Суд 31 марта огласил вердикт по уголовному делу в отношении двоих челябинцев о хищении более миллиона рублей со счетов благотворительных организаций и родителей тяжелобольных детей. Андрей Беспалов приговорен к четырем годам и штрафу в 100 тысяч рублей, Марат Мамлеев – к двум с половиной годам колонии-поселения. Почему кибермошенникам смягчили наказание, на что надеются потерпевшие, чего боятся в Сбербанке и как защититься от аферистов в Сети – в материале Chelyabinsk.ru.
«Андрей Беспалов изучил порядок копирования сим-карт и вывода денежных средств, разработал преступные схемы, выступал в качестве организатора, Марат Мамлеев был пособником – приходил с подложными копиями паспортов в офисы операторов сотовой связи за дубликатами сим-карт. Оба достоверно знали о характере похищаемых средств», – отметил в приговоре судья Курчатовского райсуда Евгений Воробьев.
Суд установил, что преступления 30-летний Беспалов совершал с декабря 2013 года, в 2014 году привлек в качестве пособника своего знакомого – 26-летнего Марата Мамлеева. Сообщники работали по постоянной схеме: первый разыскивал в СМИ и соцсетях информацию о сборе средств на лечение тяжелобольных детей, затем использовал номера телефонов и реквизиты счетов. Через знакомых работников операторов связи Беспалов узнавал паспортные данные владельцев номеров, затем фабриковал доверенность на изготовление дубликата сим-карты; Мамлеев подделывал копии паспортов и шел с ними в салоны сотовой связи. Работникам операторов было запрещено проводить манипуляции с сим-картами без наличия паспорта, но они не обращали на это внимание и выдавали Мамлееву «восстановленную» сим-карту, а прежнюю блокировали. С помощью новых сим-карт Беспалов и Мамлеев похищали средства, находившиеся на мобильных телефонах, счетах граждан в ОАО «Сбербанк России», в электронных кошельках Qiwi, WebMoney и других.
Задержали кибермошенников в июле 2014 года сотрудники отдела «К» ГУ МВД по Челябинской области.
Суммы хищений составили от пяти тысяч до 300 тысяч рублей. В большинстве случаев денег, собранных благотворительными фондами и неравнодушными людьми, лишались онкобольные малыши, дети, страдающие тяжелыми врожденными заболеваниями. Один из детей, чья мать сегодня добивается строгого наказания для аферистов, скончался от рака, после того как средства на его лечение были похищены.
При вынесении приговора суд учел ряд смягчающих обстоятельств: в частности, явку с повинной и возмещение ущерба. Отягчающих обстоятельств не установлено. Защита просила суд переквалифицировать статью и формулировки, а также освободить Беспалова от наказания по нескольким эпизодам в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Подсудимые воздерживались от комментариев на протяжении всего судебного заседания, а после перерыва, когда в зал запустили операторов телеканалов, накинули на головы капюшоны и прослушали резолютивную часть приговора, опустив головы.
«Прокуратура просила четыре года Беспалову, Мамлееву – три года, обоим – колонии общего режима, также просили оставить в приговоре состав организованной группы, но суд этот квалифицирующий признак не оставил и назначил наказание меньше, – отметила помощник прокурора Курчатовского района, гособвинитель Диляра Хатипова. – Беспалов также был освобожден от наказания по нескольким эпизодам, так как истек срок давности – два года. Суд учел отсутствие судимостей, явку с повинной Беспалова – он подробно рассказал на допросах детали преступлений. Приговор получим, изучим, при необходимости обжалуем. По уголовному делу проходило 13 потерпевших, по большему количеству у нас нет информации».
Потерпевшими по делу проходили 13 человек.
Сами потерпевшие о желании, чтобы приговор был обжалован, не заявили, но выразили надежду, что аферистам все же ужесточат наказание.
«У нас больные дети, времени нет на хождение по судам, – сказала потерпевшая Екатерина Гусева. – Ну добавят им полгода, это ничего не изменит. Ущерб не они возместили, а Сбербанк и сотовые компании, а осужденные уже потом возвращали деньги компаниям. Хочется верить, что срок не зря для них пройдет, и они смогут там подумать и переоценить свои ценности».
Потерпевший Юрий Гарифуллин отметил, что от действий хакеров могли пострадать сотни, но просто это сложно было доказать: «Да и не все писали заявления, не все обращались. А у Беспалова была Infinity, в которой его и задержали, это же что-то говорит о доходах».
«Если бы я не обратилась за помощью на 74.ru, Сбербанк бы не сделал ничего, не вернул бы нам деньги, хотя я ходила к ним и писала заявление, – добавила Екатерина Гусева. – После обращения к журналистам позвонили из пресс-службы банка в Екатеринбурге и просили не упоминать их название, и договорились о возврате средств».
«К сожалению, появление новых технологий не оставляет равнодушными различного рода мошенников, не обремененных понятиями о чести и достоинстве, внутренней моралью и самоуважением. Именно с таким безнравственным явлением пришлось столкнуться нашим клиентам в Челябинске, – отметили в пресс-службе Уральского банка Сбербанка. – Несмотря на то, что вины банка в произошедшем не было, в случае с Екатериной Гусевой мы пошли навстречу клиенту и вернули средства. Длительность рассмотрения ее обращения была связана с тем, что по законодательству банк не наделен полномочиями правоохранительных органов для получения информации от сторонних организаций, поэтому требовалось дополнительное время на урегулирование вопросов с оператором мобильной связи. Мы предпринимаем все усилия, чтобы исключить вероятность совершения мошеннических действий по отношению к владельцам банковских карт. Чтобы защититься от мошенничества, мы можем рекомендовать клиентам при сборе пожертвований либо не указывать номер своего сотового телефона, либо завести себе вторую сим-карту, к которой не будет «привязан» банковский счет, и в любом информационном пространстве, включая соцсети, публиковать только его».
Пострадавшие также отметили, что не все истории закончились благополучно: «Ковалевы, у которых девочка умерла, прошли через шесть судов, и Сбербанк наглухо в защиту встал – "докажите, что это из-за нас". И не могли доказать ничего, банк не боится суда, они боятся только СМИ. А «Билайн» поступил прилично – возместить нанесенный нам ущерб они заставили своих сотрудников, которые нарушили правила и предоставляли аферистам информацию и меняли сим-карты по копии паспорта. То есть те три тысячи, которые у меня так пропали, сотрудница «Билайна» вернула из своих средств. Зато МТС, с чьей симки были уведены большие суммы, открестился от своих салонов. Но после нашей истории операторы запретили по всему Уральскому региону блокировать сим-карты по доверенности».
Фото: Фото автора и Олега Каргаполова