Почти 70 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, но ее солдаты продолжают возвращаться домой, к родным. В этом им помогают члены поискового отряда «Ориентир» и их коллеги. «Пропал без вести» – это не приговор, считают добровольцы, которые «поднимают» бойцов-южноуральцев. На их счету – по четыре экспедиции на Дон и под Старую Руссу. Почти 200 найденных воинов, десятки написанных заново судеб земляков. Как работают современные поисковики? Почему об этом важно помнить не только 9 мая? Как, выполняя даже небольшую задачу в рамках общей цели, каждый может наполнить свою жизнь смыслом?
Кому-то надо было быть первым
«Посмотреть поле» – это пройти с металлоискателем каждый его сантиметр, копать и просеивать сухую, как камень, землю. «Работы на одном поле – на несколько лет», – говорит руководитель отряда «Ориентир» Евгений Кочетов. Сопоставляя свидетельства ветеранов, письма, книги воспоминаний, карты, информацию из военных архивов, поисковики интуитивно понимают, где нужно искать останки погибших воинов, которые считаются «пропавшими без вести».
Все пять лет работы отряда по одному из направлений поиска посвящены, фактически, двум дням войны, унесшим жизни тысяч бойцов Красной армии – 15 и 16 августа 1942 года. Место раскопок – излучина Дона, ставшая в 1942-м последней водной преградой на пути к Сталинграду. Как вспоминают ветераны, это «чудное место, где голубые дали и бахчи с сахарными арбузами»…
Хотя бы на несколько дней задержать наступление врага, чтобы собрать силы для обороны Сталинграда – боевая задача, поставленная тогда перед 39-й и 37-й гвардейскими стрелковыми дивизиями, в составе которых сражались и южноуральцы. Для многих этот первый день войны стал последним. Именно об этом в Советском Союзе был снят фильм «Они сражались за Родину».
Вот что пишут участники событий:
«Кто думал, что в первый же день фронтовой жизни мы окажемся в самой гуще очень больших событий! Однако стычка боевого охранения показала, что бойцы дерутся бесстрашно…»
«Мы не могли хоронить героев, так как вся дивизия была в окружении, и должны были с тяжелыми боями прорываться… Мы сообщили о без вести пропавших, потому что сами не хоронили, были в окружении и оставили этот регион после прорыва… Такова правдивая история этого случая».
«Надо понять одно: никто, пока билось сердце, не сдался в плен и не отступил. Кому-то надо быть первым, принять на себя удар огромной силы, понести большие потери и этим обеспечить поворот в боевых действиях Отечественной войны».
Сейчас место боев – поля между урочищем Хлебный (бывший хутор) и станицей Трехостровской, которые были не раз распаханы после войны, – все еще сохраняет характерный рельеф. Ямки и возвышенности о многом говорят искателям: здесь были окопы, там может лежать тело бойца, наспех присыпанное землей… «Оружия почти нет – на этих полях хорошо поработали «черные копатели», – рассказывает Евгений. – А вот останки бойцов и, если повезет, документы и предметы с их именами, находим. И это – самое ценное». Из интересных находок экспедиций – неразорвавшаяся авиабомба, стеклянная фляга с водой, наполненная в 1942 году, обручальное кольцо немецкого военнослужащего, знаки отличия, личные вещи. За каждой находкой – отдельная история-ниточка, приводящая к родным бойца.
Вернувшийся отец
Иногда во время поисковых экспедиций на Дон у «поднятого» бойца сразу находятся родственники. Такие истории вдохновляют и радуют всех участников. В августе этого года было обнаружено и поднято 11 бойцов, личность одного из них – Алексея Осиповича Наземкина – установлена сразу, как сказано в отчете «благодаря самодельной записке, найденной при нем в гильзе от винтовочного патрона 7,62 мм»
Записка со своими данными, которую 21-летний Алексей написал перед боем в августе 1942 года и вложил гильзу от патрона, на счастье, неплохо сохранилась и была расшифрована сразу в палаточном лагере. C помощью сайта Солдат.ru и подключившихся к поискам искателям со всей страны сразу нашлась дочь – она искала пропавшего без вести отца, которого никогда не видела.
70-летняя Анастасия Алексеевна приехала на место раскопок. Когда отец уходил на фронт, мама как раз ждала ее рождения. В августе 1942-го пришло известие – пропал без вести. После войны семья переехала поближе к Волгограду, искали, ждали, надеялись. Все это время ее Алексей действительно находился рядом, на своем последнем боевом посту около бывшего хутора Верхний Акатов в окопе он провел 72 года.
Останки Алексея Наземкина и других поднятых бойцов были с почестями преданы земле в станице Трехостровской. А семья Анастасии Алексеевны обрела реликвию – самодельную записку и карту с обозначением места находки.
А вот другая история о памяти, рассказанная в письме 84-летней Клавдии Ивановны Ивановой, прикованной к постели. Ее брата, сапера Михаила Кормакова, «подняли» в 2012 году: «Низкий поклон вам за вашу миссию приносить радость в наши дома, чтобы эта горькая правда будоражила память… Я очень переживаю и прошу прощения за что, когда пришли работники военкомата и сообщили о месте гибели брата, меня как будто током ударило. Я, к стыду, не могла вспомнить имени брата, и вообще, что он у меня был. И только через месяц, после многократного прочтения письма, я начала вспоминать и голод, и холод, и всю мужскую работу, которую приходилось делать в 13 лет… Я вспомнила, что у меня было три сестры и брат, которого убили на войне! Благодарю вас за вернувшуюся память и за брата! Оказывается, вспомнить, поплакать, поблагодарить и помолиться – это огромное счастье!»
Кто они?
Несколько лет назад сотрудник МЧС России Евгений Кочетов заинтересовался историей пропавшего без вести деда его жены – Василия Андреевича Обухова, красноармейца 87-го гвардейского артиллерийского полка 39-й гвардейской стрелковой дивизии. С этого все и началось. Сначала одиночная поездка на Дон, знакомство с хранителями местных школьных музеев, изучение писем ветеранов, пути дивизии, местности… Остановиться уже было невозможно.
В январе 2013-го отряд зарегистрировался в Министерстве юстиции как некоммерческая общественная организация. Сейчас костяк поискового отряда «Ориентир» – сотрудники МЧС России (действующие и бывшие), студенты Челябинского многопрофильного колледжа, предприниматели, отставные военные…. Кто-то увлекается историей… Но мотивы у ребят могут быть и другие, ведь поисковый отряд – это еще и дружная команда, романтика палаточного лагеря, звездное небо, костер и, конечно, общее дело, азарт поиска и радость находок.
Cтудент третьего курса медицинской академии Виктор Кудрин, принимавший участие в экспедиции «Дон-2014», рассказал: «Когда я позвонил Евгению и он пригласил меня в экспедицию, я подумал: поеду на Дон, отдохну, загорю… Но с каждым днем настрой становился серьезнее. Большая радость видеть, что ты трудишься не напрасно. Особые чувства возникают, когда осознаешь, что «поднятый» боец, останки которого лежат перед тобой, был младше тебя…»
Встречный поток
«Поднять бойца» – часть дела. Важно найти родных, увековечить его память. Поисковый отряд, даже будучи официальной организацией, встречает много препятствий в этом деле, не может подавать запросы в архивы. Зачастую на вопросы поисковиков о родственниках солдата из архивов раздается ответ: вы же не родственники… Отвечают только родным. Для решения этой проблемы поисковый отряд «Ориентир» создал форум, на котором каждый может выложить информацию о пропавшем без вести участнике Великой Отечественной войны, рожденном или призванном на службу в Челябинской области.
Это своеобразный «встречный поток» поискам – база данных пропавших. Разместить информацию на форуме совсем не сложно. С ней удобно работать – оперативно связываться с адресатом, прояснять факты.
«Поисковики каждый год поднимают воинов, у части из них есть хорошо сохранившиеся медальоны и записки с именами. Благодаря размещенной на форуме информации мы можем оперативно, за один день, найти родных», – говорит Евгений Кочетов.
Зачастую форум связывает живущих ныне родственников с историей их погибших предков. «У бабушки на войне погибли муж и двое старших сыновей. Мест захоронений, где бы она могла поплакать на могилах, нет ни у кого», – пишет на форуме Ирина Ревякина из Подмосковья. Она разыскивает своего дядю – Воротынцева Николая Александровича, бойца 118-го гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии, пропавшего без вести в возрасте 18-ти лет. «С рождения я воспринимала своих дядьев как присутствующих в моей жизни. Их всегда вспоминали в семье. У нас Коли и Паши (это их имена) есть в каждом поколении, да не по разу. Это свято! Память должна жить! Тем более знать и видеть место, где пусть не похоронены, но где их прах точно есть, это дорогого стоит».
Поисковики выслали Ирине Степановне свидетельства ветеранов о тех боях, результаты своих поисков и исследований. А летом она с мужем сама приехала на Дон, в полевой лагерь экспедиции. Им показали места сражений, раскопок, мемориальные доски и братские могилы. Возможно, 18-летний парашютист Коля Воротынцев где-то там. А может быть, его останки все еще на поле боя, наспех присыпанные землей… В следующем году семья планирует приехать уже со своим младшим поколением – полноправно принять участие в поисках.
Взглянуть бы в глаза солдату...
Форум – это и виртуальный штаб поисков. Добровольцы, принимающие участие в работе на этом этапе, могут не выходить из-за рабочих столов. Их переписка читается как захватывающая приключенческая повесть. Короткие реплики: «пробиваю», «видно, куда идут следы», самое интригующее «кажется, есть ниточка» и следующее «родственники найдены!» В этом месте, кажется, слышен вздох облегчения и радости у всех! А далее короткий комментарий: «Боец возвращается на родину! Взглянуть бы в глаза солдату…»
Послевоенная история разбросала семьи в разные города и страны. К обсуждению на форуме подключаются неравнодушные люди из Белоруссии, Украины, Казахстана, Финляндии, Германии, из всех бывших республик и областей нашей страны. Ведь Интернет, телефонная трубка – вот что нужно современному сыщику, чтобы находить связующие нити, данные и контакты.
Принять участие в установлении личности и поиске родных найденных героев войны может любой, кто зашел на сайт, зарегистрировался и увидел интересное для себя поле деятельности – выяснить информацию в своем районе, зайти в архив, позвонить знакомому работнику администрации.
«Был случай, когда мы искали родственников бойца Перемыкина. В данных фигурировало название села. Мы позвонили его жителю по объявлению о продаже картошки, которое встретили в газете. Оказалось, что Перемыкиных там – полсела. В результате нашли родных и привезли бойца на родину. Теперь несколько братьев, погибших на войне, лежат рядом. Родственники ухаживают за могилами, а местные жители чтут память героев, – рассказывает Евгений. – В поисковой работе может пригодиться любая мелочь, даже ведомость, табель о выдаче портянок. Мы понимаем, что бойцы воевали вместе, значит, найдя одного, можно искать других неподалеку».
Интересная история произошла с обнаруженными часами одного из бойцов, найденного здесь же Алексея Владимировича Белого, уроженца Украины. В военном архиве обнаружились запросы от его матери – после войны она несколько раз обращалась туда в поисках пропавшего без вести сына. Но вот найти реальных членов семьи никак не удавалось. Были задействованы и Министерство юстиции, и главы районов и областей... Несколько месяцев исследований не дали результатов. Поисковики уже почти смирились с тем, что останки Алексея Белого упокоятся в военном мемориале, а часы останутся в музее отряда. И вот на форуме появляется сообщение от поисковика добровольца Натальи Кругловой из Керчи: «Сестра Белого проживает в Одессе! Подробности вечером!» Оказалось, что отец Алексей трагически погиб от рук бандитов, когда вез пенсии и почту в родное село, а мать вышла замуж за односельчанина и сменила фамилию. Именно поэтому никто из старожилов не мог вспомнить фамилии Белая. Сводная сестра найденного воина рассказала, что всю жизнь росла под воспоминания мамы об Алеше – его искали, писали запросы, помнили и ждали.
В семье сохранилась только одна его военная фотография. И на ней поисковики увидели те самые часы...
Профессионально и системно
Важное место в деятельности поискового отряда «Ориентир» занимает работа со школьниками и студентами: Евгений и его коллеги проводят экскурсии, рассказывают детям о военных событиях и показывают находки. В арсенале у отряда есть свой музей. Это несколько красиво оформленных стендов с интересными, в том числе интерактивными, экспонатами. «Работа должна вестись не от случая к случаю, не от одной юбилейной даты к другой. Важно передавать информацию, чтобы она не ушла вместе с нами», – считает руководитель отряда.
Другая задача – создание единого центра поисковой работы. «Мы столкнулись с тем, что информация, собранная отдельными отрядами, зачастую бессистемна. Не существует единой базы находок, а иногда нет даже протоколов эксгумации», – говорит Евгений. В мечтах и планах поисковиков – единый центр информации, просветительские программы для подростков, передвижная экспозиция и музей. Этим надо заниматься профессионально и системно, считают руководители отряда.
«Василия Андреевича Обухова, с которого началась история создания челябинского отряда, мы не нашли, да и найдем ли, – рассказывает Евгений, – но лично я вижу в смысл в продолжении работы. Не так должны быть погребены защитники Отечества! И с помощью этой работы каждый может наполнить жизнь содержанием».
Для того чтобы принять непосредственное участие в работе отряда «Ориентир», нужно связаться с его руководителями и прийти на собрание членов отряда и добровольных помощников. Школьники, кроме того, смогут подготовиться к участию в поисковых работах, посещая занятия, которые проходят каждую субботу в 13:45 в лицее №11 г. Челябинска. А недавно поисковики и их партнеры начали съемку коротких учебных фильмов, которые размещают на страничке своего отряда на «Ютубе». Три ролика уже готовы.
Председатель совета ЧРОО «Поисковый отряд «Ориентир» Кочетов Евгений, тел.: (факс) 8 (351) 239-70-17, тел.: 89080676654, e-mail: kochetov555@mail.ru.
Заместитель председателя совета ЧРОО «Поисковый отряд «Ориентир» Кондратцев Сергей, тел.: 83519034876, e-mail KSABMW@mail.ru.