письменные обращения от граждан. Защита прав застрахованных – это еще одно из важных направлений работы фонда.

Как много поступает обращений от граждан? Есть ли судебные разбирательства?

– Например, на телефон «горячей линии» фонда с начала года поступило в общей сложности более 2300 обращений. Большинство из них касается оформления полисов ОМС, но имеют место и вопросы, связанные с качеством медицинской помощи, организацией работы медучреждений, выбором врача и учреждения, этикой и деонтологией медицинских работников. Кроме того, фонд принимает активное участие в судебных разбирательствах, связанных с нарушениями прав пациентов при получении бесплатной медицинской помощи. Как правило, речь идет о возмещении пациентам морального и материального вреда. Инициаторами судебных дел выступают как сами пациенты и их родственники, так и ТФОМС.

«Не расцениваю назначение как отрыв от семьи»

А теперь о личном – можно? Поддерживает ли вас семья в вашем решении так кардинально поменять жизнь? Как вы решились на это? У вас действительно был выбор, или это тот вариант, когда отказаться невозможно?

– Переход на работу в фонд был моим осмысленным и добровольным решением. Я – состоявшийся специалист, руководитель. У меня взрослые, вполне самодостаточные дети, есть два замечательных внука, частые расставания с которыми для меня, пожалуй, и есть самое сложное. Но я не расцениваю мое назначение как отрыв от семьи. К сожалению для моих близких, я всегда отдавала работе слишком много времени, раньше – в Магнитогорске, теперь – в Челябинске. Каждые выходные и праздники я стараюсь провести рядом с близкими.

А что стало решающим фактором?

– Безусловный интерес к новой работе, новым задачам. Мне кажется, что новые обязанности, как ничто другое, способствуют развитию и совершенствованию человека в профессиональном плане.

Вы – азартный человек?

– Я люблю работать, мне нравится осваивать новое направление, а экономика есть экономика. Я не работала в «чистой» металлургии. Моя предыдущая работа была связана с организацией взаимовыгодных отношений внутри холдинга ММК. Поэтому нынешняя задача – наладить эффективные отношения между лечебными учреждениями, страховыми компаниями, фондом и пациентами как потребителями услуг, – как раз то, что я считаю основой в работе фонда. Мне интересно работать в команде, которая сегодня возглавляет область. Я работала с этими людьми раньше и ценю их как профессионалов, организаторов, и руководителей, мне импонирует их подход к делу и решению всех вопросов. Все это в совокупности и определило мой выбор.

Как вас принял коллектив?

– И я – женщина, и коллектив на 85% состоит из женщин, и нам, наверное, проще понять друг друга. Мое мнение, вероятно, субъективно, но я вижу блеск в глазах, когда встречаюсь со специалистами, меня это радует. Я чувствую их интерес к работе и поддержу любую их инициативу, любые предложения, которые помогут в достижении общих целей, мои двери всегда открыты для них. Я – человек неконьюктурный, стараюсь быть объективной, люблю, когда меня окружают люди, искренне заинтересованные в максимально эффективном решении вопроса, в конечном результате, поэтому, надеюсь, что коллектив, который меня окружает, примет мои принципы работы, и у нас все получится.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления