Город Бомбардировщик упал – командира оправдали

Бомбардировщик упал – командира оправдали

Челябинский гарнизонный военный суд 9 июня полностью оправдал экс-командира авиабазы Шагол Николая Гостева, который обвинялся в нарушении правил полетов (ст. 351 УК РФ), приведшем к крушению Су-24М в феврале 2012 года в Курганской области. Согласно вердикту версия следствия основана на предположениях и догадках, и никакой вины в действиях экипажа бомбардировщика нет. О том, какую роль в деле сыграли показания свидетелей обвинения и повторная судебная экспертиза, которую готовили полгода, – в репортаже Chelyabinsk.ru.

Трещина усталости

Следствие по делу Николая Гостева, сначала предварительное, затем судебное, длилось в общей сложности более двух лет. За это время были проведены десятки экспертиз и исследований, допрошены очевидцы случившегося, техники, выполнявшие предполетную подготовку судна, эксперты в области авиапроисшествий и судостроения. К защите гвардии-полковника подключились два адвоката и общественный защитник, настоявшие на проведении повторной судебной экспертизы, вывод которой в итоге не совпал с заключением комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и говорил о непричастности экипажа к крушению. Какие доводы суд сочтет более весомыми и доказанными – сказать этого к моменту начала оглашения приговора не мог никто. Сами адвокаты военлета разводили руками, называя ситуацию «угадайкой».

1 из 4

Напомним, как сообщал Chelyabinsk.ru, 13 февраля 2012 года в 19:33 экипаж Су-24М в составе командира экипажа Андрея Ермакова (обучаемый летчик) и инструктора Николая Гостева взлетел с аэродрома Шагол для выполнения упражнений «вывозной полет на дозаправку топливом в воздухе» и «полет на дозаправку топливом в воздухе». За 47 минут до них оттуда же поднялся в воздух самолет-топливозаправщик. Тренировка прошла успешно, но затем самолет-танкер не смог убрать шланг. Гостев и Ермаков запросили помощи у руководителей дальней зоны и полетов авиабазы, но не получили ответа и рекомендаций по действиям в нештатной ситуации.

Затем, как утверждало следствие, они решили подтолкнуть штангой дозаправки своего самолета топливный шланг танкера. Тот зацепился за антенную систему и оборвался. Горючее из обрывков шланга попало в воздухозаборники двигателей «сушки» и взорвалось там. Начался пожар, бомбардировщик потерял управление и рухнул в озеро Большой Кошкуль неподалеку от села Калмык-Абдрашево, еще в воздухе развалившись на две части.

По второй версии, озвученной по результатам повторной экспертизы, в самолете Гостева мог произойти взрыв третьего топливного бака, в том числе вследствие трещины в системе кондиционирования судна, который произошел за миг до того, как Гостев и Ермаков предприняли попытку подтолкнуть шланг. Причем наличие этой так называемой усталостной трещины подтвердило исследование обломков самолета.

О том, что вердикт вероятнее всего будет оправдательным, стало понятно, когда судья Сергей Рассоха приступил к чтению мотивировочной части. Адвокаты начали улыбаться, один из них при первой «оправдательной» фразе о том, «что представленные гособвинением доводы являются недостаточными для признания его виновным» даже победно сжал под столом кулаки, прожестикулировав: «Есть!».

«Вся версия следствия основана на предложениях и догадках... – заявил судья. – Кроме того, вызывает сомнения заключение комиссии МАК о причинах авиапроисшествия. Используются такие фразы как «можно предположить», «возможно», «могло», а не утверждения».

Говоря о заключении комиссии, суд разъяснил: эксперты рассматривали несколько версий случившегося, но приняли и детально исследовали лишь одну: ту, что легла в основу обвинения, так как доверяли мнению тех специалистов, кто эту версию высказал.

Повторная судебно-летная экспертиза, проведенная столичными экспертами Приходько и Гусевым, не опровергла, но существенно дополнила вывод начальной, подробно рассмотрев вторую версию ЧП, причиной которой как раз-таки явилась трещина в системе охлаждения.

«Суд признает данное заключение обоснованным и не противоречащим показаниям свидетелей», – сказал судья.

При этом практически все показания свидетелей обвинения оказались фактически трактованы в пользу Гостева. В частности, показания Андрея Ермакова, который в момент инцидента находился в кресле пилота. Он показал, что перед тем, как подтолкнуть топливный шланг, увидел яркую вспышку сзади, а потом самолет подкинуло вверх. Это же утверждал и экипаж топливозаправщика – вспышка произошла до того, как экипаж Гостева заявил о своем намерении подтолкнуть шланг после нескольких неудачных попыток танкера убрать его.

Следствие изначально напирало на то, что Гостев сознательно нарушил правила, пытаясь сохранить имущество государства – топливный шланг. В итоге в совокупности с другими доказательствами, представленными защитой, это утверждение также было трактовано в пользу военлета.

Суд установил, что Гостев, не став сбрасывать шланг, не только никак не нарушил правила, поскольку такой обязанности для командира заправляемого судна не прописано, он пытался сохранить единственный исправный во всем втором командовании ВВС (по ЦВО) подвесной агрегат для дозаправки в воздухе.

Сергей Рассоха в своем решении также учел, что рухнувшая «сушка» была выпущена в 1984 г., и к моменту падения использовалась более 25 лет, что существенно выше срока эксплуатации, установленного заводом-изготовителем. Как следствие, у бомбардировщика могли возникнуть производственные дефекты, которые невозможно увидеть при предполетной подготовке.

1 из 3

Реабилитирующее обстоятельство

В результате суд трактовал все недомолвки и сомнения следствия в пользу подсудимого и снял с него обвинения по всем пунктам нарушения правил полетов, не найдя в его действиях состава преступления. За Николаем Гостевым признано право на реабилитацию.

Иск Минобороны о компенсации материального ущерба в 67 млн руб., причиненного разрушением самолета, отклонен. Он может быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства.

«Я очень рад, что весь процесс завершился, проведена огромная работа, нам было очень трудно доказать, что экипаж выполнял прежде всего поставленные перед ним задачи, – сказал Николай Гостев по оглашении вердикта. – Авиатехника, к сожалению, везде может давать сбои. Благодарен всем, кто поддерживал меня, за тот огромный объем проведенной работы. Процесс завершился на той основе, на той базе, которую нам удалось доказать. Хочется пожелать, чтобы в такой ситуации больше никто не оказывался. Я всегда верил и говорил, что экипаж сделал все, что от него зависело, увел падающий самолет от населенного пункта».

Николай Гостев заявил, что готов и дальше продолжать летать и служить Отечеству, и пожелал своим коллегам, чтобы у них были только безопасные полеты.

Репортаж из зала суда – на телеканале 74.ru.

Фото: Фото Евгения Емельдинова, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Виталия ПАСТУХОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления