В Москве, в главном здании Театрального музея имени А. А. Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/12), открылась выставка «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники». Церемония открытия прошла накануне дня рождения Наума Орлова и была очень многолюдной. В ней приняли участие многие известные театральные деятели столицы, в том числе бывшие челябинские актеры, которые сегодня живут и работают в Москве, Петербурге. Из Челябинска также приехала большая делегация во главе с губернатором области Борисом Дубровским.
Память о тех, кто делает русский театр
Главное здание Государственного театрального музея находится в одном из красивейших старинных особняков Замоскворечья (станция метро «Павелецкая»). Дом был построен в 1896 году по эскизам архитектора Карла Гиппиуса для семьи промышленника, мецената, коллекционера Алексея Бахрушина. Современники называли этот особняк «Версалем на Зацепе». И сегодня это действительно настоящий театральный Версаль. Коллекция Алексея Бахрушина еще при его жизни и по его желанию обрела статус музея государственного значения и была признана богатейшим собранием театральных раритетов.
Челябинская выставка открылась 19 февраля в самом большом зале главного музейного здания, а именно в бывшем каретном сарае особняка, который не так давно был отреставрирован и сегодня отвечает всем требованиям современного музея. По словам одного из кураторов выставки Александра Рубцова (в прошлом артиста Челябинского драматического театра), изначально предполагалось открыть выставку в небольшом зале главного здания, но от идеи пришлось отказаться, потому что выставка получилась большой. И сразу надо заметить, очень элегантной, многослойной, ярко раскрывающей волшебство театра, талант режиссера, художников, бутафоров, костюмеров – всех, кто был причастен к спектаклям Наума Орлова.
Наум Юрьевич был хорошо известен в российских театральных кругах. Не только потому, что многие годы входил в состав коллегии СТД СССР, а затем – России, в комитет по присуждению государственных премий в области театрального искусства; он дружил со многими столичными режиссерами, художниками и актерами; его талант был признан.
«Я не мог не прийти на эту выставку, потому что с челябинским театром связана большая жизнь Малого театра, потому что я хорошо знал Наума Орлова, мы дружили, – сказал на открытии выставки народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. – В 1941 году Малый театр был эвакуирован в Челябинск, и актеры нашли приют в домах челябинцев. Через много лет, еще при Михаиле Ивановиче Цареве, было решено, что наш театр каждые пять лет будет приезжать на гастроли в Челябинск, что мы и делаем с большим удовольствием. Мне очень нравится челябинский театр, Науму Орлову удалось сделать его настоящим домом для актеров. Он был не только прекрасным режиссером, но и прекрасным человеком. И это замечательно, что сегодня театр назван его именем. Всем известно, что в Челябинске развита тяжелая промышленность, но я хочу подчеркнуть, что Челябинск – это еще и театральный город. И большая в том заслуга Наума Орлова».
Народный артист России, создатель и руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский заметил: «Мы дважды были на гастролях в театре. И я понял, что там сохраняются традиции Наума Орлова. Прекрасно, что музей сделал эту выставку, такие выставки объединяют людей театральной России. Посмотрите на эти работы – это настоящие мастера своего дела, эти художники. Наше искусство мимолетно, но такие выставки позволяют сохранить память о тех, кто делает русский театр».
Прекрасный союз
В музее имени Бахрушина челябинскую выставку считают очень важным проектом. Не только потому, что такие выставки объединяют театральное пространство России в единое целое, но и потому, что эпоха Наума Орлова сделала челябинскую драму одним из театральных центров страны.
По воспоминаниям Александра Рубцова, когда в 90-е годы знаменитый продюсер Йохан Хан пригласил на гастроли в Германию Челябинский драматический театр, то один из высокопоставленных чиновников в Москве задал ему вопрос: «Почему такие приоритеты Челябинску»? На что продюсер ответил: «Метрополия в этом году в Челябинске». Дело в том, что спектакли «Самоубийца» (по пьесе Эрдмана) и «Антихрист» (по произведению Мережковского), которые стояли в афише германских гастролей, в то время гремели в России.
«В истории Челябинского драматического театра немало событий, которые поднимали русский театр вообще на немыслимые высоты, – сказал заместитель генерального директора музея имени А. А. Бахрушина Александр Рубцов. – И для первого театрального музея мира – а нашему музею в этом году исполняется 123 года – большая честь представить такой коллектив, где создавались уникальные театральные проекты».
На выставке в Бахрушинском музее в макетах и эскизах, костюмах и реквизите, фотографиях и видеозаписях представлены самые известные спектакли, созданные Наумом Орловым и художниками Татьяной Сельвинской, Валентином Александровым, Яковом Корсунским, Леонидом Рошко, Тимуром Дидишвили, Еленой Луценко и другими.
«Посмотрите, какие это были прекрасные спектакли, – отметил во время церемонии открытия выставки председатель комиссии по сценографии СТД России, народный художник РФ, действительный член Академии художеств Станислав Бенедиктов. – И надо было видеть, с какой радостью Татьяна Сельвинская всегда собиралась в Челябинск, чтобы работать над новыми спектаклями. Чувство необыкновенной любви к театру, к зрителям объединяло этих людей. Сегодня я привел сюда, на открытие этой выставки, своих учеников школы-студии МХАТ для того, чтобы они почувствовали, что значит союз двух творцов – художника и режиссера. Прекрасно, когда талант оставляет такой след в истории. Прекрасно, что с такой теплотой Наума Орлова вспоминают и в Челябинске, и в Москве. Прекрасно, что такую выставку сделал Бахрушинский музей и мы увидели эти замечательные эскизы, макеты, костюмы… Для нас эта информация, эти впечатления незаменимы».
По словам известной московской художницы Татьяны Сельвинской, которая сделала с Наумом Орловым множество спектаклей и которую часто называли музой Орлова, работать с Наумом Юрьевичем было невероятно легко: «У него была особая манера работы с художником. Я сочинила декорации к “Гамлету”, “Маленьким трагедиям” к нескольким спектаклям по Чехову и показала их Шапиро (Адольф Шапиро, известный режиссер. – Прим. авт.), который сказал, что этого режиссеру показывать нельзя, что режиссеры любят все сами придумывать. Но Наум брал мое оформление, ничего не меняя!
Нашим первым с ним спектаклем был “Иосиф Швейк против Франца Иосифа”. Я предложила сделать его в жанре цирка, и он сделал нечто фантастическое! Швейка играл замечательный актер Александр Михайлушкин, спектакль шел 17 лет. С этого спектакля я влюбилась в этот театр, дружила с актерами, водитель театра отбил мои картины у грабителей, когда вез их в Челябинск на выставку.
Челябинск обожал Наума. Он умер 1 августа, 11 августа театр назвали его именем. Площадь перед театром во время похорон не вместила всех, желавших проститься, это были просто королевские похороны».
Магия театра Наума Орлова
Название выставки «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники» предложил генеральный директор музея имени А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
«Одной из главных традиций русского психологического театра всегда было воззвание к доброму в человеке, – сказал он в своем приветствии. – Эту традицию ярко воплощал в своих работах Наум Орлов. И то культурное пространство, которое было сформировано Орловым в Челябинске, оказывало влияние на все культурное пространство России. Эта энергия жива до настоящего времени – выставка яркое тому подтверждение. Несмотря на то, что наш каретный сарай – самый большой зал музея, есть ощущение, что мы отразили здесь лишь малую толику той громадной эстетической воли режиссера Наума Орлова, его художественной стратегии. Здесь представлена целая палитра театральных художников, которая удивляет, покоряет своей многогранностью. И это не случайно – такой многогранной личностью был сам Наум Орлов».
По словам искусствоведа Театрального музея имени А. А. Бахрушина Татьяны Батовой, челябинская выставка будет интересна не только театральным кругам, но самым обычным посетителям: «Потому что с ними мы будем говорить о том, что такое театр, из чего состоит это волшебство».
Необходимо сказать, что Бахрушинский музей пользуется большой популярностью у москвичей и гостей столицы. Это можно было наблюдать в те дни, когда челябинская выставка монтировалась.
«За эти два дня, что мы готовили здесь выставку, я поняла – музей востребован, – рассказала вдова Наума Юрьевича Роза Орлова. – Здесь двери не закрываются, дети и взрослые идут бесконечным потоком, как в метро, все кипит. Это замечательный какой-то всплеск интереса к музею, и заслуга в этом его сотрудников».
На церемонии открытия выставки директор Челябинского драматического театра Елена Петрова также отметила: «Челябинские журналисты задавали вопрос: а знает ли московская публика Наума Орлова, будет ли эта выставка публике интересна? Сейчас я могу уверенно сказать, что Наума Юрьевича помнит и любит театральная Москва, а обычным посетителям эта выставка раскроет магию его театра. Такие проекты действительно позволяют сохранять настоящий репертуарный театр России и его традиции».
Церемония открытия выставки началась с видеозаписи интервью Наума Орлова, с его слов о любви к театру и о любви к актерам. Именно эти слова заставили губернатора Челябинской области Бориса Дубровского взять слово.
«Я не собирался выступать сегодня, не думаю, что вам – профессионалам, которые погружены в эту работу, – было бы интересно мое мнение по поводу выставки, – сказал Борис Дубровский. – Но меня заставили выйти к микрофону слова Наума Орлова о любви. Он сказал “надо любить актера”. В принципе, все гениальное просто – чтобы у нас все получилось, надо любить человека, любить друг друга, быть терпимее. Это работает всегда. Именно этим славится и русский театр. Хочу сказать всем, кто участвовал в создании этой выставки, большое спасибо за внимание к Челябинску. Город у нас действительно театральный, и мы сегодня решили сделать театральный музей у себя, найдем здание и будем открывать такой музей».
Напомним, выставка «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники» продлится в Москве до 13 марта. В экспозиции представлены экспонаты из музея Челябинского драматического театра, Челябинского областного музея изобразительных искусств, из коллекций Антона и Елены Сластниковых, Олега Петрова, Валентина Александрова, Татьяны Сельвинской, Тимура Дидишвили. На открытии выставки шел разговор о том, что ее нужно перенести и показать в Челябинске. Вероятно, так оно и будет.
Фото: Фото автора