Яма-убийца в Челябинске привела к гибели дюжины колес и побудила одного из пострадавших подготовить петицию, призывающую изменить Правила дорожного движения ради упрощения подачи иска в адрес дорожных служб.
Острые края коммунального ремонта
Обсуждаемая выбоина возникла на прошлой неделе на пересечении улиц Труда и III Интернационала. Острые сколы асфальта резали колеса, причем некоторым водителям «повезло» лишиться сразу двух покрышек. Автор петиции Андрей Ильенков снял видеоролик, иллюстрирующий масштаб проблемы.
Как ранее сообщили 74.ru в управлении дорожного хозяйства администрации Челябинска, ответственность за появление ямы несет МУП ПОВВ. Работники предприятия ремонтировали в этом месте трубу. Cейчас неровность прикрыли гравийной заплаткой.
Судиться или простить?
Процедура оформления ДТП из-за дорог, не соответствующих нормативам, в целом хорошо известна. В краткой форме она изложена в материале «Если попали в яму: шесть простых правил...». Собрав необходимые документы, можно потребовать компенсацию ущерба с компании, отвечающей за данный участок дороги. Претензию можно направить непосредственно в организацию, а в случае отказа обратиться в суд.
Серьезное препятствие к оформлению ДТП «по науке» – необходимость ждать экипаж ГИБДД, вызов которого на место происшествия в данном случае обязателен.
Многие водители предпочитают не тратить время, поэтому количество исков гораздо ниже числа ДТП по причинам плохих дорог, что позволяет ответственным организациям уходить от наказания.
Андрей Ильенков подготовил петицию на сайте Сhange.org, предложив изменения в законодательство, которые позволят оформлять мелкие ДТП из-за некачественного дорожного покрытия без участия ДПС.
– Ведь яма на дороге моментально не появляется. Почему люди должны страдать из-за безответственности дорожных служб? Если кто-то думает, что автоподстав больше станет, то отвечу просто: не будет ямы – не будет автоподстав.
ДТП без вызова
В прошлом году в ПДД внесли ряд изменений, которые позволили водителям, попавшим в ДТП, при определенных обстоятельствах покидать место аварии. В некоторых случаях можно не уведомлять ГИБДД, в других – отправляться на ближайший пост или в отделение, но без необходимости ждать экипаж на месте. Подробнее – в таблице ниже.
Алгоритм уведомления ГИБДД при разных типах ДТП
Но вот что касается аварий из-за некачественных дорог или происшествий, в которых пострадала дорожная инфраструктура (например, стойки знаков или ограждения), то здесь самостоятельное оформление почти не практикуется.
– Обстоятельства подобного ДТП и характер повреждений автомобиля, со всей очевидностью, будут вызывать разногласия участников ДТП, – объясняет автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев. – В данном случае второй участник (собственник дороги или ответственная организация) на месте ДТП отсутствует. То есть, как минимум, его мнение мы узнать не можем, а у него явно возникнет несогласие по поводу указанных обстоятельств. Исходя из сказанного, необходимо квалифицированное измерение всех размерных характеристик, в том числе недостатков дороги. Поэтому, из практики, на данные ДТП выезжают сотрудники ДПС, которые среди прочего составляют акт выявленных недостатков дороги.
При этом мелкие аварии с порезами колес имеют низкую приоритетность для экипажей, оформляющих аварии, что увеличивает срок ожидания до многих часов.
А возможен ли вариант, когда после звонка в ГИБДД сотрудник инструктирует вас оформлять ДТП самостоятельно?
– Если попадется такой дежурный (что маловероятно, но возможно), то я бы настойчиво требовал выезда сотрудника ГИБДД, – советует Лев Воропаев. – Если все равно отказывают, то, чтобы максимально подстраховаться, помимо схемы необходимо составить так называемый акт фотографирования и измерений в присутствии двух свидетелей (составляется в произвольной форме), а именно зафиксировать на фото или видео расположение транспортного средства на проезжей части, а также каждое измерение параметров повреждения дороги, например, ямы, и составить соответствующий акт с подробным описанием всех проделанных действий. Документ должны, кроме вас, заверить свидетели с указанием их адресов и телефонов. Далее едем оформлять происшествие в ГИБДД и подаем отдельное заявление о возбуждении дела в отношении ответственных лиц в связи с выявленным нарушением содержания дорог.
Таким образом, в отличие от классического ДТП аварии из-за некачественных дорог требуют дополнительных шагов, поэтому их самостоятельное оформление при нынешнем подходе проблематично.
– Без документа, которым будет установлена виновность лиц, ответственных за содержание дороги (в идеале вынесение постановления по статье 12.34 КоАП), получить возмещение в суде будет практически невозможно, – подытоживает наш эксперт.
«Европротокол» для ямы
Подчеркнем, что ущерб от ям зачастую незначителен, и забюрокраченность процедуры истребования компенсации от дорожников приводит к тому, что большинство оплачивает ремонт из своего кармана.
Напрашивается схема, по духу близкая к нынешнему европротоколу: при наличии незначительного ущерба водителю достаточно собрать фото- и видеоматериалы, оформить схему ДТП и другие стандартные документы, после чего направить жалобу в организацию, которая отвечает за содержание участка дороги.
Правда, необходимы четкие критерии правильности оформления документов. Помимо перечисленного выше водителю предстоит доказать, что в произошедшем нет его вины, например, нарушения пункта 10.1 ПДД, который предписывает выбирать скорость движения, соответствующую условиям (в том числе дорожным).
Упрощение процедуры оформления легких ДТП из-за ненадлежащих дорог позволило бы усилить ответственность за их содержание. Ознакомьтесь с петицией и, если поддерживаете ее, подпишите.
– На данном этапе важно, чтобы петиция собрала максимальное количество голосов, – отмечает автор Андрей Ильенков. – Если количество подписавшихся будет значительным, я отправлю ее на рассмотрение в Федеральное собрание РФ. Одним из критериев жизнеспособности инициативы для них является количество граждан, готовых поставить под ней подпись.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com и Андрея Ильенкова, видео Андрея Ильенкова