Город Развлечения Максимально честный театр: в Челябинске открылся Центр ненормативной лирики и жеста

Максимально честный театр: в Челябинске открылся Центр ненормативной лирики и жеста

В Челябинске открылся Центр ненормативной лирики и жеста. Это не союз поэтов-экспериментаторов и не объединение «ребят с района». За хлестким названием скрывается проект людей искусства – актеров челябинских театров. Корреспондент 74.ru поговорил с его руководителем Борисом Черевым.

Борис Черев, руководитель проекта «Читки», сейчас – Центра ненормативной лирики и жеста

Чуть менее двух лет назад, в январе 2015-го, в Челябинске появился проект «Читки», где актеры читают со сцены пьесы современных авторов. Он сформировался на базе Молодежного театра, а потом его приютил Исторический музей. У проекта нет закрепленной труппы, и актеры с режиссером работают на чистом энтузиазме, экспериментируют, пытаясь развивать в нашем городе современное театральное искусство.

В октябре команда открыла новый сезон. Название «Читки.Челябинск» перестало быть актуальным, и актеры предложили подписчикам группы в соцсети проголосовать за разные варианты. Так и родилось название «Южноуральский центр ненормативной лирики и жеста». Что, впрочем, совсем не означает, что на всех читках и спектаклях актеры ругаются матом и показывают неприличные жесты.

– Известно, что лирика – это воспроизведение субъективных чувств и переживаний. Ненормативная лирика – значит, максимально честно о том, чем мы все живём и что чувствуем. Без норм и ограничений, – так команда объясняет необычное название.

– Изначально читки затевались для драматургов: одно дело – читать текст с бумаги, и другое – услышать со сцены, – рассказывает Борис Черев. – Но постепенно это превращается в особый жанр театрального представления, читки встают в один ряд со спектаклями. Более того, у читок есть и свои фанаты!

«Я тя лю» – постановка крайне необычная: перед зрителями лишь экран с смс-сообщениями, актеров нет, голоса персонажей тоже отсутствуют

Но все-таки полтора года работы с современной драматургией разожгли аппетит команды: им захотелось не только читать пьесы, но и играть их. Об этом Борис Филиппович рассказывает подробно.

– По моим (да и не только) наблюдениям за последние лет 20 человеческое восприятие изменилось: люди не дочитывают длинных предложений, речь стала сжатой, концентрированной. Старшее поколение сетует, что молодежь не читает, но мне кажется, что читает на самом деле даже больше – просто не книги. Люди стали доверять зрительной информации и хуже воспринимают то, что услышали. Между тем способы, которыми театр пытается коммуницировать со зрителем, остались старыми, полувековой давности. И это проблема. Театр теряет аудиторию, превращается в место развлечения. И мне обидно, что его роль съеживается, сводится к развлекательному сегменту. Есть расхожее выражение – все равно что гвозди микроскопом забивать. Вот это сегодня, к сожалению, происходит и с театром. А ведь театр – это прежде всего инструмент для пробуждения души, способ вывести сознание из летаргии. Это одна причина, почему мы хотим развиваться в сторону спектаклей – мы хотим использовать современные произведения и рассказывать их с помощью театра как системы выразительных средств.

Вторая причина – в Челябинске эта ниша практически свободна. В наших театрах преимущественно ставят классику. Можно вспомнить Камерный театр, но он ограничен тремя премьерами в год, и, как правило, только одна из них экспериментальная. При этом в Екатеринбурге есть центр современной драматургии, похожие заведения – в Ижевске, Уфе и Перми. Мы знаем, что в Челябинске есть люди, которые хотят видеть спектакли по современным произведениям, и есть актеры, которые хотят это показывать.

За последнее время Южноуральский центр ненормативной лирики и жеста принял участие в нескольких фестивалях. На челябинском «Дебаркадере» и II международном фестивале современного искусства «Параллели» в Кургане актеры читали пьесы наших земляков Анастасии Малейко и Егора Черлака. А на «Ночи в театре» в Озерске – совершенно новую пьесу драматурга из Екатеринбурга Ивана Андреева «Моя жена – Сталин». На нее у Бориса Филипповича большие планы: наконец-то «отобрать у актеров бумажки». И после Нового года челябинцы увидят в Центре ненормативной лирики и жеста уже премьеру спектакля.

В постановке «Моя жена – Сталин» заняты актеры Александр Дик, Александр Зайцев и Елена Шингареева

– Мы хотели бы укрепить и развить интерес к новой драме, – говорит Борис Черев. – Есть ощущение, что сейчас люди живут на бегу, а спектакль по новой пьесе – это способ остановиться, подумать, попереживать о проблемах современности. Все, кому это интересно, – и есть наша аудитория. Вместе с ней мы будем двигаться в сторону современной драматургии. Ну а пока мы только в начале пути.

Фото: Фото «Центр ненормативной лирики и жеста»/Vk.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
ТОП 5
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления