RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -17

4 м/c,

зап.

733мм 61%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город В конкурсе на лучшую концепцию центра Челябинска победила голландская компания

В конкурсе на лучшую концепцию центра Челябинска победила голландская компания

Во всероссийском конкурсе на лучшую концепцию сохранения и развития центра Челябинска первым стал проект компании из Амстердама DE ARCHITEKTEN CIE, передает корреспондент 74.ru с церемонии награждения.

Второе место заняла столичная ООО «АМ "Атриум"», третье – «Стальное вымя» из Челябинска. Победитель получил полтора миллиона рублей, призеры соответственно – 1,25 млн и один миллион, ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» (Москва) и ООО «Яузапроект» (Москва) получили по 500 тысяч рублей поощрительной премии.

Финалистов определили еще летом. В конце августа они в Челябинске ознакомились с территорией планировки. Голландцы не смогли приехать из-за проблемы с визой, но это не помешало им победить.

Николай Шумаков, Перо Пульиц, Евгений Тефтелев, Владимир Сергеев

– De Architekten Cie работает с Россией многие годы, но все разработанные проекты были в основном для Москвы и Московской области. Поэтому когда я увидел информацию о конкурсе, мои коллеги с энтузиазмом приняли решение об участии в нём, – рассказал корреспонденту 74.ru архитектор Владимир Сергеев. – Для нас также стало сюрпризом, что De Architekten Cie была единственной зарубежной компанией, которая отправила заявку на участие. Амбицией проекта стало создание условий для здоровой жизни и процветания Челябинска в будущем. Для достижения этой цели мы обратили внимание на текущие проблемы и предложили создать гибкую структуру города, которая позволит решить долгосрочные задачи.

В проекте голландской компании на Миассе появился жилой остров, отделенный от Заречья каналом.

– Вся идея этого конкурса была в обновлении центра города и создании концепции его грядущего развития. В центре Челябинска есть река, но город повернулся к ней спиной, – утверждает партнер De Architekten Cie Перо Пульиц. – Все европейские города – Париж, Копенгаген, Вена – имеют реку в центре. Наша идея была в соединении города с рекой с двух сторон посредством этого острова, приблизить два берега настолько, насколько это возможно. Челябинск получает уникальный шанс построить функциональный центр города.

Перо Пульиц: «Челябинск получает уникальный шанс построить функциональный центр города»

В проекте практически не заметно здание органного зала «Родина», закрытое небоскрёбами – так и было задумано.

– Наша идея в том, что через включение в новую застройку это здание станет еще более видимым, заметным, будет выделяться на фоне новых домов, – убежден Перо Пульиц. – В Нью-Йорке на Пятой авеню есть церковь Святого Патрика, достаточно невысокая и окруженная высотками, но когда ты находишься там – обращаешь внимание только на эту церковь. Органный зал станет новым бриллиантом в сочетании старого и нового. Нужно сохранить как можно больше прежней городской ткани и добавить новые здания, новую комфортную среду.

На площади Революции архитекторы предложили возвести два культурных центра, между которыми будет натянута крыша, которая прикроет концерты от дождя, а в жару даст тень. Конечно, тогда на площади не получится больше проводить военные парады и партийные демонстрации, но для проектировщиков развитие культуры в Челябинске оказалось важнее, как и идея арки, своеобразных ворот города, объясняет Перо Пульиц.

– Это лишь видение, предложение, и на базе этого плана могут проводиться другие архитектурные конкурсы с техническим заданием. Здания могут быть такими или другими, капитальными и временными, крыша такая или иная – детали дизайна определят при дальнейшем проектировании. Сейчас это просто огромное пространство, которое большую часть года не используется, – отметил специалист.

В проекте задумано постепенное изменение застройки

На реке появится вантовый мост, внешне напоминающий солнечные часы за счет круглой формы и стелы-опоры. По идее авторов, это мост для неспешных прогулок, с которого видны и старый город, и новый.

Старое и новое столкнутся не только в архитектуре, но и в экономике города:

– Мы читали ваши новости с утра и видим, что опять в городе было загрязнение. И это главная тема и главная проблема Челябинска – загрязнение окружающей среды и нездоровая обстановка в городе. Город существует только благодаря промышленности, и это очень сложно, еще сложнее сделать ситуацию здоровой – и это вопрос не дизайна, а политики для будущего развития, вопрос политики и экономики, – говорит архитектор из Амстердама. – По нашему мнению, экономика города должна постепенно меняться: молодые специалисты после получения образования будут оставаться в городе и создавать новые места креативной индустрии. И постепенно Челябинск будет отходить от этой промышленности. И потом, на проекте – будущее города через 20, 30, 50 лет, если кому-то показать и не сказать, что это Челябинск, могут подумать, что уличная сеть, парки в Париже или Вене. Челябинск перестанет выглядеть как советский город.

Эскиз голландцев был практически единственным, в котором был детально вписан проект-победитель конкурса Archchel-2020 в номинации «Конгресс-центр». Но Перо Пульиц не считает конкурсы конкурирующими или дублирующими:

– Поскольку прошел такой конкурс, уже известен победитель, возможна реализация этого проекта, здание вписывается в нашу концепцию. И мы решили применить, привязать нашу разработку к той, которая уже определена. Это совершенно другой конкурс, он дает идею и сценарий для развития всего центра города. Никаких точечных объектов, у нас общая концепция. Набережная – маленькая часть общего проекта, аэропорт вообще где-то за 10 км. Здесь больше – как люди живут, аэропорт – наоборот, как приезжают, уезжают, путешествуют.

Проектами-катализаторами станут парки и скверы

В проекте предусмотрено три стратегии: обновление общественных пространств (улиц), трансформация кварталов и стимуляция развития с помощью проектов-катализаторов.

– Под обновлением сетки мы подразумеваем обновление существующих улиц – будут добавлены малые формы, высажены деревья, выделены полосы для общественного транспорта, велосипедных дорожек, парковок, иными словами, проведено структурирование, – уточняет Перо Пульиц. – Кварталы сейчас представляют хаотичную застройку, всё смешалось. Предусмотрен постепенный переход, когда ветхие здания, не представляющие ценности, заменяются более функциональными. Появятся офисы и жилье, сохранятся памятники архитектуры. А проекты-катализаторы – это уже существующие парки и скверы, у которых есть большой потенциал, но они недостаточно организованы, там не хватает уличной мебели, малых архитектурных форм. Это площадь Революции, Алое Поле, бульвар Славы, новый остров, парк Гагарина – пять катализаторов, которые сейчас люди почти не замечают, когда едут мимо них. Их нужно сделать видимыми, комфортными!

Хоть для Челябинска стали проблемой некоторые долгострои, в иных упали продажи, а офисные здания пустеют, архитекторы из Нидерландов уверены, что задуманные ими высотки будут пользоваться спросом:

– Это будет очень привлекательная зона. Многие квартиры будут иметь прекрасный вид на исторический центр, реку и набережную. Также будет конгресс-центр, большой торговый комплекс. Две минуты – и ты уже в центре города. Кроме того, остров будет отделен каналом с пятью пешеходными мостами от заречной части, дворы будут очень зелёными – можно ли представить что-то лучше?

Также проектом De Architekten Cie предусмотрено продление пешеходной зоны по улице Кирова до перекрестка с улицей Братьев Кашириных. На новой Кировке останутся трамвайные пути, но улица будет закрыта для автомобилей.

Евгений Тефтелев познакомился со всеми концепциями

Проект из Амстердама получил не только первую премию конкурса, но и похвалу от президента Союза архитекторов России Николая Шумакова:

– Если голландский архитектор начинает работу, результаты всегда будут на высшем уровне. Так получилось, что Нидерланды – страна высокоразвитой архитектуры, высококлассной. Поэтому счастье для города, что голландская команда выступила на этом конкурсе. Предложение совершенно ошеломительное. По сути, это театр! Спектакль разыгрывается – задник условно назовем Сити, а перед ним действие на территории старого города, и достаточно многоплановое, с нового острова перекидывается на правый и левый берег система мостов, и сам остров живет достаточно интересной жизнью. Он урбанистически усиленно проработан, такие многоступенчатые кулисы выстраиваются и создается совершенно сумасшедшая интрига. От этого выигрывает и старый город, потому что он работает на фоне новой архитектуры, и новый город, который создается в центре – очень плотная высококачественная застройка для Челябинска.

При этом, по его мнению, идеи других проектировщиков также будут учтены:

– Было три реальных проекта, а оставшиеся два – это чистая наука, теория. Конечно, любой проект должен быть разработан с научным сопровождением. Начинать любой проект надо с нормального исследования ситуации, и чем глубже оно будет, тем правильнее будут сделаны выводы, а по ним появится нормальный проект – только так! Да, эти работы более научные, но без научного предложения работа не состоялась бы. У них не было сильного предложения по генплану, но они заложили базу для дальнейшего проектирования.

Челябинские архитекторы увлеченно обсуждали пять проектов

Вице-мэр по вопросам градостроительства Владимир Слободской сообщил корреспонденту 74.ru, что уже осмотрел представленные работы и подтвердил использование проектов «Яузапроекта» и института градплана Москвы:

– Мне кажется, проект «Атриума» наиболее перспективный. Было три московских компании, «Яузапроект» использовал очень научный подход, какие-то мысли из него будут использованы, пусть он и менее практический, но интересная задумка. Каждый проект интересен по-своему, и значительная часть идей будет использована нами в перспективе до 2050 года. Амстердам очень интересное видение предложил – канал, остров.

Несмотря на кажущиеся разногласия, мэр Челябинска был очень благодарен жюри

– Большая, кропотливая, ежесуточная работа жюри, которое скрупулезно, поэтапно отсеивало проекты – большое людям спасибо. Проекты участников получились жизненные, в каждом из них есть своя изюминка, – отметил глава Челябинска Евгений Тефтелев, подводя итоги конкурса. – Мне понравились идеи представленных концепций. Некоторые из них можно реализовать частями. Мы обязательно будем предлагать этот материал инвесторам. Спасибо конкурсантам за участие, жюри за кропотливую работу. Теперь наша задача – приступить к реализации лучшего проекта.

– Все лауреаты претендовали на первое место. И на итоговом заседании членов жюри разгорелись нешуточные споры, – отметил при вручении дипломов Николай Шумаков. – Что касается первого места, все знают, что архитектура в Нидерландах – это материал на экспорт. Очень интересный подход в этом проекте, и если в течение пяти лет его реализуют, то Челябинск станет абсолютно новым городом. Он станет самым красивым городом России и, не побоюсь этого слова, самым красивым городом в мире.

На словах «в течение пяти лет он будет выполнен» стоявший рядом главный архитектор Челябинска Николай Ющенко вполголоса поправил «Пятидесяти».

Решение жюри было неоднозначно принято некоторыми челябинскими архитекторами. Алексей Буров и вовсе не скрывал скепсиса по поводу конкурса и его итогов:

Алексей Буров (слева) считает проект Ильи Заливухина (справа) более полезным

– Хорошо сказал Николай Шумаков, что голландская архитектура – это экспортный продукт. Но этот проект не для реализации, он для победы в конкурсе. Его и не планируют реализовывать, да его и не реализуешь. В этом маленьком Манхэттене можно всё население Челябинска поселить! В московских проектах, занявших четвертое и пятое места, очень сильная аналитическая часть. Всё верно – сначала анализ, потом работа архитекторов. В голландском проекте что изюминка? Он яркий! Что научные проекты не вошли в число призеров, характеризует не столько проекты, сколько жюри – когда оно смотрит одни картинки, это влияет на итоги.

Президент Союза архитекторов России считает, что время Ильи Заливухина ещё не пришло

Награждая директора градостроительной компании «Яузапроект» за участие в конкурсе, Николай Шумаков отметил:

– Илья, работа прекрасная, ты сам это знаешь. И у меня есть большая надежда, что ты скажешь свое слово в архитектуре. Но не сейчас.

74.ru подробно описывал проект будущего Челябинска, разработанный группой архитекторов из Москвы. Основатель и гендиректор градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин рассказал нам, какой он с единомышленниками видит набережную Миасса, старую и новую застройку центра, что предлагает сделать с метрополитеном и какие города послужили примером для работы над южноуральской столицей.

На презентации работ перед жюри гендиректор «Яузапроекта» высказал предложение вернуть площади у оперного театра историческое название Соборной и сообщил нашему корреспонденту, что проектом его компании предполагается восстановление Христорождественского собора. Эта идея вызвала скептическое отношение главы города Евгения Тефтелева и известного специалиста по истории Челябинска Гаяза Самигулова.

Власти Челябинска обещали использовать идеи из всех пяти проектов

После подведения итогов Илья Заливухин прокомментировал корреспонденту 74.ru, что голландские архитекторы будут вынуждены обратиться к работе «Яузапроекта»:

– В нашем проекте градостроительство, в их архитектура. И очень хорошо, что наши проекты стоят рядом – сначала наш, потом De Architekten Cie: мы предложили первые этапы, фундамент и то, что на нем, а они – проект на готовом фундаменте. Дело в том, что в Нидерландах уже есть этот базис, они об этом позаботились еще 50–70 лет назад, потому могут себе позволить такие проекты. А нам сначала надо городом заняться с точки зрения градостроительства. И уж затем – архитектуры. Когда они начнут заниматься улично-дорожной сетью, придут к нашему результату. Важно, чтобы в городе был главный архитектор, но еще важнее – главный градостроитель. И чтобы у него был трезвый взгляд на город и его развитие.

Как сообщал 74.ru, всего на конкурс было заявлено 30 компаний-участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Уфы, Томска и Амстердама, наибольшее количество работ – из Челябинска. По итогам квалифицированного отбора конкурсантов во второй тур вошли ООО SW (Челябинск), DE ARCHITEKTEN CIE (Амстердам), ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» (Москва), ООО «АМ «Атриум»» (Москва), ООО «Яузапроект» (Москва).

Основной идеей первенства было сохранение уникальной исторической среды в центре города и повышение туристической привлекательности Челябинска в границах улиц Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кашириных, Российской. В лучшей концепции должны были быть предусмотрены пешеходные связи центра с рекой, организация и благоустройство прилегающих к Миассу территорий.

Напомним, ранее в Челябинске прошел другой архитектурный конкурс – Archchel-2020. В нем были выбраны лучшие проекты набережной Миасса, конгресс-центра и нового аэропорта. Archchel-2020 стартовал в июле прошлого года, и на протяжении четырех месяцев архитекторы создавали идеи для проектирования объектов к саммитам ШОС и БРИКС. Конкурс объединил 225 участников из восьми стран, а на суд жюри было представлено более 150 эскизов. По окончании конкурса оргкомитет устроил народное голосование за лучшие проекты из шорт-листа, отобранного профессиональным жюри. Неделю назад голосование продлили до 20 февраля. На данный момент в голосовании приняли участие больше восьми тысяч южноуральцев.

Как сообщал 74.ru, лидерами стали самые озелененные проекты. Между тем в шорт-лист конкурса Archchel-2020 не вошли некоторые интересные задумки. Об одном таком проекте, который мог бы превратить Челябинск в необычный город с нестандартной набережной, читайте в материале 74.ru. Организаторы сообщили нашему сайту, что, если у кого-то из челябинцев есть желание отметить и другой замысел, не вошедший в этот перечень, они могут посмотреть общий список проектов и написать в оргкомитет свое мнение.

Оба архитектурных конкурса были приурочены к подготовке Челябинска к саммиту ШОС в 2020 году.

Фото: Фото Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
114
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления