Челябинцы обращают внимание на то, что возле железнодорожного вокзала в Челябинске стахановскими темпами возводится новый объект. 74.ru выяснил: в здании расположится музей истории ЮУЖД. Корреспонденты сайта побывали на стройке и узнали, какие экспонаты увидят горожане и гости южноуральской столицы.
Как уточнили в отделе по работе со СМИ ЮУЖД, сейчас идет возведение каркаса здания. Построено три этажа из четырех. «На первом будет дорожный совет ветеранов и хранилища. Со второго этажа начнутся экспозиционные залы, которые будут рассказывать о появлении железных дорог, прибытии на ЮУЖД первого поезда и вплоть до наших дней, – рассказала методист музея истории ЮУЖД Татьяна Каукина. – Также появится современное интерактивное оборудование, чтобы с помощью него гости смогли, например, посмотреть выставку без экскурсовода».
Стоит отметить, что расположение музея – возле вокзала – выбрано вполне удачно. Таким образом пассажиры, ожидающие отправления поездов и электричек, смогут провести время с пользой и узнать для себя что-то новое. Неподалеку от будущего музея располагается и выставка железнодорожной техники под открытым небом.
Музей истории ЮУЖД появился в Челябинске 43 года назад. У истоков его создания стоял краевед и железнодорожник Александр Козырев. За это время работники Южно-Уральской магистрали и их близкие принесли в храм культуры около 17 тысяч предметов и документов. В нынешнем помещении музея, расположенном в железнодорожной библиотеке на улице Цвиллинга, 63, удалось представить не более трети экспонатов, остальное хранится в фондах. В новом здании планируют выставить как минимум половину.
Сотрудники музея показали журналистам экспонаты, которые войдут в будущую экспозицию. Многие раритетные предметы поражают своей простотой функционирования и использования. Но даже они позволяли наладить четкую работу железной дороги.
Так, в начале прошлого века путешествие по железной дороге начиналось с колокола. Именно с помощью него оповещали пассажиров: один удар предупреждал о прибытии поезда, чтобы граждане были внимательны и осторожны, два – приглашение на посадку, три – отправление. В музее есть сразу два станционных колокола со станций Челябинск и Чернявская.
Электрожезловый аппарат был настоящим чудом техники своего времени. Чтобы избежать лобовых столкновений поездов, дежурный подавал сигнал своему коллеге на другой станции, после аппарат выдавал жезл с определенным номером, который передавался машинисту. Последний отдавал его, прибыв на следующую станцию. Представлена и большая коллекция фонарей – от свечного до аккумуляторного. Долгое время их использовали не только для освещения, но и подавали сигналы.
А вот машинисты паровозов брали в поездку «шарманку» – так на железнодорожном сленге называется дорожная сумка. Изначально это был сундучок с выпуклой крышкой, сделанный из жести – для пожарной безопасности. Почему он получил название музыкального инструмента уже никто и не помнит. Одни говорят, что из-за внешнего сходства, другие – из-за бренчания, которое издавало содержимое сундука.
«В сундучках было двойное дно. А поскольку в начале XX века многие железнодорожники были революционерами, машинисты прятали туда революционную литературу», – рассказала Татьяна Каукина.
В конце XIX – начале XX века в залах ожидания на каждой железнодорожной станции стояли самовары. Попить чай могли не только высокопоставленные пассажиры, но и все желающие. Возле самовара стола медная кружка. Чтобы кто-нибудь случайно не забрал ее, ее привязывали.
В музее есть фрагмент чугунного рельса 1893 года. Когда строилась железная дорога, рельсы делали в Усть-Катаве и Катав-Ивановске. Владельцами заводов были князья Белосельские-Белозерские – об этом свидетельствует соответствующее клеймо. Интересно, что еще один фрагмент такого рельса, правда, другого года выпуска, недавно был найден возле железнодорожного полотна во время ремонтных работ.
Как отмечают работники музея, фонды пополняются до сих пор. Чаще всего челябинцы приносят документы, газеты, связанные с деятельностью железной дороги, а также интересными людьми, которые там работали.
Фото: Фото Олега Каргаполова и предоставлено пресс-службой ЮУЖД