Город Диана Циринг, ректор Челябинского государственного университета: «Я благодарна коллективу университета за проделанную работу и горжусь ее результатами»

Диана Циринг, ректор Челябинского государственного университета: «Я благодарна коллективу университета за проделанную работу и горжусь ее результатами»

В этом году Челябинский государственный университет отметит сорокалетие. Какова стратегическая программа развития одного из самых крупных вузов Южного Урала сегодня? С какими результатами работы он встречает юбилей? Об этом и многом другом мы говорили с гостем нашей редакции, ректором ЧелГУ Дианой Циринг.

Наука в приоритете

– Хотелось бы начать разговор с вопроса создания опорного вуза на базе ЧелГУ и ЧГПУ, он остался открытым?

– Предусмотрено три этапа реализации проекта Минобрнауки России, который ориентирован на повышение эффективности работы вузов. Напомню: те, кто готов объединяться и создавать более крупные, сильные университеты, включаются в особую программу, предполагающую дополнительное финансирование и возможности реализовывать образовательные программы по новым стандартам. Эти преимущества позволяют сделать шаг вперед и опередить многие вузы в развитии.

Первый этап пройден, итогом стало получение статуса опорных 11 университетами России. Предполагается, что в следующем этапе примет участие большее количество вузов. Но, как это обычно бывает, на каждом следующем этапе финансирование становится более скромным, поэтому наше стремление попасть в первую волну объединения было связано еще и с этим.

Министерство продолжает детально прорабатывать нюансы работы опорных вузов. В частности, разрабатывается система показателей эффективности деятельности их руководителей – с учетом потребностей конкретного региона и специфики самих университетов. По словам министра Дмитрия Ливанова, в 2016 году их будет 20, в 2017-м – около 30 вузов, к 2020 году опорные вузы должны появиться во всех регионах.

– Вы эту идею будете отстаивать или видите сегодня иное направление для развития университета?

– Будем ориентироваться на ситуацию, потому что условия проведения этого конкурса могут измениться. До сегодняшнего дня в нем могли участвовать государственные вузы и те, что не находятся на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а также не входящие в «Проект 5-100». Есть основания полагать, что на втором и третьем этапах университетам позволят входить в этот конкурс и без объединения.

Пока же можем заверить своих абитуриентов и студентов: как бы там ни было, ЧелГУ сохраняет свою самостоятельность.

– Каким видите дальнейшее развитие университета?

– Для того, чтобы вуз был успешным, его выпускники должны быть востребованы. Именно поэтому развитие университета коррелирует с инвестиционной политикой региона, ключевыми тенденциями в сфере экономики и промышленности, потребностями местных работодателей. Сорок лет назад ЧелГУ создавался как вуз, формирующий интеллектуальную, управленческую элиту. Сегодня среди наших выпускников много руководителей и в административных структурах, и в научной среде. Такой эффект возможен только благодаря синергии качественного образования и мощного научного потенциала. Убеждена, уровень научных исследований в вузе неизменно сказывается на качестве подготовки будущих специалистов, делая изучение предметов более углубленным, а кругозор студентов – шире. Поэтому так значимо поощрение научных проектов и привлечение к работе «болеющих» за науку преподавателей, а также воспитание интереса к науке в подрастающем поколении.

Сегодня мы намерены усиливать имеющиеся научные направления и искать новые возможности, поощряя сотрудников к научной работе. Университетом созданы внутренние фонды, за счет которых мы поддерживаем разработки, публикации в научных журналах, поездки сотрудников на международные научные конференции. Особое внимание в ЧелГУ уделяется молодым ученым. В прошлом году мы получили дополнительные субсидии на приобретение оборудования для лабораторий, которое используется и для образовательного процесса, и для научных исследований. В этом году вузом вновь получены такие средства. Вкупе с вузовской политикой информатизации основных видов деятельности университета и существенным укреплением материально-технического оснащения это поддержит наши научные школы.

Расширяются наши международные связи в научном сообществе. В этом году в ЧелГУ был учреждён «Челябинский физико-математический журнал», к сфере интересов которого относятся научные работы по математике, механике, физике, астрономии, информатике, вычислительной технике и управлению. В редакционный совет и редколлегию вошли ведущие сотрудники нашего университета, а также авторитетные учёные из различных научных институтов и вузов России и мира. Среди них – известные специалисты из Японии, Италии, Германии, США, Мексики, Ирландии, в том числе несколько выпускников ЧелГУ.

Поддержка научного потенциала

– Сегодня страна переживает непростой период в экономике, политики много говорят о необходимости стимулировать развитие отечественной науки. Чувствуется ли интерес к университетской науке и в чем это выражается?

– Государственная поддержка в последние годы стала более ощутимой. Российский научный фонд выделяет довольно крупные суммы на поддержание научных исследований, в том числе университетских. Финансирование Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда не столь масштабно, но не менее значимо для ученых. Это позволяет проводить серьезные исследования, приобретать оборудование, участвовать в международных мероприятиях.

Статусными являются гранты президента Российской Федерации, которые получают проекты молодых ученых. В этом году в ЧелГУ отличились физики Владимир Соколовский, Полина Майер, Александр Майер и журналист Анна Морозова.

Так называемый мегагрант, 90-миллионный грант правительства РФ, осваивает лаборатория квантовой топологии математического факультета. Он был получен впервые в истории южноуральских вузов. Исследования, связанные с созданием принципиально новых компьютерных технологий, возглавляет член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор ЧелГУ Сергей Матвеев.

Так что нам есть чем гордиться и за что благодарить наших ученых и фонды. Наши преподаватели стали в этом году обладателями грантов РФФИ, РНФ, РГНФ, получили гранты фонда Потанина, например, на проектирование инклюзивной информационно-образовательной среды вузов. Так как в ЧелГУ развиты фундаментальные направления научных исследований, год за годом нам обеспечивается финансирование целого ряда проектов.

– Какое место в университете отведено гуманитариям?

– Это одно из наших сильных направлений. Филологи и историки ЧелГУ почти сорок лет считаются ведущими специалистами в регионе, занимая ключевые посты не только в организациях и ведомствах, но и насыщая кадрами вузы области. Наравне с ними ценятся юристы, управленцы, экономисты, лингвисты, журналисты, педагоги и психологи, выпускники факультета Евразии и Востока.

Центром гуманитарного образования ЧелГУ становится третий корпус, переживающий сейчас впервые за многие годы существенное обновление. Здесь расположены историко-филологический факультет, факультет Евразии и Востока и факультет журналистики. Сегодня в самом разгаре его модернизация: уже проведены масштабные ремонтные работы, закуплено оборудование, запущены межфакультетские проекты.

Взаимные интересы

– Если говорить о подготовке специалистов, насколько расширилось сегодня сотрудничество ЧелГУ с предприятиями нашего региона?

– В прошедшем году ЧелГУ вошел в число вузов, готовящих кадры для ОПК, хотя наша работа на оборонку длится уже много лет. Мы проводим совместные научные исследования и опытно-конструкторские разработки, курсы повышения квалификации, организуем учебные практики с целым рядом предприятий: РФЯЦ – ВНИИТФ имени академика Е. И. Забабахина, ПО «Маяк», заводом «Прибор», автомобильным заводом «Урал».

Один из давних партнеров ЧелГУ – государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева». В 1996 году в Миассе при поддержке бюро был открыт наш филиал, где сегодня получают образование более тысячи человек. Здесь востребованы студенты ЧелГУ – специалисты по механике сплошной среды, аэро- и гидродинамике, газовой динамике, теории горения, теплообмена, математическому моделированию сложных физических процессов. На базе предприятия успешно действует кафедра прикладной механики.

Активно развивается партнерство ЧелГУ с машиностроительным союзом, которое направлено на повышение качества образования, подготовку готовых специалистов.

– На что вы ориентируетесь, создавая новые специальности?

– Мы стараемся чутко реагировать на запросы рынка труда, предвосхищать их. В числе новых образовательные программы: «Водные биоресурсы и аквакультура», «Историческая информатика», «Гистология и гистологическая техника», «Биологические методы в криминалистике», «Сурдоперевод со знанием иностранного языка», «Клиническая психология в здравоохранении и образовании», «Международные отношения (с изучением персидского языка)». Инновационные магистерские программы предлагает факультет журналистики: совместно с факультетом Евразии и Востока он открывает набор на «Международную журналистику», а с историко-филологическим факультетом – «Креативные технологии в словесном творчестве и журналистике». Всё это расширяет перспективы наших выпускников, трудоустроенность которых и сегодня высока.

– Известно, что вы собираетесь включить в программу изучение персидского языка.

– Иран плотно включился в политический контекст, поэтому мы вводим в образовательный процесс изучение персидского языка – неотъемлемого инструмента продуктивного сотрудничества двух стран. В прошлому году в рамках визита в Челябинскую область университет с открытой лекцией посетил посол Ирана Мехди Санаи, поддержавший нас в организации сотрудничества с Ираном в образовательной сфере. Ему очень понравился наш университет и заинтересованность студентов в изучении Востока. После его визита наш факультет Евразии и Востока инициировал активное взаимодействие с посольством в Москве, Культурным представительством при посольстве, Зенджанским университетом, активизировал сотрудничество с УрФУ по обмену опытом.

В декабре 2015 года по приглашению посольства декан факультета приняла участие в ежегодном Всероссийском форуме иранистов в Москве. Сегодня вуз включен в различные мероприятия и проекты, реализуемые посольством. В январе этого года двое наших студентов прошли отбор на стажировку по персидскому языку в университете Алламе Табатабаи, что позволило им уже сейчас получить приглашение на трудоустройство в качестве переводчиков, а нам – заключить с вузом меморандум о сотрудничестве. В феврале студенты провели первые мастер-классы для жителей Челябинской области в рамках фестиваля национальных культур Cultfest. Сейчас мы рассматриваем предложение об открытии Центра персидского языка и культуры на базе университета. Поданы документы на участие студентов и преподавателей в научных конференциях. В марте во время визита в Иран делегации Челябинской области под руководством губернатора Бориса Дубровского мы подписали меморандумы о сотрудничестве с руководством Университета Алламе Табатабаи и Зенджанского университета. Несомненно, они будут способствовать установлению сотрудничества в образовательной, научной и культурной сферах, развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов наших стран.

– Год назад в ЧелГУ возобновил работу Университетский образовательный округ, какие проблемы он решает?

– Эта программа построена на взаимных интересах – не только мы хотим получить хорошо подготовленных абитуриентов, но и для школ важен живой интерес к знаниям, получению образования.

Партнерство объединяет министерство образования и науки Челябинской области, управление по делам образования Челябинска, Челябинскую областную организацию профсоюза работников народного образования и науки и ЧелГУ. При этом наши преподаватели помогают развить стремление к получению новой информации, сформировать у них исследовательские интересы. Выстроена целая система работы со школами: университет проводит Фестиваль науки для детей, в течение года работают Детский и Воскресный университеты, НОУ «Малая академия». Спектр дисциплин довольно большой: физика, математика, экология, филология... Мы пробуем разные формы работы с детьми, и им нравятся наши занятия.

Сохранить и приумножить

– Скажите, а вы на посту ректора продолжаете свою научную работу?

– Недавно мы завершили двухлетний проект, который финансировался Российским гуманитарным научным фондом. Он направлен на исследование особенностей семейных взаимоотношений, которые приводят к формированию беспомощности у детей и подростков. Были получены интересные результаты, которые позволяют при консультировании родителей корректировать процессы взаимоотношений в семье. Изначально исследование носило фундаментальной характер, но мы получили практический результат, который можно рассматривать как хорошее подспорье и для практикующих психологов, и для думающих родителей.

– Вы возглавляете ЧелГУ полтора года. Какими из достигнутых за это время результатов вы особенно довольны?

– Одной из первоочередных задач стало сохранение филиалов университета в Миассе, Троицке и Казахстане. Зачастую сильные филиалы в небольших городах дают толчок развития всей территории, утоляют кадровый голод, позволяют молодым людям оставаться на родине. Однако для сохранения Миасского филиала, который, к тому же, очень значим для оборонной промышленности, пришлось приложить большие усилия. Не секрет, что Министерство образования и науки РФ некоторое время назад взяло курс на увеличение эффективности филиальной сети в России, целью которого является повышение качества образования филиалов до уровня головных вузов. Поэтому мы тоже подняли планку: филиал сохранен, выведен из «красной зоны» и по научно-исследовательской деятельности, и по другим показателям.

Я благодарна коллективу университета за проделанную работу и горжусь ее результатами.

– Чем закончилась история с одним из корпусов Троицкого филиала? Его удалось сохранить в пользовании ЧелГУ?

– Администрация Троицка всегда ценила ЧелГУ за ту социальную значимость, который несет в себе наш филиал. В том числе это выражалось в предоставлении нам в безвозмездное пользование муниципальных площадей. В частности, нам передали часть Торговых рядов, здание, находящееся в реестре исторических памятников. Сегодня благодаря усилиям университета, областных и местных властей, общественности, благотворителей оно представляет из себя благоустроенный корпус, представляющий интерес не только для наших студентов, но и для жителей всего района. Дело в том, что помимо учебных аудиторий и лабораторий, здесь расположены научная библиотека, Музей Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, фонды которых по крупицам собраны горожанами. К счастью, несмотря на предъявленные претензии руководства Троицка относительно этого здания, нам вновь пошли навстречу.

Сейчас Троицкий филиал ЧелГУ – образовательный центр города, а его территория – украшение его исторического центра, место отдыха студентов и горожан. Для местной молодежи мы предлагаем широкие возможности, чтобы вырасти профессионально и применить полученные знания на благо родного края. В этом году мы открываем здесь специальность «Экономическая безопасность», которая на протяжении нескольких лет лидирует по популярности в головном вузе.

– Насколько значим филиал ЧелГУ в Казахстане?

– Это своего рода наш форпост, важный элемент интеграционных процессов России и Казахстана, сдерживающий при этом миграционные потоки. Это один из пяти филиалов российских вузов в республике.

В прошлом году в этом филиале насчитывалось около четырех тысяч студентов – цифра, сопоставимая с уровнем самостоятельного вуза. Он очень хорошо оснащен: имеет собственные учебные здания, физкультурно-оздоровительный комплекс, библиотеку и общежитие; прекрасно оборудован. В феврале открылся новый корпус, который уже обживают студенты и преподаватели кафедры филологии. При этом высокая квалификация преподавательского состава неоспорима.

Конечно, в межгосударственной деятельности неизбежны юридические нюансы. Требования к учебным заведениям в России и Казахстане предъявляются разные, и подчас они не могут быть выполнены одновременно. В результате таких различий в законодательствах двух стран возникла угроза для существования Костанайского филиала. Мы вынуждены были обратиться к министру иностранных дел России Сергею Лаврову, чтобы сохранить его. Осознавая значимость этого учебного заведения для обоих государств, Сергей Викторович оказал нам поддержку, лично включившись в переговоры с представителями Казахстана. Наш филиал является примером эффективного международного сотрудничества, центром продвижения русского языка и российской культуры за рубежом.

Двери открыты каждому

– Университет открыт горожанам?

– Всецело. В этом году город и его университет одновременно отмечают юбилеи. Челябинску исполняется 280 лет, ЧелГУ – 40. Мы неотъемлемая часть города, а потому стараемся предвосхищать его потребности.

Образовательные возможности ЧелГУ настолько широки, что позволяют решить множество задач. У нас открыты бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура. Больше двадцати лет мы занимаемся образованием людей с ограниченными физическими возможностями. Инклюзия предполагает их совместное обучение со здоровыми детьми, такой подход взаимообогащает студентов. Для старшеклассников, студентов и магистров вузов Челябинска у нас функционирует образовательный проект «Воскресный университет», предусматривающий лекции и мастер-классы ведущих ученых России.

Мы проводим сами и принимаем у себя мероприятия различного толка – от научных до творческих, и всегда рады гостям. Так, по нашему ботаническому саду, уникальному для Челябинска, проводятся экскурсии. Совместно с горожанами – нашими выпускниками и партнерами – мы заложили здесь в прошлом году Сад Победы.

В этом году на территорию ЧелГУ вернулась «Лыжня России» – всероссийская массовая гонка, инициатором проведения которой в Челябинске выступил когда-то именно коллектив нашего университета.

ЧелГУ всегда открывает двери, когда вуз навещают интересные гости: во время осеннего фестиваля науки у нас бывают медийные персоны, популяризирующие науку, и любой желающий может прийти и послушать их лекции. Мы встречали интеллектуала Анатолия Вассермана, космонавта, Героя Советского Союза Александра Волкова, телеведущего и путешественника Ивана Затевахина. В этом году своим вниманием университет почтил австрийский музыкант Луц Лесковиц, исполнивший концерт на скрипке Антонио Страдивари. На этот музыкальный вечер мы приглашали всех желающих.

Наши молодые ученые предложили сделать вуз местом проведения федерального образовательного проекта «Курилка Гутенберга», обладателя премии «Просветитель». Первая встреча состоится 9 апреля. Надеюсь, это заинтересует челябинцев, ведь мероприятия такого контента существенно повышают культурный и образовательный уровень.

Фото: Фото Олега Каргаполова

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления