RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

6 м/c,

южн.

727мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Город Сашенька Фролова: из блокады к станку

Сашенька Фролова: из блокады к станку

Когда мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, то не так часто вспоминаем о «детском» вкладе в нее. Десяткам тысяч южноуральских мальчишек и девчонок в те годы было не до игр или первых свиданий. Они сутками трудились в тылу, терпели лишения, страдали от голода, переживали гибель родных, но не сдавались. Сайт Chelyabinsk.ru начинает проект «Дети войны», в котором познакомит читателей с теми, кто в юном возрасте пережил тяготы той поры. Наша первая героиня – жительница Челябинска Александра Федоровна Фролова.

Энергии Александры Фроловой можно удивляться бесконечно. Трудно поверить, что в апреле ей исполнится уже 90 лет. Она охотно ездит на встречи с ветеранами и с большой охотой делится воспоминаниями. Именно сила духа таких людей, как Александра Федоровна, ковала Великую Победу...

Когда началась война, Фроловы жили в Ленинграде на улице Стачек, напротив Кировского завода. К тому времени уже не было в живых отца. Старший брат Василий работал на заводе, мама Дарья Никитична на лошади по кличке Цыган, запряженной в телегу, развозила овощи из соседних колхозов по магазинам для рабочих.

Репродукторы висели тогда на всех улицах города, и 22 июня 1941 года в соседнем Чугунном переулке собрались толпы людей – все, затаив дыхание, слушали сообщение о начале войны.

1 из 2

«Ленинград практически сразу начали бомбить, наш дом разрушили, мы остались практически без вещей, – Александра Федоровна. – Поселили нас на Петроградскую сторону в большой квартире, выделили комнату метров 10 сразу для двух семей. Голод наступил практически сразу, и как-то осенью мама сказала нам: идите в совхозы, соберите что-нибудь на полях. Но там уже практически ничего не было, мы нашли лишь ободранные кочерыжки от капусты, которые невозможно было вырвать из земли. И вот я лежу на земле, грызу эту кочерыжку и думаю, ведь я что-то должна принести маме и брату! И вот так зубами раскачала их и смогла выдрать. Там же в поле над нами летал самолет – тогда мы еще не разбирались, наш или немецкий. Давай бегать и махать руками. С самолета стали сбрасывать что-то белое, мы, наивные, подумали, что это хлебушек, завернутый в бумагу. Бегаем по полю, бегаем, хватаем, а они пустые. Это были просто агитационные листовки немцев, где было написано: «Ленинградские матрешки, не кушайте из горчицы лепешки. Сдавайтесь – все равно умрете, погибните».

Не случайно немцы писали про горчичные лепешки. В магазинах было пусто, но где-то можно было найти горчицу. И ленинградцы, в том числе юная Саша, искали и скупали ее. Горчичную муку вымачивали в воде, чтобы ушла горечь, и мучную кашицу ели.

«Но мне не хватало терпения дождаться, пока совсем горечь уйдет, – продолжает Александра Федоровна. – Есть очень хотелось. И вот я скорей, скорей ем эту кашицу... Как я не сожгла желудок и не умерла? Некоторые от этого умирали...»

Так как 16-летний Василий Фролов работал на Кировском заводе, в ноябре семью эвакуировали в Челябинск. В течение почти месяца никто не знал, куда идет эшелон. Ехали в холодной теплушке, по стенам которой размещались полати, в центре стояла буржуйка, у которой сидел дежурный и подкидывал дрова. «Спали в одежде, не мылись, все обовшивели. Как-то на долгой стоянке мама пошла искать гребешок, выменяла его – до сих пор у меня хранится. Мама вычесала меня, подстригла наголо, намазала керосином».

В техникуме
В год Победы
С коллегами
С родителями и братом
У чертежной доски
1 из 5
В техникуме

В Челябинске эвакуированный эшелон поселили в 48-й школе – в спортзале настелили соломы, там и спали. Постепенно стали распределять по квартирам. «Но не все готовы были пустить к себе на постой эвакуированных, – говорит Александра Федоровна. – На улице, конечно, никто не остался, но условия были разные. Нам очень повезло с квартирной хозяйкой, с ее дочерью мы дружим до сих пор. Она вышла за ленинградца и уехала после войны туда. А я вышла замуж за челябинца и осталась здесь».

Александре вообще поначалу казалось, что вскоре все закончится, и они уедут домой. Но не получилось. Работать Саша пошла на ЧТЗ.

«Меня поставили в цех на мелкие детали. Было очень тяжело, лучше делать большие детали... Холодно было в цеху. Руки порой к станку примерзали, отогреешь их в бочке – и снова работать».

Южноуральская молодежь собрала 7 903 386 рублей на танковую колонну им. Челябинского комсомола. В январе 1942 года бюро обкома ВКП(б) предложило Кировскому заводу собрать танковую колонну сверх установленного правительством задания и во внеурочное время.

Практически сразу Александра стала бригадиром, у нее в подчинении находилось 15 человек – в основном девочки-подростки. И очень важно было для юных заводчан быть первыми во всем.

«Соревнование бригад – это было большое дело! – замечает Александра Федоровна. – Все время соревновались: кто первый, кто первый?! Мы делаем деталь, а рядом военный стоит; как только все детали сделают, танк соберут, военный с ним на фронт отправляется. Мы тоже понимали, что нужно скорей, скорей... Приходилось работать сутками. Вот делаешь деталь: просверлил, нужно нести на обработку, – а к этой детали на другом участке нужно приварить другую деталь. Несу ее и прошу: «Ваня, привари мне первой». А там очередь. Стоишь умоляешь, чтобы быстрей. Потом хватаешь ее горячую и бегом к станку – следующую обработку сделать...»

1 из 2

По словам Александры Федоровны, они не чувствовали, что чего-то лишены – детства, юности, – потому что главным было слово «надо». Не думали и о том, что они больные, голодные. А кушать хотелось всегда. «В столовой давали суп, я его называла «Суп из головы селедки». Съешь его и тарелку оближешь так, что мыть не надо. Кто хорошо работал, давали ударно дополнительно питание (УДП сокращенно). Мы расшифровывали это так: умрешь днем позже», – улыбается Александра Фролова.

В Пласте 73-летняя Александра Петровна Рычкова организовала тимуровскую команду из 72 ребят. Они собирали лекарственные растения (200 кг) и металлолом (200 тонн), готовили подарки (700 штук) и выступления раненным бойцам, отправляли на фронт теплую одежду, помогали семьям фронтовиков (570 семей) и подшефному колхозу.

Им с братом помогала выжить мама. Они отдавали ей все полученные деньги, и она с саночками отправлялась по области: уедет на неделю по деревням и выменяет вещи, допустим, рубашку на молоко или хлеб.

«Я сейчас думаю, как сложно организовать детей. Чтобы они работали безотказно. Ведь было очень тяжело, некоторые жили в подвале. Как-то не вышла на работу Таня, ей было лет 13-14. Мы пришли к ней, она лежит, чуть ли не на полу в воде, расчесанная до крови – вши ее заели. Мы телогрейку на прожарку отдали... Вообще, по заводу пройдешь – одни старики и дети. Просто удивляешься силе патриотизма».

В ночь на 9 мая Александра Фролова работала в ночную смену. К ним подошла секретарь комсомольской организации и сказала, что закончилась война... «Станки все остановились, сперва была тишина, а потом все как закричали: ''Ура!!!''».

После войны Александра, снова отучившись в седьмом классе, поступила в техникум. Организм был ослаблен, так что учиться в институте не было сил. Более 40 лет проработала Александра Федоровна на заводе инженером-конструктором, уже будучи на пенсии 15 лет служила в музее ЧТЗ. Всю жизнь занималась общественной работой... А на вопрос про самое главное воспоминание о войне Александра Федоровна отвечает: «Знаете, что поражало меня больше всего? Ведь было трудно: башмаки на деревянной подошве, под халатиком рабочим никакой теплой одежды. А для нас самое радостное событие – раз в месяц комсомольское собрание. Это было для нас счастье! Сколько же сил и мужества было у детей войны!»

Если вы хотите связаться с героем рубрики или передать ему знак внимания, напишите в редакцию (promo@info74.ru).

Мы обращаемся к читателям 74.ru: присылайте воспоминания ваших близких и родных стариков, кто в годы войны был ребенком. Подсказку, как написать историю, и адрес электронной почты можно посмотреть здесь.

Уточнить информацию можно по телефону горячей линии отдела социальных проектов сайта 74.ru 8-982-313-68-25.

Фото: Фото автора и из личного архива Александры Фроловой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления