О системе семейного налогообложения в последнее время всё чаще стали говорить эксперты. Если постараться изложить концепцию коротко, то предлагается внедрить в систему налогообложения семьи как консолидированного налогоплательщика, в отношении которого будут действовать свои коэффициенты и налоговые вычеты, позволяющие минимизировать и рационализировать размер налогов.
Введением системы семейного налогообложения предполагается стимулировать рождаемость (чем больше детей, тем меньше платить налог) и усилить роль семьи как социального института. Эксперты также предполагают, что снижение налоговых ставок для многодетных семей позволит им зарабатывать больше.
Большое внимание при этом уделяется иностранному опыту. В частности, опыту таких стран, как США, Германия, Франция. В Германии и США действует система совместного декларирования доходов супругами. То есть супруги представляют государству единую декларацию, в которой указывают доходы каждого. Во Франции действует непосредственное налогообложение доходов семьи, то есть семья выступает субъектом налогообложения.
В теории система семейного налогообложения видится достаточно привлекательной, но возможно ли её реализовать на практике с учетом реалий отечественного законодательства? К этому вопросу я отношусь скептически по ряду причин.
Первая из них – существенное отличие систем налогообложения иностранных государств от той, которая существует в России. В тех же США, Германии, Франции налогам придаётся огромное значение. При этом скрыть какой-либо доход от государства практически невозможно, а за такое деяние предусмотрена суровая ответственность. Система налогообложения в этих странах действует очень долго и отлажена до мелочей.
В России несколько иная ситуация. На сегодняшний день контроль за доходами физических лиц находится на крайне низком уровне. Гражданами совершается огромное количество бытовых сделок с ценой менее 100 000 рублей «на словах», деньги передаются наличными, а исполнение обязательств по таким сделкам невозможно отследить. Ещё хуже дело обстоит с серыми зарплатами, которые в принципе невозможно обложить каким-либо налогом, потому что де-юре их не существует.
Иными словами, ряд доходов населения скрывается от государства и не облагается налогом.
Вторая причина – организационная. Для того чтобы ввести в систему налогообложения нового субъекта «семью», необходимо понимание того, как эта система будет после этого функционировать. Например, кто и как будет платить налог за семью? Кем будет декларироваться семейный доход? В каком порядке он будет уплачиваться? Что будет в случае развода? Будет ли применяться данная система налогообложения в случае, если лица состоят в гражданском браке? Эти вопросы для меня пока открыты. В довесок нововведение потребует существенных изменений в семейное и налоговое законодательство.
Наконец, третья причина. Непонятен механизм, работа которого позволит сделать то, о чем говорят эксперты, – улучшить уровень жизни. Сколько сможет сэкономить среднестатистическая семья от введения такой системы налогообложения? Насколько увеличится доход граждан, состоящих в браке и имеющих детей? Ответы на эти вопросы обусловили бы необходимость проведения обозначенной реформы. И дело не в таблице коэффициентов и порядке расчета налога, а в цифрах, которые можно посчитать применительно к конкретным семьям.
Критикуя нововведения, предложенные экспертами, которые, на мой взгляд, далеки от практики применения налогового законодательства, полагаю, что есть иные возможности усилить роль семьи как социального института и улучшить демографическую ситуацию в стране. Например, постройка детских садов или школ. Субсидии на образование детей из многодетных семей. Иные социальне поощрения, как например увеличение ежемесячных пособий на ребёнка.
В заключение хотелось бы сказать, что введение «семейной системы налогообложения» может оказать позитивное влияние, но не сейчас. Уровень правосознания граждан и наличие серьёзных проблем в социальной сфере задавят все положительные моменты данного нововведения.
Виктор ГЛУШАКОВ, юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры»