RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город БАМ: снова здорово

БАМ: снова здорово

Фотовыставка, посвященная 40-летию Байкало-Амурской магистрали, открылась 29 июля на втором этаже челябинского железнодорожного вокзала. В экспозиции около сотни архивных фотографий ТАСС 1974–1984 годов о стройке века, как тогда называли БАМ.

Вся история строительства магистрали в брежневскую эпоху, когда БАМ объявили комсомольской стройкой, отражена в этих фотографиях. Лучшие фоторепортеры страны запечатлели не только уникальные кадры строительства железной дороги, жизни и быта комсомольцев-добровольцев, но также красоту природных ландшафтов. Суровой природой тех мест восхищались тогда даже законченные скептики.

1 из 15

Посетителям выставки удалось увидеть и фотографии, обошедшие страницы всех центральных газет и журналов той поры, и снимки, которые прежде никогда не публиковались. Открытием эта выставка стала для новых поколений, родившихся не в СССР. О БАМе они слышали лишь на уроках современной истории. К концу ХХ века дорогу уже признали нерентабельной, а бамовцы уезжали из «насиженной» тайги на «большую Родину». Не стало работы.

На самом деле корни проекта этой железнодорожной магистрали – в царской России. Уже тогда инженерные умы Российской империи строили прожекты Великого Северного железнодорожного пути. Но, трезво оценив технические возможности страны, от немедленного осуществления замыслов отказались.

Молодой советской республике все казалось по плечу. К вопросу вернулись в начале 20-х годов прошлого века. В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА, как говорят энциклопедии, начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. А в 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Нехватку рабочих рук решили легко и просто – ими изобиловал «архипелаг ГУЛАГ».

В 1974 году БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. И города всех республик СССР с большим размахом провожали добровольцев на БАМ, хотя шуточек и убойных частушек по поводу новой ударной стройки социализма народ по ходу дела сочинил немало.

БАМ пересекает 11 крупных рек, всего для магистрали построено 2230 больших и малых мостов. Для строительства магистрали использовалась не только отечественная техника, но и импортная, заказанная в ФРГ, Японии и других капстранах, а также в странах СЭВ.

«Почему вы едете на БАМ?» – задавали журналисты дежурный вопрос новобранцам и слышали в ответ что-то правильное про стройку века, про романтику... А еще публиковались репортажи из райкомов комсомола, где всех будущих бамовцев срочно принимали в ряды ВЛКСМ, если по какой-то причине комсомольцами они не были. И взрослые парни смущенно лепетали: «Вступил, потому что хочу быть на передовой комсомольской стройке». Но «не для записи» ребята называли вполне меркантильные причины – хороший заработок, возможность получить квартиру в одновременно строившихся поселках. И так было, несмотря на то, что аббревиатуру с улыбкой расшифровывали как «Брежнев абманывает молодежь».

Год работы на строительстве магистрали, городов и поселков засчитывался как полтора, к зарплате добавлялся районный коэффициент, ежегодный оплачиваемый отпуск составлял 45 календарных дней плюс дни на проезд к месту отпуска и обратно. Один раз в год можно было получить бесплатный билет на поезд в любую сторону СССР, а на самолете слетать бесплатно раз в три года. Все это было.

Но одновременно БАМ стал самым дорогим (по тем временам) инфраструктурным проектом. Затраты на строительство по подсчетам экономистов оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось. Сегодня это уже не сюрприз для россиян. Кроме того, проект был не завершен. Но, самое главное, дорога была признана нерентабельной!

Однако сегодня мы слышим предложения руководителя ОАО «РЖД» Якунина о перспективах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ. По его мнению, Транссиб же должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках. И вероятно, про БАМ мы еще услышим «во весь голос». А пока отмечаем юбилеи былых великих строек.

Выставка, которая открылась в Челябинске, уже побывала в Москве и Монголии, в Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Также планируется провести ее в странах СНГ.

БАМ – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет – Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 1984 гг. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков – Северо-Муйский тоннель – был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 г. Длина основного пути Тайшет – Советская Гавань составляет 4287 км. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них – самый протяженный в России Северо-Муйский тоннель.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления