Закрылся довольно симпатичный продовольственный магазин. Магазин был сетевым, а это значит, что перед его открытием была создана какая-то жесткая, успешная модель, которая не предусматривала такого печального конца. Сейчас говорят, что маркетологи сделали массу ошибок: в ценовой политике, в области ассортимента, в расположении товаров и так далее. Да и расположен этот магазин был не очень удачно. А конкуренция на рынке очень жесткая. Так что все – снимайте вывеску и зажигайте поминальные свечи. Похороны пройдут тихо, без музыки и поминальных речей. Сейчас, чтобы выжить на рынке, нужно предусматривать самые неожиданные, самые тонкие нюансы.
В 90-е годы, на заре нашего капитализма существовал термин «бизнес для души». Открывались небольшие, какие-то заведомо убыточные предприятия, которые финансировались за счет «основного» бизнеса: клубный ресторанчик – для друзей, салончик красоты – для жены, светский журнал – для собственного самолюбия. Все это быстро зачахло, и уже никто не помнит названия салонов, ресторанов и журналов, да и хозяева, позволившие себе эту роскошь, где-то тихо живут на крохи от старого капитала. Но ошибки, как ни странно, увы, никого не учат.
Рядом с моим домом расположен пивной магазин. Магазин, как ни странно, сетевой. Странно потому, что с недавних пор он превратился в частную лавочку. Ближе к вечеру в торговом зале собирается дружная и теплая компания. На прилавке стоит магнитофончик. Время от времени веселые ребята выходят на крыльцо, чтобы шумно поприветствовать приезжающих поддержать кампанию дам. Магазин, как и следовало ожидать, превратился в место встреч «для своих».
Что касается покупателей, то они решили, что принцип «место встречи изменить нельзя» пусть останется для кино, и протоптали дорожку чуть в сторону. Здесь открылся другой, тоже сетевой магазин с вышколенным персоналом. Цены – значительно выше, но народ теплое отношение к себе оценил. Что в итоге? В магазине «для своих» сейчас предлагают пять-шесть сортов пива. Закуски в виде воблы и сушеных кальмаров как-то «усохли». Я не удивлюсь, если через некоторое время вывеска с магазина исчезнет. И маркетологи здесь не при чем.
В радиусе 500 метров от моего дома расположено четыре парикмахерских. Казалось бы, в таких условиях нужно дрожать над каждым клиентом. Куда там! Представьте себе, что у хозяйки в салоне собираются дальние и ближние родственники, которые обсуждают семейные проблемы. «Дом-2» отдыхает! При этом хозяйка между делом хлебает «доширак» и качает коляску, в которой орет внучка. Вывеска над парикмахерской извещает, что здесь расположен салон красоты. Что сказать по этому поводу? Красота просто неописуемая. Но салон-то работает!
В расположенном неподалеку цветочном магазине продают прекрасные цветы. Но вот продавец магазина выходит на улицу покурить. И чувство прекрасного тут же начинает вянуть. У девушки длинное платье. Но недостаточно длинное, чтобы прикрыть носки (между краем платья и носками зазор сантиметров десять). На носках, в районе щиколоток машут крыльями какие-то экзотические бабочки. Девушка обута в сланцы, примерно в такие, которые я ношу в огороде. За прилавком, конечно, не видно. Но натуру не скроешь. И этот салон тоже работает, причем весьма успешно конкурируя с соседними цветочными магазинами.
Я уже отвык от очередей, хамства и непрофессионализма в сфере обслуживания. Запуская новый проект, бизнесмены стараются придумать какой-то новый, необычный формат, подобрать персонал, удивить качеством и разнообразием услуг, но... ошибаются, несут убытки, прогорают напрочь. И в это же время имеют место быть частные убогие магазинчики, «салоны» и заведения ниже трактирного пошиба, которые как-то выживают и худо-бедно кормят своих хозяев. Значит, и у таких предприятий есть свой потребитель со своими запросами и соответствующим уровнем культуры. До похорон им, наверное, еще далеко...
Фото: Фото автора