Николай Горькавый, выпускник ЧелГУ, ныне работающий в NASA (США), доказал наличие антигравитации в рамках теории Эйнштейна. Теперь ученые, не прибегая к экзотическим теориям, смогут объяснить, как произошел Большой взрыв и за счет чего продолжает расширяться вселенная. Исследование нашего земляка опубликовал журнал Королевского астрономического общества, а издательство Оксфордского университета решило привлечь внимание к этой работе и обнародовало её популярное изложение. О том, как образовалась вселенная и что ждет ее в далеком будущем, – в интервью с ученым.
Астрофизик рассмотрел решение уравнений Эйнштейна для сжимающейся вселенной. Исследуя процесс в динамике – на примере слияния черных дыр, – Николай Горькавый сделал вывод, что при предыдущем коллапсе вселенной ее масса быстро превращалась в гравитационное излучение, из-за чего неизбежно возникла сначала очень сильная отталкивающая сила или Большой взрыв, а потом – слабая долгоживущая антигравитация или разбегание галактик. Таким образом, объясняет автор, наблюдаемое ускоренное разбегание вселенной можно объяснить в рамках единственной теории гравитации, которая многократно проверена на опыте, без привлечения «темной энергии» – экзотической материи с отрицательной массой или давлением.
– Как можно наглядно проиллюстрировать вашу теорию?
– Представим большую простыню, натянутую на огромный обруч, в центре которого лежит тяжелый шар. Воронка, которая образуется полотном – это модель гравитационного поля. Если бросить на простыню легкие шарики от пинг-понга, то они покатятся к центру, демонстрируя силу притяжения шара. Теперь представим себе, что вес тяжелого шара резко уменьшился – для иллюстрации дернем шар вверх с прикрепленным к ему полотном. В центре воронки вырастет пик, с которого шарики катятся в разные стороны – это и есть антигравитация. Важно, что волна по полотну идет с конечной скоростью. Можно просто взять простыню и, быстро двигая её край вверх и вниз, посмотреть – как по ней распространяются волны. Если поверхность убегающей от вас волны наклонена к вам – это гравитация, если от вас – то антигравитация. Примерно то же самое происходит во вселенной, только не с полотном, а с пространством-временем.
– Что мешало ученым обнаружить антигравитацию раньше? Нужна была новейшая техника или просто свежие мысли?
– Никакой новейшей техники не понадобилось. Понадобились не новые, а скорее старые мысли Эйнштейна. В 1916 году он опубликовал свою теорию гравитации, а в 1919-м немного изменил её, решив, что гравитационные волны не обладают гравитационной массой. Но к тому времени старая редакция общей теории относительности уже широко распространилась. Чтобы увидеть изменение точки зрения Эйнштейна, нужно было лишь внимательно прочитать статьи из его собрания сочинений. Проблема в том, что полного собрания сочинений ученого нет ни на одном из европейских языков, за исключением русского.
Избранные научные труды Эйнштейна издать можно быстро, но современные ученые не считают его работы достойными внимания. Вот он и отомстил за пренебрежение: большинство людей науки работает в рамках его теории в устарелой редакции. При этом никто не изучает тонкости теории Эйнштейна – все устремились создавать свои, совершенно фантастические теории, которые нарушают законы сохранения энергии и даже законы здравого смысла. Все, что мы сделали с Александром Васильковым, ведущим научным сотрудником научной группы спутника «Аура» (НАСА), – аккуратно рассмотрели теорию Эйнштейна в редакции 1919 года, где возможна переменность гравитационной массы. Здесь и нашлась антигравитация.
Познакомиться с расчетами Николая Горькавого можно на его странице в «Живом Журнале».
– Какие процессы теперь можно будет изучить и объяснить с учетом вашего открытия?
– Найденная в теории гравитации Эйнштейна возможность для антигравитации позволит перестроить космологические модели, выбросив из них все гипотетические силы. Это означает, что расширение вселенной, которую открыл астроном Весто Слайфер в самом начале XX века, получит своё научное и понятное любому образованному человеку объяснение. Мы наконец-то поймём мир, в котором живём. И я уверен, что на этом пути нас ждут удивительные открытия и сюрпризы. Возможно, практически полезные. Например, в статье высказывается предположение, что наша вселенная может быть заполнена высокочастотным гравитационным излучением, перешедшим из предыдущего цикла вселенной. Велика ли энергия, которая содержится в этом излучении? Можем ли мы к ней «подключиться»? Скоро мы узнаем ответы на эти вопросы.
– Если Большому взрыву предшествовало Большое сжатие, где та грань, когда сжатие переходит в расширение?
– Для уверенного ответа на этот вопрос нужно построить новую космологическую модель, а пока мы нашли лишь антигравитационный двигатель для этой модели. Но, по моим прикидкам, размер Вселенной в момент максимального сжатия может составлять несколько световых часов, то есть быть размером с Солнечную систему. И разворот от сжатия к расширению, соответственно, займет по времени тоже несколько часов.
– Как сильно могут разогнаться галактики? Может ли случиться такое, что их взаимодействие, будь то гравитационное или электромагнитное, будет невозможно?
– Их ускорение мало и, полагаю, прекратится со временем, так что галактики не ускорятся больше, чем положено по законам специальной и общей теории относительности.
Разрушение атомов и исчезновение фундаментальных взаимодействий из-за усиления разбегания – это из серии фантастических гипотез, на которые я не считаю нужным тратить время. Антигравитация, конечно, может исчезнуть, это никакая не мистическая, а просто гравитационная сила, которая поменяла знак из-за быстрого исчезновения массы, но постепенно она уменьшается и, думаю, сменится притяжением.
Полагаю, что галактики перестанут разбегаться и повернут назад без каких-либо повреждений составляющих их атомов. Для этого «поворота» общая масса вселенной должна достаточно вырасти и преодолеть антигравитирующий потенциал ускорения. Детали этого процесса пока неясны и зависят от предположений, которые нужно проверять. Это вы уже заглядываете в будущие работы!
– Как происходит процесс сжатия вселенной? За сколько времени до этого исчезает жизнь?
– Для жителей сжимающейся вселенной жизнь очень долго ничем особенным не будет отличаться от жизни обитателей расширяющейся вселенной. Разве что звезды будут старше, и придётся греться возле долгоживущих красных карликов. Астрономы, конечно, заметят, что красное смещение галактик сменилось на голубое. Когда до максимального сжатия вселенной останется сотни или десятки миллионов лет, небо над жителями коллапсирующего мира станет пылающим из-за взрывов сталкивающихся звёзд и из-за разогревающегося реликтового излучения. Как только свечение неба станет ультрафиолетовым – биосфера начнет умирать.
– Есть ли в вашей личной картине мира место для некого бога? Конечно, не старичка на облаке, а крутейшего высшего разума, который настолько всемогущ, что находится вне пространства и времени. Ведь кто-то же должен был запустить все эти процессы сжатий-расширений...
– Нет. Я могу, конечно, допустить существование могущественного разума, создавшего вселенную, но она тут же будет сама его вытеснять. Действительно, мегаразум не будет держать руками каждый электрон в каждом атоме – он просто создаст законы, по которым они будут двигаться. Но если мегаразум создал законы, которые полностью управляют вселенной, то где там ему место? Всё ведь само движется. Даже если оставить за ним функцию создателя, то этот первотолчок никак не влияет на нашу жизнь в условиях жестко заданных физических законов. И уж совсем я не могу представить, что такой мегаразум придает такое существенное значение свечкам в его честь на одной из ста миллиардов планет, расположенных в одной из ста миллиардов галактик.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, Олега Каргаполова