27 января четверг
СЕЙЧАС -12°С

Челябинцы гастролируют с экзотикой

Поделиться

Только что завершившиеся гастроли ансамбля танца «Урал» и камерного оркестра «Классика» можно назвать погружением в мировую историю. На этот раз их концертными площадками стали древний китайский город Уси, построенный три тысячи лет назад и прозванный китайской Венецией, и земля легендарного Мальтийского ордена.

Китайский марафон

Государственный ансамбль танца «Урал» вернулся с XVII Шанхайского фестиваля искусств, который ежегодно становится для всей Азии окном в международный художественный мир. В его афише – сотни концертов, спектаклей, экспериментальных проектов, выставок, ярмарок, форумов и семинаров, вызывающих живое внимание деятелей искусств со всего света. А традиционные виды представлений, такие, как китайская опера, привлекают в зрительные залы Поднебесной толпы туристов.

Интересно, что в этом году организаторы фестиваля приняли решение сделать его подлинно народным и провести большую часть выступлений на площадках под открытым небом. Знакомить китайских зрителей с западным искусством в Поднебесную прибыли коллективы из 30 стран мира. Челябинский ансамбль танца «Урал» стал единственным, кому выпала честь представлять нашу страну на крупнейшем в Азии культурном форуме.

Но первым пунктом этой гастрольной поездки стал живописный город Уси, построенный три тысячи лет назад (в эпоху династии Шан) на крупнейшей водной артерии страны – Великом канале. Это главная водная магистраль Китая, от которой ответвляются многочисленные каналы и канальчики, поэтому шестимиллионный Уси часто называют китайской Венецией.

Гастрольный марафон челябинских танцоров начался на площади Уси, близ старинного храма Нанчан, а вечером того же дня «Урал» открывал XVII Международный фестиваль искусств полуторачасовым сольным концертом на центральной площади Уси. После концерта десятки восторженных зрителей устремились на сцену, чтоб сделать селфи с челябинскими артистами.

Гастрольный тур продолжился в Шанхае, на площади Тысячелетия, рядом с многолюдной Нанкин Лу – главной торговой улицей Шанхая. Ее название переводится как «кипящий колодец», что очень подходит этому пешеходному проспекту. Стремительный темп мегаполиса здесь ощущается в полной мере: в выходные дни по Нанкин Лу прогуливается до двух миллионов человек. Поэтому зрительный зал под открытым небом, каким стала площадь Тысячелетия, стремительно наполнился желающими увидеть русский пляс.

Артисты «Урала» не жалели эмоций, удивляя зрителей сложными танцевальными фигурами. А в премьерном номере «Ложкари», поставленном специально для Китая, участвовали и зрители. «Нам было чем удивить публику, – считает главный балетмейстер ансамбля «Урал» Светлана Лукина. – Специально для этой поездки мы поставили новые танцы. «Ложкари» – это виртуозная игра на ложках с одновременным выделыванием затейливых выкрутасов ногами, а танец «Юла» – полностью трюковой номер. Зрители были в восторге и от костюмов, где каждая бусинка пришита вручную, где сложная вышивка в стиле хохломской росписи… Кропотливая работа наших мастериц».

«Уральцы» выступали не только на многолюдных площадях Шанхая, но также в театрах, на стадионах и в концертных залах. В промышленном районе Бао Чао, где никогда прежде не выступали иностранные артисты, «Урал» встречали транспарантами на русском языке. Дорога к сцене была украшена флагами, и целая делегация жителей, бьющих в барабаны и играющих на народных инструментах, приветствовала российских артистов.

«Так сердечно нас еще нигде не встречали, хотя “Урал” полмира объехал с концертами», – говорили артисты ансамбля. Перед концертом труппу «Урала» попросили провести мастер-класс для артистов местного хореографического ансамбля. Благодарные участники после урока подарили нашим танцорам веера из бамбука, маленькие плетеные корзинки и обереги, сделанные своими руками.

Шанхай – самый густонаселенный мегаполис Китая. Его огромная территория растянулась на 120 километров с севера на юг и на 100 – с запада на восток. «Урал» побывал почти во всех районах города. Артисты работали в режиме нон-стоп: в день давали по два концерта. Организаторы фестиваля подсчитали, что за две недели на концертах ансамбля танца «Урал» побывало порядка 20 тысяч зрителей.

Подводя итоги поездки, директор ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев сказал: «Артисты работали без передышки. Ежеутренний ранний подъем, выезд, два сольных концерта. Возвращались в гостиницу часов в 12 ночи. И так каждый день. Очень благодарен им за то, как они выдержали эту колоссальную физическую нагрузку. Поездка состоялась, зритель доволен – и это главная награда. Такие гастроли, конечно, проверка на выносливость. Но и встряска для коллектива, хороший стимул для творчества и отличная школа профессионального роста. А к этому каждый артист должен стремиться всю жизнь».

На земле Мальтийского ордена

В то время, как «Урал» покорял сердца жителей Востока, камерный оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова вновь встречался со своими поклонниками в Западной Европе. Но в этом году география европейских гастролей (Австрия и Германия) расширилась – оркестр «Классика» впервые выступил на Мальте.

Легендарный остров в Средиземном море известен, прежде всего, как земля рыцарей Нового времени. В 1530 году император Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена. В 1798 году Мальту захватила французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, который упразднил власть ордена на острове. Однако по сей день именно этот исторический отрезок времени в жизни Мальты вызывает огромный интерес туристов со всего мира.

Столица Мальты – Валлетта, названная именем рыцаря, спасшего остров от порабощения турками, всюду хранит знаки рыцарского здесь пребывания. «Старый город бережно сохранен, – рассказал Адик Абдурахманов. – И это, конечно же, впечатляет. Кроме того, впервые в истории наших гастролей нам удалось не только побыть туристами, но и отдохнуть на море. Мы просыпались в 7 утра, шли купаться, завтракали, снова купались и отправлялись на репетицию. Возможно, мальтийцам море в октябре кажется холодным, но для нас оно было горячим. (Смеется.) Мы жили у моря, и мы этим наслаждались в полной мере».

Помимо этого, мальтийские гастроли стали по-настоящему новым опытом и для музыкантов оркестра, и для его художественного руководителя.

«Впервые оркестр выступал без меня, за пультом стоял мальтийский дирижер, – рассказал Адик Абдурахманов. – А я сидел в зале и переживал, конечно же. (Смеется.) Хотя интересно было со стороны послушать, как работает и звучит оркестр. Ребята сыграли прекрасно, показав, что они хорошие ансамблисты, что превосходно друг друга чувствуют, понимают. Я еще раз убедился в том, что мы уже нарастили тот «жирок» профессионализма, который позволяет работать в любых условиях. Я понял, что сейчас эту лодку под названием «Классика» уже не потопить. Азбука и арифметика пройдены, сегодня коллектив может играть с любыми солистами и любым дирижером».

Надо сказать, что на Мальте оркестр «Классика» впервые играл в зале на 1400 мест. Конечно же, такой зал больше подходит для большого симфонического оркестра, но челябинский камерный оркестр в нем не потерялся – прекрасно звучал без микрофонов и усилителей.

Альпийское удовольствие

А затем были Австрия и Германия, где «Классика» играла и в больших старинных залах на 700-800 мест, и в более камерных на 400-500 мест. Публика встретила оркестр, как родной, потому что часть гастрольного тура лежала по тем местам, где «Классику» слышали уже не раз. Но были и новые города.

«Эта поездка подарила нам не менее ценный опыт – в каждом городе мы играли с новыми солистами, – продолжает Адик Абдурахманов. – И в наши ряды вливались австрийские музыканты, например, группа духовых инструментов – то есть получался малый симфонический оркестр. В связи с этим мы много репетировали. Все было очень хорошо, опыта для таких гастролей у нас достаточно – во время фестиваля Дениса Мацуева столько солистов приезжает! Становишься очень цепким».

А в Германии «Классика» сыграла два концерта для публики, которую можно назвать старыми друзьями.

«Мы там были действительно по приглашению друзей, – подчеркнул художественный руководитель «Классики». – Играли только музыканты нашего оркестра, и программа этих концертов полностью была подготовлена дома, не надо было специально репетировать. Мы получили удовольствие и от концертов, и от новой встречи со слушателями, которые нас любят и ждут».

Фото: Фото Надежды Пелымской и из личных архивов артистов

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter