Город

Почему выживет умнейший

Сегодня каждая копейка на счету, поэтому бизнес избавляется от «жира», чистит ряды, переходит на «энергосберегающий режим». Наиболее популярными остаются традиционные средства – сокращение расходов и производства. К середине прошлого года 42% российских работодателей проводили кризисные сокращения персонала, а 5% заявляли о таких планах. Многие говорили о снижении зарплат, пересмотре систем премирования и нематериальной мотивации сотрудников. Однако все больше топ-менеджеров обращаются к такому инструменту «тонкой настройки», как аутсорсинг. Новый импульс этому придаст вступление в силу с 2016 года закона о заемном труде.

На российском рынке аутсорсинг начал практиковаться в 90-х годах с приходом интернациональных компаний. Для международного бизнеса это были привычные практики – пройдены и «дикий» период жесткой эксплуатации аутсорс-сотрудников, и времена строгого законодательного регламентирования. Уже к началу ХХI века общее число заемных сотрудников в Европе составило почти два миллиона человек, в США более 50% промышленных компаний использовали аутсорсинг, а к 2008 году уже 70% европейских компаний практиковали этот механизм. Во всем мире аутсорсинг стали применять не только традиционно более прогрессивные частные компании, но и государственный сектор.

Доля российских компаний, использующих аутсорсинг, в последние годы стабильно увеличивалась. Возникло понимание, что передача вспомогательных функций специализированным компаниям-провайдерам – не банальное секвестирование расходов, а отличное средство повышения эффективности работы и производительности труда, обеспечения бесперебойности производственных процессов.

Аутсорсинг бухгалтерских, юридических, IT, логистических, PR и маркетинговых услуг распространен уже достаточно широко. Все чаще, хотя не в полной мере и недостаточно решительно, используется аутсорсинг вспомогательных функций на промышленных предприятиях. Очень востребован аутсорсинг персонала для проектных или сезонных работ.

Но говорить о полномасштабном использовании этого инструмента в отечественном бизнесе еще рано. Рынок аутсорсинга продолжит расти. IT-провайдеры, например, заявляют о 25% росте продаж, а поставщики услуг в области бухгалтерского обслуживания предполагают увеличивать объемы на 5–15% в год. Но в целом объем рынка вряд ли принципиально изменится, скорее всего, произойдет лишь некоторое перераспределение ролей.

Требования к провайдерам аутсорс-услуг несомненно вырастут. Одной из ключевых тенденций станет большая специализация провайдеров, сегментация по направлениям предлагаемых услуг. Это общемировая практика – везде есть провайдеры, считающиеся гуру в конкретных сферах. Крупные российские провайдеры, в принципе, могут предложить достаточно широкий спектр аутсорс-услуг, но даже они заявляют о планах по концентрации усилий на одном или нескольких направлениях, по которым у них накоплен наибольший опыт.

С учетом возросших требований к эффективности часть провайдеров, предлагавших ранее аутсорсинг промышленного персонала, может уйти с рынка или перепрофилироваться. Это направление всегда было «высшим пилотажем». Здесь требуется виртуозное владение искусством управления человеческими ресурсами и издержками, а доля обязательных расходов (медицинские осмотры, транспортное и материально-техническое обеспечение, мероприятия по охране труда) достаточно велика по сравнению с организацией аутсорсинга офисных, поддерживающих функций. Провайдер индустриального персонала должен быть мастером в искусстве администрирования, диспетчеризации процессов – неправильно сформированные графики, нелогичное планирование могут стать фатальными и нисколько не помочь, а даже навредить работе заказчика. И, разумеется, только очень крупные провайдеры смогут за счет объема работ снизить неизбежные траты по организации промышленных бизнес-процессов.

Серьезную роль в перераспределении сил на рынке аутсорсинга сыграет и вводимый с нового года закон о заемном труде. Вступление в силу этого документа приведет к «чистке рядов». Существование недобросовестных провайдеров привело к принятию закона, к окончательной формулировке правил игры. Остается сказать спасибо этим серым и черным игрокам и попрощаться с ними.

Одно из требований нового закона – субсидиарная ответственность заказчика и провайдера по отношению к работникам. Теперь заказчик вынужден будет заплатить внешним сотрудникам, которых «кинул» провайдер, а это означает, что требования к репутации и надежности поставщиков аутсорс-услуг увеличатся многократно.

Кроме дифференциации провайдеров по направлениям изменится и сам характер услуг: серьезные компании будут предлагать комплексный аутсорсинг бизнес-процессов и функций. Мелкие игроки – по некоторым оценкам, это приблизительно 12% всего объема рынка, – скорее всего, не справятся с административной, финансовой и налоговой нагрузкой и уйдут с рынка.

Действительно эффективный аутсорсинг предполагает очень высокий уровень сотрудничества провайдера и заказчика. И как в любом альянсе, требуется обоюдная готовность к совместной работе. Обе стороны должны быть готовы слушать и слышать друг друга, принимать совместные обдуманные и взвешенные решения в любых ситуациях, что называется, «в счастье и в горе».

Незатейливые, «окрашенные» в разные оттенки серого поставщики услуг, работающие по старинке, а иногда и просто нелегально, уходят в прошлое. Аутсорсинг станет прерогативой профессионалов-экспертов. В полной мере воспользоваться всеми преимуществами работы с такими профи смогут только компании с высоким уровнем организационной культуры. Речь идет в первую очередь о стабильности и проработанности всех процессов, наличии четких стандартов работы и внятных критериев результативности, целостности и непротиворечивости систем менеджмента и планирования. Неразвитость и нелогичность бизнеса, отсутствие сбалансированности в отношениях со всеми подрядчиками не позволят даже самому продвинутому и опытному провайдеру полноценно встроиться в общий процесс работы.

Руководитель направления Business Resources кадрового агентства «Юнити», один из ведущих экспертов рынка комплексных решений и аутсорсинга бизнес-процессов. Работала в ManpowerGroupSolutionsRussia сначала на позиции менеджера по работе с клиентами, далее заняла пост директора. Является инициатором перехода от простого процесса предоставления персонала к многофункциональному сервисному обслуживанию клиентов. Общий стаж работы на кадровом рынке более 20 лет. Кандидат химических наук.

Татьяна Голубина
Фото: Фото предоставлено Татьяной Голубиной
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления