В челябинском краеведческом музее открылась персональная выставка фоторепортера 74.ru Олега Каргаполова. Динамичная, стильная, мощная. Были времена, когда Олег увлекался пейзажной фотосъемкой, потому что и тогда, и теперь любит покорять горные вершины. До сих пор он неравнодушен и к постановочной съемке, в центре которой – фотомодель. Но все, кто брал слово на открытии выставки, говорили об Олеге как о сильном фоторепортере. А репортер в сфере фотографии – спец высшего пилотажа. О том, как становятся репортерами, мы говорили с фотографом Олегом Карагаполовым.
– Олег, это первая персональная?
– Такая – первая. Мне хотелось показать именно репортажные снимки, поскольку много лет я работаю фоторепортером в СМИ. Правда, как сказал Владимир Богдановский, после этой выставки надо забыть обо всем, что сделано, чтобы не возникло чувство самоуспокоения.
– 56 снимков – как единый полет. Сколько же времени было потрачено на то, чтобы отобрать их из огромной массы других фотографий?
– Работа началась в январе. Непросто это было. Отобрал около 300 снимков. Окончательный отбор делался уже не мной. Моими друзьями – хорошими профессионалами. В 50 не уложились. Получилось 56 снимков крупного формата.
– Выставка еще и юбилейная. Как фоторепортер ощущает себя в 50? Профессиональный опыт окрыляет, или это тяжелый туристский рюкзак за спиной?
– Проснулся, огляделся, все по-прежнему. (Смеется.) Опыт – вещь ценная. Не только в профессии, но и в работе над собой. Он не позволяет уснуть на лаврах.
– Если бы тебе не пришлось работать в СМИ, получился бы из тебя фоторепортер?
– Когда-то я очень даже болел модельной фотосъемкой. Но это с течением времени у многих фотографов проходит. Нет, я точно так же восхищаюсь женской красотой и сегодня. Мне вообще нравится снимать людей. И я считаю, что некрасивых людей не бывает. Важно уметь раскрыть эту красоту. А пейзаж, горы – это даже не увлечение, это был стиль жизни. Я занимался альпинизмом. А когда ты идешь в горы, не снимать невозможно.
Выставка Олега Каргаполова в Челябинском краеведческом музее продлится до 10 апреля.
– Вкус к репортажу появился в «Вечерке»?
– Динамика мне нравилась всегда. Но отточить репортерские приемы, получить все необходимые навыки позволила работа в газете «Вечерний Челябинск». Жесткий ритм, жесточайшая критика коллег по цеху. Иной раз было даже обидно. Но каждый раз я заставлял себя забыть обиды, анализировал, советовался. Здорово мне помогли Сергей Григорьевич Васильев, Борис Каулин, Александр Кондратюк. Мы тогда сидели на одном этаже – фотографы «Челябки» и «Вечерки» – диалог был всегда дружеский. Хоть нас и называли конкурентами, но мы-то знали, что это не так. Мы всегда делились успехами и неудачами, общались, давали друг другу оценку, порой, не стесняясь в выражениях. Это было ценно. Это был маленький фотоклуб. (Смеется.)
– Без сообщества стать мастером невозможно?
– Нельзя вариться в собственном соку. Без критика даже гений не обходится. Главное, чтобы это была критика, а не критиканство. Приятно на выставке было услышать оценку профессионалов.
– Фотографии ты учился еще и в Тарту, насколько важно фотографу иметь диплом?
– Во всех ведущих мировых столицах есть свои высшие школы фотографии. И это нормально. Это база, фундамент, в такой школе тебя банально натаскивают на то, до чего в фотоклубах или самостоятельно люди идут десятилетиями. Очень плохо, что в нашей стране развалили советскую школу фотографии. В Эстонии эта школа существовала при госуниверситете, и я ничуть не жалею, что потратил несколько лет на учебу там.
Я послал на конкурс фотографии, и мне сразу предложили поступить на второй курс. Серьезно фотографией я начал увлекаться в армии, а когда демобилизовался, год занимался в «Каменном поясе», доставал челябинских мастеров. А интерес к фотографии возбудил мой дед, у которого дома была своя фотолаборатория в кладовке. Мне нравилось смотреть, как он печатает фотографии, как из ничего появляется изображение. Со временем дед позволил мне делать это самостоятельно, правда, я был жутко нетерпелив...
– Твоя нетерпеливость, наверное, помогла перейти на цифру безболезненно?
– Я успел в «Вечерке» поработать с «мокрым» процессом. Километры пленки были отсняты. А на цифру я действительно перешел легко. Уверен, что сделать это можно в любом возрасте. Не верю, что тяжело освоить фотошоп и прочее. В любом возрасте можно учиться и совершенствоваться.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Юрия Ермолина, Анатолия Баскакова