Top.Mail.Ru
Реклама
СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Взлеты и падения челябинского радиозавода

Поделиться

Челябинский радиозавод с лаконичным названием «Полет» носит это имя неслучайно. Без оборудования, выпущенного этим предприятием, не обходится практически ни один военный и гражданский аэродром в стране. Оборудование, произведенное на заводе, установлено в 28 странах мира. В этом году «Полет» отмечает свое 65-летие.

Поделиться

Выпуск оборудования для управления полетами - дело тонкое

О том, что еще, кроме навигационных систем, выпускают на челябинском радиозаводе, как единственный в стране производитель оборудования для управления полетами военной и гражданской авиации оказался банкротом и каким образом предприятие удалось спасти от закрытия, читайте в нашем материале.

От «Сирени» до «Бурана»

После Великой Отечественной войны стало очевидно, что радиопромышленность Советского Союза нуждается в развитии. В июне 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в стране ряда радиозаводов, в том числе в Челябинске. Строительные работы по возведению завода начались в 1949-м. Тогда это была окраина города, и, помимо самого предприятия, было решено построить рабочий поселок.

Точкой отсчета истории «Полета» считается 31 декабря 1952 года, когда предприятие выпустило первую продукцию – радиомаяк «Сирень» для отметки точек на местности при посадке и снижении самолетов. В 1954 году предприятие начало выпускать радиотехнические изделия, структурную часть аэродромных комплексов и пеленгаторов.

Поделиться

Молодых сотрудников на заводе увидишь нечасто, большая часть коллектива уже в возрасте

Ключевым событием в истории «Полета» стало начало производства радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) в 1958-м – это была первая в стране система, которая обеспечивала высокую точность определения месторасположения объектов на земле и в воздухе.

В 1960 году радиозавод начал производить круглоглиссадные системы посадки, а также выпустил первый обзорный радиолокатор, ставший базовой разработкой для целого ряда изделий, предназначенных как для оборонного заказа, так и для гражданской авиации.

В начале 60-х предприятие освоило направление средств специальной связи. В 1961 году были выпущены первые комплексы аппаратуры для передачи данных по кабельным, телефонным и спутниковым каналам, которые входили в комплекс средств защиты, систем раннего обнаружения.

Поделиться

Такими обзорными радиолокаторами "Полет" обечпечивает аэродромы России и других стран

В 1967-м челябинский радиозавод выпустил первый радиомаяк ближней навигации. Это оборудование производитель поставлял не только в СССР, но и в другие страны на разные континенты. В том же году предприятие освоило выпуск радиотехнической аппаратуры для управления корабельными системами, а в 1970-м – выпуск морских навигационно-посадочных комплексов.

В середине 80-х годов прошлого столетия радиозавод участвовал в обеспечении полета многоразового космического корабля «Буран». Системы навигации и посадки, изготовленные на челябинском предприятии, установлены почти на всех авианосцах ВМФ России, в том числе на крейсерах «Адмирал флота Ушаков», «Адмирал флота Кузнецов» и атомном крейсере «Петр Великий».

Вторая половина 80-х была для «Полета» эпохой расцвета – завод был перегружен оборонными заказами, открывал новые вспомогательные производственные площадки. Так появилось дополнительное производство в Аргаяше, планировалось создание предприятия на северо-западе Челябинска. Филиалы «Полета» появились в нескольких городах Кавказа, поскольку директор завода отвечал перед властями за создание рабочих мест в этом регионе.

Поделиться

Временный директор радиозавода Сергей Пилат уверен, что худшие времена для предприятия позади

– Работы было так много, что конструкторские бюро боролись за размещение на заводе и внедрение в промышленное производство своих разработок, – рассказывал в интервью 74.ru занимавший ранее должность гендиректора «Полета» Евгений Никитин. – А мы иногда вынуждены были даже отказываться от заказов.

С первых лет своей работы и до 2006 года завод выпускал продукцию народного потребления – радиоприемники, электропроигрыватели, музыкальные центры, магнитолы.

Ползавода – под снос

Судьбу радиозавода в постсоветский период сложно назвать удачной. Как и многие предприятия оборонной отрасли, он много лет испытывал серьезные финансовые трудности . В 90-е ОПК стал для государства далеко не приоритетной отраслью, для предприятий это оборачивалось падением производства и снижением финансовых показателей. Был год, когда завод выпустил для нужд Минобороны всего один локатор. Разное руководство «Полета» пробовало решить эту проблему различными способами.

Поделиться

Радиозавод «Полет» находится недалеко от центра Челябинска, но многие не знают, где он

В 2001 году завод из ФГУПа стал акционерным обществом, а в 2004-м акционером «Полета» стал государственный радиотехнический концерн «Вега», руководство которого утвердило программу финансового оздоровления предприятия. Одним из основных направлений оптимизации стал отказ от «лишней» недвижимости. Завод уже не мог позволить себе содержать десятки тысяч квадратных метров простаивавших без заказов производственных площадей. В итоге было продано около 60 тыс. кв. м вместе с расположенными на них корпусами и административными зданиями, большинство из которых находилось к тому времени в аварийном состоянии.

– Это примерно треть старой производственной площадки в квартале улиц Сони Кривой – Лесопарковой – Витебской – Тернопольской, – отмечал Евгений Никитин. – Продали 11-этажный административный корпус, здание старой проходной и комплекс производственных помещений вдоль улицы Лесопарковой.

Новые собственники начали сносить здания и развернули свои стройки. Многие челябинцы, увидев эту картину, решили, что завод «Полет» в принципе перестал существовать. Горожане часто удивляются, узнав, что предприятие и сегодня продолжает работу, причем на старом месте, окруженное жилыми и офисными зданиями.

Поделиться

Собственник завода поставил задачу сократить управленцев и набрать вместо них рабочих

Участки со зданиями были проданы «одной пачкой» структурам бизнесмена Олега Колесникова. При этом ряд экспертов, включая представителей тогдашней региональной власти, отмечали, что недвижимость продали по цене в несколько раз ниже рыночной стоимости.

– Схема реструктуризации предприятия и продажи непрофильных активов согласовывалась на уровне «Веги» и областной власти, – отмечал в интервью нашему сайту бывший вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов. – Например, перед областью задолженность должна была погашаться на льготных условиях, со списанием процентов. Но речи о том, что объекты будут продаваться за «три копейки», не было. Вряд ли этот шаг менеджмент вообще с кем-то согласовывал. Скорее всего, использовалась типичная серая схема с откатом.

В конце нулевых – начале десятых на предприятии наступила относительная стабильность, руководство «Полета» заявляло об увеличении объемов производства, рассказывали о серьезном потенциале развития и понимании того, как его реализовать. Но так было недолго: с ухудшением экономической ситуации в отрасли ситуация на предприятии опять стала осложняться, выручка упала, вырос объем кредиторской задолженности и долгов по заработной плате. В 2015 году предприятие, численность сотрудников которого на тот момент составляла около 2,5 тысячи человек, выручило с выполненных заказов всего 955 миллионов рублей, что не позволяло ему выполнять все имеющиеся финансовые обязательства, и по требованию кредиторов ЧРЗ «Полет» был объявлен банкротом.

Поделиться

«Полету» есть что показать властям: заместителю губернатора Руслану Гаттарову на заводе рассказали о новой системе посадки самолетов

Изобретать и молодеть

В 2014 году Владимир Путин подписал указ о вхождении концерна «Вега» в дочернюю структуру Ростеха – АО «Объединенная приборостроительная корпорация». Через некоторое время ОПК разработала свою программу финансового оздоровления предприятия, которая предусматривала не только финансовую помощь радиозаводу, но и смену его руководства. Евгений Никитин, возглавлявший завод с 1994 года, не только был отправлен в отставку, но и оказался в центре скандала, связанного с той самой продажей непрофильных активов Олегу Колесникову. ОПК обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении экс-руководителя ЧРЗ.

Новым временным генеральным директором «Полета» был назначен Сергей Пилат, сменились и заместители руководителя предприятия, после этого начались перестановки на уровне руководителей подразделений. Новый акционер ЧРЗ увеличивает численность рабочих на предприятии, сокращая при этом менеджмент.

– Сегодня на заводе перекос в сторону управленческих кадров, – говорит Сергей Пилат. – Их больше, чем нужно, при этом не хватает квалифицированных рабочих – операторов станков с ЧПУ, монтажников, слесарей. В 2017 году мы ставим перед собой задачу сократить менеджмент на 100 человек и примерно на столько же увеличить число тех, кто непосредственно занят выпуском продукции.

Еще одна кадровая проблема, которая всерьез беспокоит руководство завода, – высокий средний возраст сотрудников. Он не намного меньше возраста самого предприятия, в штате много специалистов-пенсионеров. При этом, если сейчас всех пожилых работников отправить на заслуженную пенсию, заменить их будет не на кого. Омоложение кадрового состава идет постепенно, не теми темпами, которые хотелось бы видеть руководству.

– Шесть наших сотрудников работают на предприятии уже 55 лет, – рассказывает Сергей Пилат. – Более двадцати человек трудятся здесь 50 лет. Время берет свое, перед нами стоит задача сделать коллектив более молодым.

Ситуацию на предприятии удалось стабилизировать. С долгами по зарплате рассчитались, и сейчас ее не задерживают, рассчитываются с долгами по кредитам. Выручка по итогам 2016 года выросла по сравнению с 2015-м более чем в два раза.

Основным направлением производства по-прежнему остается выпуск оборудования для управления полетами. Например, предприятие выпускает аэродромные обзорные радиолокаторы, предназначенные для установки в аэропортах. Также «Полет» обеспечивает авиапредприятия системами посадки и ближней навигации.

Завод внедряет в производство собственные технологии. Среди последних разработок – система, которая позволяет осуществлять осадку самолетов без расчистки от снега территории рядом со взлетно-посадочной полосой. В зимнее время это позволит снизить издержки аэропортов. В декабре предприятие успешно завершило государственные испытания модернизированной радиотехнической навигационной системы РБСН-4НМ с высокой точностью, которая не зависит от условий видимости. Поставки этого оборудования начнутся уже в 2017 году.

Есть у «Полета» и уникальные решения в области безопасности производственных и других объектов. Например, система, которая автоматически выявляет нарушения на расстоянии до десяти километров от камеры даже в условиях отсутствия освещения. Интерес к этому оборудованию уже проявила «Роснефть», идут переговоры с Минобороны.

План завода на 2017 год – увеличить выручку еще на 25-30%. Сделать это руководство «Полета» надеется как за счет гособоронзаказа, контрактами которого завод обеспечен уже на 70% от годового плана, так и благодаря увеличению объемов производства продукции гражданского назначения.

Фото: Фото Дмитрия Куткина

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter