В Правобережном районом суде Магнитогорска вышло на финишную прямую рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего первого проректора Магнитогорского государственного университета (МаГУ) Зайнитдина Уметбаева, обвиняемого в восьми должностных преступлениях, в том числе в получении шести взяток на общую сумму более 700 тысяч рублей. Интересно, что махинации проректора городские правоохранительные органы не хотели замечать до тех пор, пока в дело не вмешались областное управление ФСБ и региональная прокуратура. Chelyabinsk.ru провел собственное расследование и выяснил, как поставленная на коммерческие рельсы псевдонаучная деятельность подсудимого, о которой заявляет следствие, сделала некогда процветающий вуз нэффективным.
20 лет для развала вуза
Зайнитдину Уметбаеву 59 лет, из них более 20 он проработал в МаГУ (до 1999 года МГПИ, – Прим. автора), причем все это время в должности проректора. Сначала был проректором по научной работе, потом – по научной работе и международным связям, а последнее время параллельно занимал должность первого проректора университета, являясь правой рукой бывшего ректора вуза Валентина Романова.
«Уметбаев, являясь доктором педагогических наук, всегда был человеком неглупым, но больше всего хитрым, – рассказал источник Chelyabinsk.ru из числа людей, долго время проработавших с подсудимым. – В первые годы он прочно укрепился в вузе, а с начала 2000 годов начал хорошо зарабатывать в силу занимаемой должности. Под ним ходили и зависели от его решений все аспиранты, научные работники. Что уж говорить, практически всему вузу было известно, что в МаГУ Уметбаевым была поставлена на коммерческие рельсы выдача степеней кандидатов и докторов наук по педагогике. При этом стоимость доходила до миллиона рублей. О какой науке в таком случае может идти речь?».
За время махинаций Уметбаев в короткий срок построил себе коттедж, купил квартиры дочерям и внедорожник жене. Причем история с автомобилем весьма интересна – осведомленные люди полагают, что машину супруга получила после того, как узнала о любовной связи мужа с бывшей секретаршей.
Действительно, Зайнитдин Уметбаев долгое время являлся председателем диссертационного совета вуза по педагогике. В итоге Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Минобразовании России закрыла вузовский совет в связи с большим количеством брака.
Интересные вещи бывшие сотрудники университета рассказывают и про выгодную дружбу Уметбаева с экс-ректором Романовым. В частности, когда в 2012 году МаГУ таки попал в список неэффективных вузов, у Романова с Уметбаевым еще несколькими приближенными возникла идея перевести университет в статус автономного, приватизировать федеральное имущество и выгодно его продать. Для этого в учреждении даже работали оценщики, составившие предварительную рыночную оценку стоимости столовой и общежитий.
«На пути к разбазаривания имущества университета встал бывший ректор Владимир Семенов (в августе 2014 года приговорен к условному сроку лишения свободы, – прим., автора), но его быстро списали со счетов, в декабре 2012 года уличив в присвоении денег университета на общую сумму около полутора миллионов рублей, – отметил источник. – Никто не говорит, что Семенов был святым, но Уметбаев, давая показания против руководителя, преследовал не цели сохранения университета, а совершенно иные собственные интересы. К слову, именно Семенов незадолго до возбуждения в отношении него уголовного дела уволил Уметбаева, понимая, что тот ведет свою игру. Но позже проректор восстановился через суд».
Интересно, но когда начинается следствие по делу Семенова, то вскрываются только его финансовые нарушения, хотя Уметбаев долгое время оставался вторым человеком в вузе и вряд ли мог остаться не при делах.
Прибыльная псевдонаука?
«Городские правоохранительные органы, как утверждают инсайдеры, знали о махинациях Уметбаева, но по просьбе Романова молчали о них, – отмечает источник сайта. – Приватизировать вуз ему и его приближенным помешало лишь вмешательство УФСБ области и региональной прокуратуры, которые в 2013 году в ходе тщательной проверки финансовой деятельности МаГУ находят там целый ворох нарушений при расходовании бюджетных средств и финансировании научно-исследовательской деятельности»
В результате после проверки Уметбаев вместо карманного вуза получает на руки уголовное дело, а МаГУ в рамках госпрограммы по реструктуризации неэффективных учебных заведений присоединяется к Магнитогорскому техническому университету имени Носова (МГТУ). Причем нынешние сотрудники уверены, что если бы не прокурорская проверка, то университет бы «ушел» к Романову и Уметбаеву.
«В ходе совместной проверки УФСБ и областного надзорного ведомства было установлено, что проректором по научной работе и международным связям Уметбаевым единолично, в нарушение закона, были распределены среди сотрудников бюджетные средства, выделяемые вузу на научно-исследовательскую работу в рамках госзадания на 2012-2013 год, – рассказал следователь Правобережного межрайонного следственного отдела СУ СКР региона Олег Семенов. – Сумма финансирования составила более 9,6 миллиона рублей. Из них большая часть денег, по версии следствия, была распределена между приближенными к обвиняемому сотрудниками и ним, а впоследствии потрачена не по целевому назначению, а по личному усмотрению. Материалы проверки были направлены нам для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в результате в отношении Уметбаева в ноябре 2013 года возбудили первое уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), а позже был возбужден еще ряд производств, в том числе по особо тяжким статьям УК РФ».
Олег Семенов более детально рассказал о том как, по версии следствия, Уметбаев в обход закона зарабатывал себе на жизнь.
Так, все выявленные преступления относятся к 2012 году, когда вузу Минобр выделил на финансирование научных исследований девять миллионов 600 тысяч рублей.
Судя по показаниям руководителей научно-исследовательских проектов, Уметбаев единоличным решением, без обязательного в данном случае проведения конкурса, без организации экспертиз заявок и рассмотрения итогового перечня проектов на заседании Ученого совета МаГУ, готовил список проектов на получение грантов.
«Руководителей выбранных им проектов он в индивидуальном порядке приглашал к себе в служебный кабинет, где сообщал о выделении им гранта и его размере, – рассказал Олег Семенов. – При этом размер гранта для каждого проекта Уметбаев также назначал по своему усмотрению: своим приближенным выделял суммы в размере от 750 тысяч рублей до 1,4 миллионов рублей, а остальным участникам по 200-300 тысяч рублей. Кроме того, перед теми, кто получал крупные гранты ставил условие о возвращении ему 10% от размера дотации. Таким образом он получил от руководителей проектов шесть взяток в размере от 75 тысяч до 172 тысяч рублей. Объяснял, что деньги нужны для последующей передачи в министерство образования и науки, на самом деле средства присваивал».
Среди получателей крупных грантов оказались две сотрудницы вуза с весьма сомнительными исследованиями, к тому же находившиеся в отпусках по уходу за ребенком. В свою очередь, реально занимавшиеся перспективными исследованиями сотрудники, получили по 250 тысяч рублей.
Лишь получением взяток, как считает следствие, Уметбаев не ограничился – он, путем обмана и злоупотребления доверием, заставил приближенных к себе руководителей проектов включить себя в соавторы исследований и назначить зарплату, хотя по факту никаких работ не выполнял. «В результате с апреля по январь 2012 года в рамках трех научных проектов Уметбаев получил в общей сложности 637 тысяч рублей, – пояснил Олег Семенов. – Вузу был причинен материальный ущерб в крупном размере».
В итоге следствие вменило Уметбаеву одно преступление по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), одно преступление по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество) и шесть эпизодов получения взяток (статья 290 УК РФ).
Обвиняемый частично признал вину, заявлял ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, но суд решил, что порядок должен быть общим – с проведением полноценного судебного следствия. Сейчас рассмотрение завершается. Интересно, что в прениях сторон прокуратура Магнитогорска попросила для обвиняемого в особо тяжких коррупционных преступлениях человека пять лет условно. Приговор может быть провозглашен уже после 20 октября, когда подсудимый выступит с последним словом.