Город Гламурная жизнь театральных кошек

Гламурная жизнь театральных кошек

Довольно часто они приходят в театр с улицы. Природная интуиция их не обманывает – здесь накормят, приласкают и даже дадут возможность высказаться. Как выяснилось, почти в каждом челябинском театре есть свои кот или кошка, а также канарейки, черепахи, собаки, куры... Есть даже лошадь. Кто-то только ловит мышей и нежится на театральных диванах и в аквариумах, а кто-то отрабатывает свой кусок хлеба на сцене.

Обворожительная китаянка

В челябинском драматическом театре, например, много лет жила кошка Муза. Ловила ли она мышей? Этого никто не знает. Но актриса была от природы. И просто красавица. Говорят, она походила на китаянку из-за раскосых миндалевидных глаз. И потому котят Музы артисты охотно разбирали по домам. В спектакле «Берег» Муза была партнершей замечательного артиста Александра Мезенцева. Вероятно, кошке нравилось, что он брал ее на руки и выходил на сцену. А потому за несколько минут до этого звездного момента Муза приходила за кулисы самостоятельно и тихо ждала Александра Мезенцева.

Нынешний завлит театра Елена Ляпунова вспоминает Музу в другом спектакле – «Татуированная роза»: «Мы с Яном Цапником (ныне известный российский киноартист. – Прим. авт.) были тогда детьми. И выбегали на сцену в этом спектакле в роли детей. Носились, шумели, такова была наша задача. В какой-то момент было решено, что мы должны выбегать на сцену с кошкой. Я взяла Музу на руки, а Ян бежал впереди, в руках у него была палка, к ней привязаны банки, которые ужасно грохотали. И вот когда эти банки загремели, Муза так вцепилась в мое плечо со страху, что потом ее еле отодрали. Кожа, конечно же, была содрана до крови, ужасно было больно. Но я на Музу не сердилась, она же не со зла, просто испугалась очень. По характеру это была очень добрая, спокойная кошка. Все ее любили. Но когда театр переехал из старого здания в новое, Муза вдруг исчезла. Ей не понравился новый театр, и она вернулась в старый. А потом кто-то из артистов забрал ее домой».

Матроскин летит в космос

Кот Матроскин, проживающий в челябинском театре кукол, к актерскому мастерству остался совершенно равнодушен. В театр он пришел лет восемь назад – совершенно больной. Актеры предположили, что его сбила машина. Кота поселили в театральном гараже, вылечили и откормили. Оценив заботу и внимание, кот тихой сапой перебрался в театр. Он, как хитрая Лиса из известной сказки, сначала жил в коридоре на диванчике, а потом прокрался в женскую гримерку да там и поселился прочно.

1 из 3

«Наш Матроскин быстро оценил сердобольность актрис, – смеется завтруппой Людмила Псарева. – И теперь его любимое место – кресло заслуженной артистки России Натальи Балдиной. Как только она встает с кресла, Матроскин занимает ее место. А иногда даже гипнотизирует актрису взглядом: уступи, мол, мне это расчудесное креслице».

Кот Матроскин буквально расцветает в дни фестиваля «Соломенный жаворонок» – народу в театре много, и все его любят, балуют. А вот артиста из него не вышло.

«Однажды мы попытались приобщить Матроскина к сцене: в одном из наших капустников запустили его в «космос», ракетой служило ведро, – рассказала Людмила Псарева. – Но как только ведро начало подниматься, кот заорал благим матом. Больше мы его к творчеству не приобщали. Но на сцену он иногда выходит по собственной воле и из любопытства. Любит заглянуть и в кабинет директора театра. А по вечерам рассказывает сказки вахтерам, пригревшись возле батареи».

Ваша кошка, наша кружка

Первая театральная кошка Нового художественного театра звезд с неба не хватала и занималась исключительно своим природным назначением – ловила мышей и крыс. Звали ее Муся Первая. Она пришла в НХТ, когда театр переехал в здание бывшего кинотеатра «Спартак». Сначала жила со строителями, которые делали в помещении ремонт. Артисты потом шутили: «Муся Первая строила наш театр». На самом деле кошка исправно ловила крыс и мышей, которых здесь было предостаточно. Утром строители, а потом артисты находили на полу ее охотничьи трофеи. При этом, по словам артистов, Муся Первая была невероятной умницей. «Это была, в моем понимании, настоящая театральная кошка, – утверждает Марина Оликер. – Она присутствовала на всех репетициях. Причем, если репетиция складывалась плохо, Муся уходила – по-моему, она чувствовала фальшь и этого не терпела. И в спектаклях иногда выходила на сцену, сама по себе. Мы относились к этому спокойно, а зрители принимали ее выход как должное. Вопросов не было».

1 из 2

В НХТ сохранился портрет Муси Первой, сделанный актерами знаменитого театра «Zooпарк» из Нижнего Новгорода. Суперталантливые Олег Шапков и Лев Харламов на портрете написали: «Ваша кошка, наша кружка».

Сейчас в НХТ живет Муся Вторая. Если Муся Первая в театр пришла с улицы, то Вторую принесли сюда котенком, чтобы она заменила Мусю Первую в ловле мышей. Но кошка оказалась с характером, мышей ловить отказалась. И сегодня, пользуясь своей красотой и обаянием, полеживает на театральных диванах либо на столах в актерских гримерках и влюбляет в себя окружающих. Часто ее можно видеть в зрительской части, Муся Вторая любит встречать театралов.

Шоколадный Вася

Известно, что в Эрмитаже Петербурга коты и кошки живут с момента основания музея. На то была царская воля. Кот Василий в Челябинском музее изобразительных искусств появился в день открытия выставки «Музея шоколада Nikolya» из Симферополя. Это было под Новый год, 15 декабря 2015-го. Сегодня музейные работники не любят признавать, что кота Василия они взяли из приюта для охраны шоколадных экспонатов от известных серых лакомок с длинными хвостами. И кот с задачей справился отлично, оказалось, что он прекрасный охотник. Выставка в целости и сохранности вернулась в Симферополь, а кот Василий «укрепился» в залах музея на площади Революции, 1.

1 из 2

Василий оказался на редкость общительным и приветливым котом, посетителей он не боится и не прячется от них. А зрители пишут о нем в Сети: «Даже Васян уже сходил на выставку Шемякина! А вы?! Васька, кстати, не пропускает ни одной выставки, сам являясь музейной достопримечательностью. С радостью подставляет меха для поглаживания. При ласковом подходе может мурлыкнуть пару раз. Жизнь Васи – сплошная обломовщина. Спит себе на подушечке на подоконнике музея, обдуваемый лёгким ветерком, да наслаждается игрой трех юных флейтисток».

Как говорят специалисты музея, Василий просто обожает всевозможные мастер-классы в стенах музея, когда в зале ставят столы, а на них – любимые Васины игрушки: карандаши и кисточки. Кот лежит на столе, наблюдает за происходящим и поигрывает карандашиками.

Этим летом, в самую жару, кот выходил на улицу, но всегда возвращался в музей, который стал для него любимым домом.

Галина, но не Blanka

А теперь о птицах. В челябинском драмтеатре жила несколько лет курица Галя. Ее портретов, к сожалению, не сохранилось. Но Галю в театре помнят и говорят о курице с великой нежностью. Она появилась в театральных коридорах не по чьей-то прихоти, Галя играла в спектакле и даже ездила с театром на гастроли. Свое имя курица прекрасно знала. А получила его потому, что в переводе с испанского Gallina – это «курица» и есть. Вероятно, кто-то так любил знаменитый бульон, что поинтересовался значением его названия.

В перерывах между искусством Галя разгуливала по театральным коридорам и разговаривала с артистами: если к ней обращались, она обязательно отвечала на своем птичьем языке. А в тихом своем уголке – в реквизиторской – курица несла яйца. Не золотые, конечно, самые обычные – ослепительно белые. Наверное, она это делала не только потому, что статус обязывал, но и в благодарность реквизитору Анне Ефимовне Ворожцовой, которая Галю кормила и баловала.

Сергеич, Семка и другие

Челябинский молодежный театр стал домом для пернатых. Здесь живет целое семейство канареек. Это довольно трогательная история – певчую пару восемь лет назад купили для спектакля «Возмутитель спокойствия». Но мама-канарейка умерла сразу после появления на свет двух детенышей. И птенцов вырастил папа Сергеич – так зовут главу канареечного семейства. Сам согревал их, кормил, воспитывал. Дети, Буська и Семка, сейчас уже взрослые. Не так давно в клетке появился четвертый жилец – кенар Санька. Птицы живут дружно. Когда молодежь расшалится, папа Сергеич нахохлится и подаст грозный голос – всех урезонит.

Сергеич
1 из 4
Сергеич

Когда спектакль ушел из афиши, канареек перевели на заслуженный отдых в кабинет заместителя директора театра по зрителю Оксаны Загидуллиной. За ласку и заботу канарейки платят ей пением. Как рассказали коллеги Оксаны, когда она уезжает в командировку, канарейки замолкают. Пение возобновляется только с ее возвращением.

Помимо канареек приют в молодежном театре нашли: парочка водяных черепах, стайки пираний, во дворе театра уже много лет живут собаки. Кормилицей театральной собаки Лады стала завскладом Людмила Павловна: «Покупаю ей куриные сардельки, она их очень любит, да и актеры тоже балуют Ладу вкусненьким. Она живет у нас уже 17 лет. Сначала был пес Тимофей, который вырос в театре. Причем он не ограничивался территорией двора, часто его можно было видеть в театральных коридорах, на сцене. Это он и привел в театр Ладу».

Лада в здание театра заходить стесняется, но двор сторожит исправно. Правда, этим летом собака стала пугливой, потому что ее покусали осы, свившие гнездо прямо в собачьей конуре. Все надеются, что за зиму она забудет обиду и перестанет бояться всех мух подряд.

Банкет с черепахами

Водяным черепахам, которые живут в бутафорском цехе молодежного театра, бояться абсолютно нечего – они находятся под защитой главного здесь человека. Заведующий бутафорским цехом Виктор Гаврилов смастерил для них большой металлический бассейн, который регулярно чистит и благоустраивает. Черепах кормит вкусными креветками. А в погожие дни выносит их во двор, потому что солнечные лучи убивают вредные бактерии под панцирем.

«Раньше мы их выносили прогуляться в старый фонтан в сквере на площади Революции, – говорит Виктор. – Сейчас это невозможно, поэтому гуляем в театральном дворе».

1 из 4

Виктора черепахи узнают по голосу, вытягивают из воды морщинистые шеи, чтобы он их погладил по головке. И разве что не улыбаются от удовольствия.

Время от времени в молодежном театре появляется еще и самый настоящий конь, его привозят для участия в спектакле «Дневник двенадцатилетнего». Наездником и главным другом коня стал актер Джамшит Садыгов.

«Лошадей люблю и знаю с детства, потому что вырос в деревне и с шести лет «на коне», – рассказал актер. – Собственно, перспектива поработать с лошадью на сцене и привела меня в молодежный театр. Я начал играть в этом спектакле, будучи студентом театрального факультета, а потом был зачислен в труппу. С Банкетом (так зовут коня) мы сыграли довольно много спектаклей. Сначала он всего боялся: темноты театральных коридоров, яркого света софитов... Но сахар и ласка сделали свое дело – Банкет потом выходил на сцену смело и даже с удовольствием. Правда, с конем, которого я очень полюбил, пришлось расстаться. Фирма, которая давала нам Банкета для спектаклей, его продала. Признаюсь, я скучаю по нему».

Банкет

В этом сезоне спектакль вновь вошел в афишу молодежного театра. Зрители его любят. Не исключено, что огромная часть этой любви предназначается коню и его наезднику. Что-то кардинально меняют в нас хвостатые, четвероногие, покрытые панцирями, шерстью и перышками... Вероятно, они делают нас более человеками.

Фото: Фото Олега Каргаполова, Натальи Капитовой и из архивов челябинских театров
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления