Выставка японской графики XVII-XIX веков как противовес сегодняшней суете открылась в Челябинском музее искусств на площади Революции, 1.
Графика эпохи Эдо носит название укиё-э. «... Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями клёнов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё-э...» – так в XVII веке сказал о «картинах ускользающего мира» японский писатель Асаи Рёи.
«Картины ускользающего мира» – это своего рода древняя рукотворная фотография, запечатлевшая жизнь горожан, битвы самураев, сцены с участием актеров театра кабуки, красоту знаменитых гейш, диковинные цветы и грациозность птиц... Кстати, с появлением фотографии искусство укиё-э ушло в историю.
Невероятно красивая цветная гравюра, популярная в Японии, не имела и не имеет аналогов ни в странах Востока, ни в мире вообще. Это одна из жемчужин, подаренных японцами всему свету. До сих пор шедеврами ксилографии таких мастеров, как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро восхищаются не только знатоки искусства, но и простые смертные, способные оценить настоящую красоту. Все они представлены в зале челябинского музея. Работы мастеров заставляют забыть о ритме современного города и вспомнить о настоящей красоте, которую мы перестали замечать.
Кстати, в эпоху Эдо и позднее укиё-э была необычайно популярна в самых разных социальных слоях Японии – ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов.
Подробности о выставке, которая продлится до 18 сентября, читайте на этой неделе в репортаже на Chelyabinsk.ru.
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте»
Фото: Фото Олега Каргаполова